7 июня 2002
№23 (211)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Мнения  

Лавры Хельсинки

Сейдахмет Куттыкадам

Казалось, что инициатива Нурсултана Назарбаева по СВМДА, выдвинутая им на Генеральной Ассамблее ООН 10 лет назад, обречена на неуспех.

Только в сентябре 1999 года кое-как собрали ряд азиатских министров иностранных дел обговорить идею, а дальнейшие попытки с главами государств и правительств никак не удавались.

Но вдруг это случилось, и высокие представители шестнадцати государств, а среди них девять лидеров, вдруг собрались в Алматы.

Кое-какие снисходительные высокие гости и восторженные местные журналисты тут же стали проводить аналогии между Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, позже ОБСЕ) и Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Правомерно ли это?

СБСЕ - плод конфронтации двух военно-политических блоков - НАТО и Варшавского Договора. К 1973 году - началу совещания - между ними установился военный, в первую очередь ядерный паритет. Обе стороны поняли, что балансирование на грани холодной войны становится опасным и если они хотят выжить, то должны перейти к новому состоянию - мирному сосуществованию.

Заключительный (Хельсинский) акт, подписанный 33 европейскими государствами, США и Канадой, состоял из трех “корзин” - политической, военной и гуманитарной. Причем западные страны именно третьей “корзине”, включающей в себя вопросы демократии, свободы слова и совести, уделяли особое внимание. Стражем этой “корзины” была определена международная бюрократическая организация под тем же названием - СБСЕ. Вот почему, когда развалился Варшавский блок в 1991 году и исчезли первая и вторая “корзины”, СБСЕ преобразовалась в ОБСЕ и сохранилось.

Причиной того, что в Алматы неожиданно слетелись высокие гости из 16 стран, тоже стала угроза ядерной войны - между Индией и Пакистаном. К ним добавилось напряжение и других горячих азиатских точек - Ближнего Востока (если смотреть с Запада), тлеющего Афганистана и самой Центральной Азии, которая стала “яблоком раздора” между великими мира сего. И на саммит съехались руководители стран, участвующих в конфликтах или соседствующих с ними. Страны АТР остались к нему равнодушны, и только Индонезия, Корея, Вьетнам и Таиланд из чувства любезности прислали своих наблюдателей.

Из персоналиев наибольший вклад в сбор саммита внес Владимир Путин, пригласивший в Алматы президента Пакистана Первеза Мушаррафа и премьер-министра Индии Бихари Ваджпаи. (На это его подвиг пример премьер-министра СССР Алексея Косыгина, который после индо-пакистанской войны 1965 года взялся помирить в Ташкенте в январе 1966 года воюющие стороны. В переговорах приняли участие премьер-министр Индии Баходур Шастри и президент Пакистана Айюб Хан. По итогам конференции была подписана декларация о мире. Переговоры были признаны успешными, но, к сожалению, они оказались омраченными неожиданной смертью Шастри.)

Первый сразу принял приглашение, а второй колебался до последнего момента, но в конце концов не смог отказать своим российским друзьям. А коль он согласился, то председатель КНР Цзян Цземинь счел своим долгом поддержать в противовес ему пакистанского друга.

Президент Турции Ахмет Сезер присоединился к ним, движимый тюркским духом солидарности и потому, что его офицеры возглавили в Афганистане натовский контингент. Магнетизм этой могучей пятерки притянул остальных. (Ислам Каримов, давний соперник Нурсултана Назарбаева, конечно, не мог вынести его “торжества” и не приехал, прислав своего премьера).

Главное ожидаемое событие саммита, как ни старался Путин, да и Назарбаев тоже, - беседа Ваджпаи и Мушаррафа - не состоялось. Каждый из них демонстрировал непоколебимую твердость и ждал, пока соперник сделает первый шаг. Премьер-министр Индии так и сказал: “Если Пакистан сделает один шаг в нашем направлении, то мы сделаем два шага”. Президент Пакистана, не желая делать пресловутый шаг, молвил, что они никогда первыми не будут развязывать войны, но если это сделает противная сторона, то она получит адекватный ответ. Так что артиллерийская дуэль на демаркационной линии в Кашмире продолжается.

Единственное, чего удалось добиться от них, так это отказа обеих сторон от применения ядерного оружия. И это весьма немаловажно, и потому их взаимное обещание все встретили со вздохом облегчения.

Собственно, само совещание прошло в ускоренно-ритуальном виде: участники встречи произнесли короткие речи и быстро подписали два документа. Движимые чувством высокой аналогии, участники совещания по инициативе хозяина приняли Алматинский акт и Декларацию об устранении терроризма и установлению диалога между цивилизациями.

Впрочем, Хельсинский акт был всеобъемлющим документом, принятым в 1975 году в результате более чем двухлетней непрерывной работы, а Алматинский акт - это, по сути, обычная декларация о положении в Азии.

Итак, скоротечный саммит закончился, оставит ли он после себя какие-то следы? И можно ли надеяться, что СВМДА со временем превратится в азиатский вариант ОБСЕ?

Середина 70-х прошлого века - не начало нынешнего. И огромная Азия - это не компактная Европа, объединенная общей историей, культурой и религией. Да и Казахстан - не Финляндия. Суоми - богатая страна, с прочными демократическими традициями, со здоровым населением и крепким духом.

Казахстан больше славен высоким уровнем коррупции, разваленной экономикой, нищим и больным населением.

Отсюда, прежде чем объединять другие народы, наверное, лучше вначале объединить свой народ.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии