ПИРАТОВ МОГИЛА ИСПРАВИТ
Ион ЭМЕРИ
Как известно, видео- и аудиопиратство в Казахстане имеет место быть. Правда, не в таких масштабах, как в России, уже сейчас мешающих этой стране вступить в ВТО, куда, кстати, недавно был принят Китай - основной мировой поставщик пиратской продукции. Наши местные “флибустьеры” ничуть не хуже своих “братьев по цеху”. Достаточно пройтись по алматинским магазинам, чтобы прийти к неутешительному выводу - их репертуар как минимум на 70 процентов состоит из пиратской продукции. А Казахстан, как известно, также готовится к вступлению в ВТО
Как это делается
Схема такая. На завод №1 (любые совпадения случайны) приходит заказчик. Приносит самодельный “мастер” первую копию, к примеру “Уркера”. У него спрашивают копию контракта с правовладельцем. Он либо показывает издалека, как Бендер, либо вовсе ничего не показывает. И руководство завода либо просто закрывает глаза на “липу”, либо подписывается на явное пиратство, что впрочем, тоже трудно доказать.
Вообще-то в мире давно и добровольно ставят на свои диски код IFPI (международной фонограммной промышленности), что помогает отследить, на каком именно заводе напечатан компакт-диск. Другое дело, что какая-то часть казахстанских заводов не спешит это делать - по определенным причинам.
Параллельно делается заказ на обложки в типографии (№2) с отсканированных оригинальных обложек. Тут заказчика вообще ни о чем не спрашивают. Затем начинается обычная работа - полиграфия, и диски пакуются в коробки. На продукцию либо оформлена фальшивая накладная, либо ее нет вовсе. Очередной альбом Бритни Спирс готов к продаже.
Деньги на бочку
“Судя по тому, какой обширный пиратский ассортимент имеет сейчас рынок, тиражи большинства дисков не превышают 500 штук, - говорит Бейбит Садыков, продавец музыкального магазина “Спейс”. - Потому что многие из них большого спроса не имеют. Когда пиратят мощно раскрученных исполнителей, например Алисию Кейс или Мэнсона, то тиражи идут уже тысячные”.
Иными словами, на пиратском рынке борьба идет за каждый доллар.
В южной столице около 60 точек торгуют каждый день. В будни торговцу удается продать от трех до пяти единиц продукции. В выходные (а их около восьми в месяц) - пик продаж, до 50 единиц продукции. Цена одного предмета вожделения меловидеомана - 2-3 доллара.
Исключение составляет все, связанное с порно. Так как государство старательно ограждает нас от голых гениталий, то и стоит качественно записанная секспродукция в пределах 20 “зеленых”. Что лишний раз подтверждает пройденную Западом аксиому: если порно запрещать, то оно просто вырастет в цене и вокруг него будут кормиться преступники и полицейские. Даже если за него казнить, как в Иране.
Несложно подсчитать примерный месячный оборот одной пиратской точки: 22 будня х 5 дисков х на 2 доллара + 8 выходных х на 50 дисков х на 2 доллара = 1020 “зеленых”. Вот такие скромные деньги.
Интеллектуальный
ущерб
“Как западные компании считают ущерб от пиратства? - говорит один из ветеранов легальной торговли компакт-дисками Еркен Бейсенов. - Умножают гипотетические цифры пиратских тиражей на полную стоимость американского диска мейджор-компании, долларов эдак на 18”.
Западных адвокатов понять можно, когда они объявляют суммы ущерба в 50-60 миллионов долларов. Они работают на проценты. Как обстоит дело в реальности?
“Мы считаем, что по полной цене - от 4 до 13 долларов - лицензионный диск купят максимум 50 процентов слушателей, - говорит руководитель компании “Ритм” Кирилл Стогов. - И тиражи наши отнюдь не тысячные. И мы не говорим о многотысячных убытках. Убытки наши - гипотетическая половина потенциальных слушателей. Беда в другом. Просто пираты не дают отрасли развиваться вовсе. И мы уже перестаем думать о производстве звезд, о продюсировании альбомов и фильмов”.
“Мы не доживем до введения акцизных марок, - говорят производители легальной продукции. - Пираты нас закопают гораздо раньше”.
Речь идет о введении отличительных знаков, наклеиваемых на диски и кассеты. А как же быть с товарными чеками? Ведь эта прямая дорога в налоговую. Левши придумают что-нибудь.
Новый мир
Кто не покупал пиратскую продукцию, пусть первый кинет в меня камень. Богачи и генералы могут опустить свои булыжники.
Мы зарабатываем немного, нас с курса истории партии приучили, что брать чужое - это даже доблесть. Так, собственно, делают революцию.
Проблема в другом. Приученный платить дешево за ворованный диск, кассету или книгу скорее откажется от покупки, когда цена станет реальной (то есть высокой), чем будет платить. То есть то, что сейчас происходит в магазинах города, - прямое убийство сегодняшнего и завтрашнего рынка интеллектуальной продукции.
|
|
|
|