Взгляд Сергея Волкова
Низкопробная политика на фоне вымирающей журналистики
Острая политизация богатеньких в Астане и Алматы в конце весны привела к очередной волне воплей и междометий в медийном пространстве республики. До проклятий еще не дошло. Но, по-видимому, скоро дойдет.
Кто имеет деньги, тот имеет СМИ. Это аксиома. Про другую аксиому, согласно которой кто имеет СМИ, тот и владеет общественным сознанием, в условиях нашей страны говорить еще рано. Или уже поздно. Так как казахстанское общество показало себя в последнее время на редкость не политизированным сообществом. Верхушка республиканского социума, конечно, дерется из последних сил. Но “под водой” основная часть общественного “айсберга” пребывает ныне в полулетаргическом состоянии. Что, в общем-то, выгодно для младодемократов (придумавших себе недавно свежее название “Новая оппозиция”) и совершенно убийственно для политических оппонентов, враз ставших “старой оппозицией”.
Для первых сонное состояние общественного мнения в стране любо как минимум по двум причинам. Для начала вся “новая оппозиция” - это бывшие чиновники и удачные бизнесмены. А они генетически недопонимают и недолюбливают простые массы трудящихся и безработных. С другой стороны, новооппозиционеры пытаются строить исключительно политическую партию. То есть общественную организацию, борющуюся за власть для ее участников. А такой организации нужны деньги, политтехнологии, средства массовой информации и т.д. - все, что угодно, только не постоянно политически взвинченный народ. Он им нужен раз в 4 года - на выборах. При этом народные массы должны находиться не в нервном, а в очарованном состоянии. “Очарованном”, конечно же, “младодемократами” тире “новооппозиционерами”. Массами в таком состоянии управлять намного проще...
Что же касается “старой оппозиции”, то она при клинической неспособности отказаться от политического сектантства все глубже погружается в стихию саморазрушения. Источники доходов и идеи среди участников этой оппозиции абсолютно разные. А комплексы неполноценности и мания величия - совершенно одинаковые. Отсюда следует вывод: им намного проще будет написать еще с десяток совместных обращений к американскому конгрессу и всему прогрессивному человечеству, чем выработать объединенную и здравую политическую программу и выйти с ней к народу. Что бы сегодня “старооппозиционеры” ни говорили, уже завтра каждый из них потащит свой “политический крест” в одиночку, ревниво покрикивая на недавних соратников.
Не верите - почитайте историческую литературу...
До конца пользуется общественной апатичностью и власть. В том смысле что ее действия в сфере политической борьбы удивительно напоминают игру еще подслеповатого малюсенького котенка. Главные идеологи нынешних властей явно недопонимают, что подробности “подковерной” борьбы в Астане широкой публике неизвестны. И, значит, ей намного интересней, кто и почему поджег помещение оппозиционной газеты. Но как раз тут властные деятели проявляют тугодумие, что сразу создает впечатление - именно они и причастны к этому “пожарному” делу. Хотя любому неоппозиционеру понятно, что власти сегодня проще закрыть любое СМИ через суд, чем через метание бутылок с зажигательной смесью.
Неповоротливость государственных топ-менеджеров в области идеологического пиара “подкрепляется” еще и полной профнепригодностью так называемого “среднего звена” госуправления. С этим “звеном” не то что в разведку сходить - отдыхать поехать страшно. Переезды, перестройки, оптимизации, почтение к клановым интересам и нездоровая любовь к денежным знакам превратили “офицерский” состав государственной власти в профессиональную лигу по выживанию. Начальники отделов в министерствах и ведомствах меняются со средней скоростью раз в полгода. Главное сегодня для начальника средней руки - вовремя отчитаться, найти новое место работы и хорошенько отдохнуть. Возмущенных криков с улицы и обвинений в собственный адрес подобные руководители просто не слышат. И не потому, что им мешает это сделать возведенная старшими коллегами “стена власти”. А потому, что у нынешнего поколения “среднего звена” напрочь отсутствуют чувства ответственности и самосохранения. И действительно в 25-30 лет очень сложно понять: ЧТО ЭТО ТАКОЕ - управлять государством. В этом возрасте гораздо чаще думаешь о своих правах, чем о государственных обязанностях...
Что же касается последнего весеннего политвсплеска, то качество его оказалось весьма низким, и больше всего от этого пострадали не общество и не власть, а средства массовой информации. А некоторые “умеренно оппозиционные” СМИ так еще и умудрились опуститься намного ниже “ватерлинии” этики и профессионализма.
Еще пару таких “вспышек” на политическим небосклоне республики - и журналистика в Казахстане просто вымрет.
Мнение обозревателя не всегда совпадает с мнением редакции.
|
|
|
|