В Казахстане два ценных природных “ископаемых”
- казахская нефть и казахская женщина”
Салтанат Исмагулова
С Эдуардом Медведкиным знакома давно. Двери Дома кино
(где я работала в те годы) были радушно открыты всем, но общаться
- по приязни и симпатии (даже по долгу службы) - хотелось
далеко не с каждым. Он не входил ни в какие группировки, гулял
сам по себе и старался казаться проще, чем в действительности.
Тихо делал фильмы, писал рассказы, которые охотно печатались
в Москве и за рубежом, не устраивая по этому поводу презентаций
и пышных застолий. Пропиской и влюбленностью в горы был крепко
связан с Алматы: “Это один из красивейших городов мира!”.
Наездами бывает в Одессе. Сейчас в основном живет в Москве
- первопрестольная дает хлеб насущный, как и в советские времена.
Раньше были дела
издательские, сегодня Эдуард Медведкин - драматург, имиджмейкер,
консультант известных российских политиков и олигархов. Работает
с кандидатом во время выборов, составляет речи и слоганы,
придумывает неординарные выборные технологии.
Мы давно не виделись: с нашей последней встречи прошло уже
несколько лет. В последнее время он напоминал о себе полным
залом на шумной пьесе “Феликс”, идущей в Лермонтовском театре.
Я не ошиблась, полагая, что ему хочется выговориться (хотя
на интервью он согласился после долгих препирательств и уговоров).
И вдруг узнаю о том, что у него также без шума вышли сразу
две книги: сборник пьес и роман “Сельва”.
- О чем роман? Почему “Сельва”, а не “Сильва”?
- “Сильва”, конечно, круче. Но не по делу. А о чем? Глупо
в двух словах... Я помню, сюжет “Анны Карениной” некоторые
укладывали в одну фразу: “про бабу, которая мужа бросила,
к любовнику ушла, а потом, сердешная, на рельсы под поезд
легла”. Кстати, кроме романа, в сборник вошли еще повесть
“Маленький альковный роман времен перестройки” и рассказы.
- Звучит интригующе, не хочешь рассказать, о чем?
- Слышь, скучно об этом. Хочешь, передери аннотацию одного
из издательств. (Что я и сделала с некоторыми сокращениями).
1979 год. Расцвет застоя. Тургруппа из Средней Азии в составе
комсомольских активистов, патриотов попадает в глубинку Латинской
Америки. Случилось, что одна из туристок отстает от автобуса
в Рио-Напо (район притока Амазонки). Кругом джунгли, индейцы,
неизвестность. Спасает нечаянная встреча с выпускником советского
вуза эквадорцем Луисом. “Лав стори”, флора и фауна загадочной
страны, путешествия и приключения, наконец, город “желтого
дьявола” Нью-Йорк - всего лишь внешняя канва повествования,
которое подводит героиню к попыткам осмысления важнейших вопросов
человеческого бытия.
Как узнать, кто ты: личность или человек-растение? Какие
потери и приобретения равноценны? Что такое свобода и нужна
ли она? Свобода незавоеванная, не принятая изнутри, не подготовленная
прежним опытом, свобода в подарок - счастье или троянский
конь цивилизации?
- А где можно купить твою книгу?
- А нигде. Не думаю, что здесь остались люди, которые читают
романы. Вот и загнал тираж куда подальше...
- Там купят?
- Не знаю. Честно говоря, мне безразлично. Не верю, что литература,
кино могут сделать человека лучше, умнее. Сдержаннее - возможно.
И заработать на этом сейчас нельзя. Я добываю на пропитание
иначе.
- Да, литература сейчас никого не кормит. Слышала, Фазилю
Искандеру за последнюю повесть заплатили всего тысячу долларов.
Так зачем же ты пишешь?
- Еще в советское время, когда я числился в писателях-сатириках,
вывел формулу, что писатели пишут по трем причинам: а) чтоб
занять себя, б) чтоб занять других, в) чтоб вернуть занятые
в долг деньги. Я из первой категории. Можно гарцевать перед
толпой, можно с друзьями на кухне, а можно, как я... Судьба
моих книг и фильмов меня не волнует...
- Ты редко появляешься у нас, надоело?
- Таким, как я, в Алматы не выжить: за пьесы не платят, за
книги тоже. Прогибаться перед чиновничьим хамьем или “новыми”
не хочется.
- Не веришь, что скоро все придет в норму? Все-таки Казахстан
- богатая страна...
- Не такая уж богатая. В Казахстане всего лишь два ценных
природных ископаемых: казахская нефть и казахская женщина.
- А что бы ты поставил на первое место: казахскую нефть или
казахскую женщину?
- Не в приоритетах дело. Надо помнить, что и то и другое не
вечно. Казахская женщина - настоящий феномен ума, трудолюбия
и самоотдачи. Мужички мельче. И отношение к творческим кадрам
здесь не скоро придет в норму. В Калмыкии стада баранов вытоптали
плодородный слой и произошло опустынивание земель. В Казахстане
произошло опустынивание культуры: вытоптали тонкий плодородный
слой начисто. Казахские поэты приезжают из Канады и Франции,
казахские музыканты - из Лондона и США, драматурги - из Москвы.
Мертвы литжурналы. Потух вспыхнувший яркими дарованиями казахстанский
кинематограф, а образование превратилось в фикцию: чуточку
тенге, и ты уже кандидат наук. Искусство не принадлежит народу,
и “поэт не больше, чем поэт”, а меньше любого рыночного торговца.
Как показывает опыт арабских стран, на нефтедолларах на пустом
месте хорошо растут отели, казино, столицы и коррупция. А
культуре нужна почва. Если культура, по определению, насилие
над “низменными инстинктами”, то бескультурье открывает дорогу
звериному беспределу, что мы и видим ежедневно.
- А что с твоим фильмом “Дважды воскресший еврей”? Я слышала,
ты показывал его в Вашингтоне и Нью-Йорке?
- О фильме “Дважды воскресший еврей”, посвященном гениальному
скульптору Исааку Иткинду, похороненному в Алматы, так писали
в “Вашингтон пост”: “С подачи автора фильма (он же продюсер)
Эдуарда Медведкина судьба Исаака Иткинда получила несколько
непривычный для советизированного представления ракурс. Здесь
собрано в единую мозаику, казалось бы, несовместимое: документ
и вымысел, легенды и воспоминания реальных людей (родственников
скульптора, его друзей, учеников, соседей), мультипликация
и игра замечательного, ныне уже покойного артиста Льва Темкина”.
- Я снял его на собственной студии, его нет ни в одной фильмотеке:
он нигде не числится, валяется у меня под кроватью. Несколько
раз за рубежом предлагали продать, поместить в какое-то хранилище
в Израиле, подарить от нашего президента ихнему. Жалко. Помру
- и он со мной.
- Твоя пьеса “Феликс” в репертуаре Лермонтовского. Не поверю,
что тебя не трогает ее успех ...
- Понимаю, что люди соскучились за нормальными пьесами -
не сказками об их сегодняшней жизни или о королях и сеньорах.
В зале смеются и плачут. Долго аплодируют. “Феликс” - прорыв
в завтрашний день театра. Это большой успех артистов и режиссера.
Хотя и неосознанный...
- Но ведь искусство делает людей лучше, благороднее!
- Ерунда. Искусство мало влияет на жизнь - оно ее отражение.
Отражение всегда слабее источника: как лунный свет слабее
солнечного. Конечно, есть люди, на которых действует полнолуние.
Но это индивидуумы. Правда, луна влияет на приливы и отливы
в океане - это существенно. Над этим стоит подумать.
- Неужели тебе не хотелось бы быть знаменитым, популярным?
- О! Это прямо вопрос из моей книги. Подожди, сейчас процитирую
(открывает стр.192)... Героиня Таня спрашивает у художника
Дэйва, живущего в Нью-Йорке: “Если серьезно, кто из наших
бывших здесь прославился? Взять вас хотя бы. У нас, ладно,
заставляли делать под идеологию, шедевр не создашь. А тут
почему? Где картины? Слава?” - “Слава? - хмыкнул Дэйв. - Не
путай славу и известность. Я вроде был популярным одно время
и в Союзе и здесь.
А вот слава... Это не каждому дано. Слава - как выстрел из
пушки, это запоминается раз и навсегда. Есть за что. А популярность
- то, что принимают за славу, - это хлопок из задницы. Пока
запах держится - все разговоры только об этом, а потом...
потом ветер приносит новый запах. На поверхности, чьи имена
в прессе, лица по телеку, фамилия на обложке, говорят: “сливки
общества”. Но это сливки, если общество из парного молока.
А наше - грязная жижица, поэтому наверху пена. Хотя настоящие
таланты пробиваются. Хоть где”...
|