14 июня 2002
№24 (212)
Разделы
     Главная страница
     События
     Здоровье
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Культура  

Бася и книга

Мира Мустафина

На днях прошла презентация книги “Когда искусство уходило из памяти”, изданной на грант фонда “Сорос-Казахстан” в рамках поддержки культурных инициатив, искусствоведов, организаторов в Караганде независимой нон-профитной художественной институции Дешт-и-Арт Ларисы Плетниковой и Даны Сафаровой.

Низкий им поклон за их кропотливый исследовательский труд. Других мыслей не было, одно только всепоглощающее чувство бесконечного восхищения и благодарности заполнило меня до краев и не оставило места ничему иному. Неисповедимы пути Господни. Объясню почему.

Как я любила заглядывать в тетушкин шифоньер! Лайковые перчатки с едва уловимым запахом “Красной Москвы”, элегантные шелковые костюмы, блузки жабо, кокетливые шляпки, изящные сумочки... Нам было по 25 лет, когда тетушки не стало, я долгое время не решалась прикоснуться к ее вещам, боясь ощутить их аромат. Затыкала уши, если по радио звучал наш любимый с ней хачатуряновский вальс из “Маскарада”. Перестала перечитывать Куприна - ее любимый писатель.

А потом, когда случались разные жизненные передряги, я хваталась за каждую ниточку воспоминаний, и тетушка, не ведая того, помогала мне многое увидеть, простить и понять... Тетушку звали Зоя Константиновна Аксалинтова. Даже в последние свои годы она была очень красивой женщиной, как бывают красивы известные актрисы, не позволяющие себе распуститься и в глубокой старости. Но удивительно: Зоя Константиновна будто стеснялась своей яркой внешности, и мне кажется, я знаю, почему. Она была женой врага народа. Большую часть своей молодости провела в карагандинских лагерях.

Помню, как поначалу волновался мой муж, когда кто-нибудь спрашивал, откуда родом эта забавная тетка. Когда-то об этом нельзя было не то что писать, но и говорить вслух.

Зоя Константиновна закончила Смольный институт в 1916 году, вышла замуж за офицера царской армии. Как многие романтики того времени, ее муж принял революцию, воевал в составе Красной Армии в гражданскую войну. Помните Рощина в “Хождении по мукам”? Зоя Константиновна считала, что ее Володя - прообраз толстовского героя. Как знать... А в 1937 году его арестовали. Через неделю и Зою Константиновну. Мужа расстреляли, а она двадцать с лишним лет отсидела в различных гулаговских лагерях. Последним был Карлаг. Как она выжила? Не знаю! Знаю одно, что Бася (так ласково мы звали ее в нашей семье) общалась и дружила с художниками из Москвы, которые вместе с нею жили за колючей проволокой.

Вернемся к книге. Вернее будет, если скажу, что это необыкновенный альбом, посвященный малоизвестным страницам истории изобразительного искусства Караганды. И даже не альбом, а своего рода справочник по репрессированным художникам. Там не обширная, но полная информация о них в виде лагерного документа: учетная карточка или титульный лист личного дела заключенного и дорогие сердцу, пронзительные, небольшие по формату репродукции, фотографии.

Так уж исторически сложилось, что первыми художниками в центральном регионе Казахстана в эпоху расцвета сталинизма в 30-50-е годы оказались те, кто подвергся репрессиям. В то время в Карагандинский лагерь, находящийся всего в 45 километрах от маленького шахтерского города, был сослан цвет художественной интеллигенции со всех уголков советской страны. Об их жизни эта книга. Оказывается, ссыльные художники оформляли праздники, создавали декорации к первым спектаклям местного театра драмы, а начиная с войны - театра оперетты, занимались оформлением интерьеров и экстерьеров зданий и, что очень важно, вели активную педагогическую деятельность. Именно творческий потенциал репрессированных художников послужил возникновению собственно карагандинского искусства. Безусловно, творчество художников Карлага выходит вообще за рамки истории одного города и страны в целом. Это прежде всего тема - острая и больная - взаимоотношений культуры и власти, когда репрессии использовались как инструмент для подавления личности и инакомыслия. Книга ценна тем, что в ней отражены судьбы художников русского авангарда и влияние лагерного периода на развитие московского андеграунда 60-х годов.

Отмечу, что книга “Когда искусство уходило из памяти” может служить базой для более глубоких исследований искусства в период политических гонений в самых разных аспектах - исторических, искусствоведческих, культурологических.

...Когда я впервые увидела на левой руке тетушки, чуть выше локтя, тюремную наколку, проглотила комок в горле и подумала: как хорошо, что я ни разу не спросила, почему все блузки и платья у нее с длинными рукавами...

Рисующая сны

Лючия Стоните

С молодой художницей-графиком Меруэрт Киргизбаевой я познакомилась совершенно случайно. Увидев ее работы, я была поражена самобытностью ее творчества: рисунки не похожи ни на какие другие. Рассматривая сюжетные композиции или портреты, на краткий миг мелькнет воспоминание о картинах великого Босха, Сальвадора Дали, Пикассо или Марка Шагала. Меруэрт, несмотря на молодость (ей всего 18), обладает собственным художническим видением мира. Ее стиль трудно определить, настолько слились в рисунках реализм и сюрреализм. Главная тема для Меруэрт - люди.
Но задолго до того, как эта удивительная девушка осознала себя художником, в ее жизни произошел удивительный случай. Когда Меруэрт было всего пять лет, она играла с детьми на улице и вдруг к ней подошла незнакомая пожилая женщина. Она посмотрела на ребенка очень внимательно и сказала: “Ты станешь настоящей мастерицей в своем деле. Только трудись как следует”. Девочка запомнила слова незнакомки и рассказала об этой встрече родителям. А спустя годы поняла смысл пророчества. Но самое удивительное в ее творчестве то, что все свои сюжеты и образы Меруэрт сначала видит во сне, а проснувшись, рисует по памяти.

Меруэрт отдает себе отчет в том, что недостаточно быть просто талантливой и полностью полагаться на удивительную способность видеть картины во сне. Она постоянно работает над техникой рисунка, совершенствуя мастерство.

Впервые будущего художника в маленькой внучке разглядела ее бабушка, которая и отправила девочку в художественную школу в 1996 году. Меруэрт окончила школу с отличием, а в 2000 году стала студенткой АГУ имени Абая. Окончив художественно-графический факультет, она приобретает специальность преподавателя ИЗО и черчения. Но мечтает она о другом. Со временем собирается поступить в Академию искусств имени Жургенова и обучаться по специальности режиссер-аниматор. А пока в стенах АГУ она стала победительницей конкурса-выставки. И это неудивительно, так как каждый ее рисунок обладает особенным эмоциональным зарядом, который передается зрителю. При этом каждая работа содержит в себе тонкие настроенческие оттенки, отличные друг от друга. Глядя на один рисунок, вам хочется грустить, рассматривая другой, вы начинаете улыбаться.

Не полагаясь на собственное мнение, я показывала работы молодой художницы самым разным людям. Специалисты и люди, далекие от искусства, едины в одном - девушка безусловно талантлива. Ее работы вызывают подчас удивление, порой вызывают споры, но никого не оставляют равнодушными. Это значит, что среди нас появился новый, самобытный художник.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии