Виновных - бить по карману, клеветников -
по совести
Карлыгаш кабдолова,
доцент, кандидат педагогических наук.
Год тому назад появилась заметка Зейнеп Каскырбаевой, в которой
не было ничего конкретного, позитивного, одна псевдокритика.
И вот новое выступление - “Виновных нужно бить по карману”
(“НП”, 10 мая 2002 г., №19), как две капли воды похожее на
прежнее: те же упреки, фразеология, бездоказательные обвинения.
Так о чем же речь в статьях З.Каскырбаевой?
Постулат первый: “Надо закупать российские учебники”. Учебники
- это не только источник познания, но и инструмент воспитания,
свидетельство научной и профессиональной состоятельности работников
народного образования страны, предмет гордости и символ самостоятельной
государственности. Например, учебники русского языка и литературы,
насыщенные примерами, отрывками из художественной литературы,
освещающие духовную и нравственную жизнь народов республики,
естественно, без назойливости прививают детям любовь к Отчизне.
Новые учебники знакомят детей с бытом народа, обычаями, традициями
и преданиями, отражающими мировоззрение людей, живущих в Казахстане.
А где наши дети прочитают о красоте казахских степей, белоснежных
вершинах Алатау, Золотом человеке, познакомятся с легендой
о горе Бура (Кокшетау) и т.д.? Теплоту и любовь подобных книг
уже чувствует каждый ученик начальной школы.
Тот же учебник, созданный в России, - зеркало жизни братской,
но все же другой страны. Российские учебники, и это закономерно,
ориентированы на российские реалии. Какое психологическое,
нравственное, эстетическое воздействие они окажут? Удивительно,
что г-жа Каскырбаева без анализа новейших учебников требует
закупать российские, как она высокопарно выражается, “созданные
на основе фундаментальных и новейших технологий образования”.
Постулат второй. Без единого доказательства, не называя фамилий,
она утверждает, что казахстанские ученые - недоучки, профаны,
не способные создать национальные учебники. Между тем поиски
наиболее совершенного содержания, структуры и форм учебников
насчитывают в нашей стране почти семидесятилетнюю историю.
За эти годы были созданы учебники, которые привлекли внимание
российских методистов, лингвистов. Например, учебник “Русского
языка” Г.Бадамбаевой и А.Нармухамедовой для второго класса
на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства был
удостоен бронзовой медали, на конкурсе полиграфистов республик
Средней Азии и Казахстана заслужил диплом второй степени.
И сегодня мы радуемся, что учебники для первого класса (а
это только первое издание!) не “потерпели фиаско” (слова автора),
а получили достойную оценку президента республики, учителей,
общественности.
Учебники и учебные пособия создаются отнюдь не стихийно.
Они были предметом обсуждения на педагогической практике студентов
вузов, на семинарах-совещаниях по апробации учебников, на
секционных заседаниях международных научно-практических конференций.
Коллективу лаборатории, являющемуся единственным центром,
объединяющим и координирующим интеллектуальный потенциал научных
работников, лучших учителей, приходится нелегко. Но у нас
очень много авторов учебников, за плечами которых монографии,
книги, статьи, среди них доктора наук, учителя - отличники
народного образования.
Постулат третий. Политическое, экономическое и нравственное
обвинение (единственно конкретное): “Какая астрономическая
сумма потрачена на казахстанские учебники... в то время, когда
в последний день каждого месяца пенсионеры, в том числе инвалиды
и участники войны, выходят на площадь с требованием увеличить
мизерные пенсии”. Конечно же все это печально. Однако создатели
учебников лаборатории обучения русскому языку и литературе,
которых автор обвиняет в лихоимстве, получили не астрономическую,
а “гастрономическую” сумму.
Постулат четвертый. Автор статьи не жалеет красок, чтобы
представить меня, заведующую лабораторией, в неприглядном
цвете. Мой долг - дать читателям “НП” краткую справку о себе:
я учительница русского языка и литературы как в русской, так
и в казахской школах с двадцатипятилетним стажем, десять лет
преподавала в Центральном институте усовершенствования учителей,
в АГУ им.Абая, последние десять лет работаю в Казахской академии
образования им.И.Алтынсарина, автор более 50 статей, завершаю
докторскую диссертацию. Еще в бытность учительницей СШ №12
награждена Почетной грамотой Верховного Совета КазССР, отличник
образования РК.
Постулат пятый. З.Каскырбаева создает впечатление, будто
бы я “нахватала” себе учебники. По существу, вместе с Г.Бадамбаевой,
Л.Бессчетновой, Р.Шаймаковой (3-4-й класс), Л.Килевой, З.Сабитовой
(8-й класс) я один из соавторов, где пишу раздел, близкий
мне по теме докторской диссертации, что позволяет выдерживать
принцип преемственности.
Постулат шестой. З.Каскырбаева - неизвестная учительница
неизвестной школы лихим кавалерийским галопом прошлась по
приложению моей кандидатской диссертации десятилетней давности.
Между тем мое исследование - “Воспитательные функции уроков
русского языка” - оказало мне неоценимую помощь в написании
своих разделов учебников. З.Каскырбаева уже вторично называет
якобы “обойденных” авторов - уважаемых нами восьмидесятилетних
людей. Этично ли это?
Непрофессионализм статьи, настойчивость, с которой автор
преследует лабораторию обучения русскому языку и литературе,
позволяют предположить, что за этим “образным” псевдонимом
скрывается человек, который был отвергнут комиссией как автор
учебника.
|