7 июня 2002
№23 (211)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Мнения  

Виновных - бить по карману, клеветников - по совести

Карлыгаш кабдолова,
доцент, кандидат педагогических наук.

Год тому назад появилась заметка Зейнеп Каскырбаевой, в которой не было ничего конкретного, позитивного, одна псевдокритика. И вот новое выступление - “Виновных нужно бить по карману” (“НП”, 10 мая 2002 г., №19), как две капли воды похожее на прежнее: те же упреки, фразеология, бездоказательные обвинения. Так о чем же речь в статьях З.Каскырбаевой?

Постулат первый: “Надо закупать российские учебники”. Учебники - это не только источник познания, но и инструмент воспитания, свидетельство научной и профессиональной состоятельности работников народного образования страны, предмет гордости и символ самостоятельной государственности. Например, учебники русского языка и литературы, насыщенные примерами, отрывками из художественной литературы, освещающие духовную и нравственную жизнь народов республики, естественно, без назойливости прививают детям любовь к Отчизне. Новые учебники знакомят детей с бытом народа, обычаями, традициями и преданиями, отражающими мировоззрение людей, живущих в Казахстане. А где наши дети прочитают о красоте казахских степей, белоснежных вершинах Алатау, Золотом человеке, познакомятся с легендой о горе Бура (Кокшетау) и т.д.? Теплоту и любовь подобных книг уже чувствует каждый ученик начальной школы.

Тот же учебник, созданный в России, - зеркало жизни братской, но все же другой страны. Российские учебники, и это закономерно, ориентированы на российские реалии. Какое психологическое, нравственное, эстетическое воздействие они окажут? Удивительно, что г-жа Каскырбаева без анализа новейших учебников требует закупать российские, как она высокопарно выражается, “созданные на основе фундаментальных и новейших технологий образования”.

Постулат второй. Без единого доказательства, не называя фамилий, она утверждает, что казахстанские ученые - недоучки, профаны, не способные создать национальные учебники. Между тем поиски наиболее совершенного содержания, структуры и форм учебников насчитывают в нашей стране почти семидесятилетнюю историю. За эти годы были созданы учебники, которые привлекли внимание российских методистов, лингвистов. Например, учебник “Русского языка” Г.Бадамбаевой и А.Нармухамедовой для второго класса на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства был удостоен бронзовой медали, на конкурсе полиграфистов республик Средней Азии и Казахстана заслужил диплом второй степени. И сегодня мы радуемся, что учебники для первого класса (а это только первое издание!) не “потерпели фиаско” (слова автора), а получили достойную оценку президента республики, учителей, общественности.

Учебники и учебные пособия создаются отнюдь не стихийно. Они были предметом обсуждения на педагогической практике студентов вузов, на семинарах-совещаниях по апробации учебников, на секционных заседаниях международных научно-практических конференций.

Коллективу лаборатории, являющемуся единственным центром, объединяющим и координирующим интеллектуальный потенциал научных работников, лучших учителей, приходится нелегко. Но у нас очень много авторов учебников, за плечами которых монографии, книги, статьи, среди них доктора наук, учителя - отличники народного образования.

Постулат третий. Политическое, экономическое и нравственное обвинение (единственно конкретное): “Какая астрономическая сумма потрачена на казахстанские учебники... в то время, когда в последний день каждого месяца пенсионеры, в том числе инвалиды и участники войны, выходят на площадь с требованием увеличить мизерные пенсии”. Конечно же все это печально. Однако создатели учебников лаборатории обучения русскому языку и литературе, которых автор обвиняет в лихоимстве, получили не астрономическую, а “гастрономическую” сумму.

Постулат четвертый. Автор статьи не жалеет красок, чтобы представить меня, заведующую лабораторией, в неприглядном цвете. Мой долг - дать читателям “НП” краткую справку о себе: я учительница русского языка и литературы как в русской, так и в казахской школах с двадцатипятилетним стажем, десять лет преподавала в Центральном институте усовершенствования учителей, в АГУ им.Абая, последние десять лет работаю в Казахской академии образования им.И.Алтынсарина, автор более 50 статей, завершаю докторскую диссертацию. Еще в бытность учительницей СШ №12 награждена Почетной грамотой Верховного Совета КазССР, отличник образования РК.

Постулат пятый. З.Каскырбаева создает впечатление, будто бы я “нахватала” себе учебники. По существу, вместе с Г.Бадамбаевой, Л.Бессчетновой, Р.Шаймаковой (3-4-й класс), Л.Килевой, З.Сабитовой (8-й класс) я один из соавторов, где пишу раздел, близкий мне по теме докторской диссертации, что позволяет выдерживать принцип преемственности.

Постулат шестой. З.Каскырбаева - неизвестная учительница неизвестной школы лихим кавалерийским галопом прошлась по приложению моей кандидатской диссертации десятилетней давности. Между тем мое исследование - “Воспитательные функции уроков русского языка” - оказало мне неоценимую помощь в написании своих разделов учебников. З.Каскырбаева уже вторично называет якобы “обойденных” авторов - уважаемых нами восьмидесятилетних людей. Этично ли это?

Непрофессионализм статьи, настойчивость, с которой автор преследует лабораторию обучения русскому языку и литературе, позволяют предположить, что за этим “образным” псевдонимом скрывается человек, который был отвергнут комиссией как автор учебника.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии