В зеркале казахской прессы
“ХИЛТОН” СТРОИТ ОТЕЛЬ В КОСМОСЕ,
А КАЗАХОВ-ТУРИСТОВ ТАМ НЕ ЖДУТ
Космос открыт для иностранных туристов, но когда же сами казахи будут любоваться с орбиты красотами отчей земли? На этот вопрос читателя газета “ЋАЗАЋСТАН ZАМАN” отвечает, что простым скотоводам, считающим за богатство сотню-другую овец, далеко до исполнения такой мечты, в то время как другие страны мира начали готовиться к приему гостей на космических трассах. Российская компания “Атлас аэроспейс” подготовила проект космического мотеля на два человека, где любители космических ощущений могут провести два месяца. А в Америке и Японии взялись за создание космических гостиниц. Известная корпорация “Хилтон” готовит проект такой гостиницы на 100 человек, а другая американская компания “Вичелоу аэроспейс” выделила 500 млн долларов на создание мотеля, курсирующего между Землей и Луной. Думает об открытии в космосе гостиницы на 64 человека и японская “Кавасаки”. Более грандиозными оказались планы германо-американского концерна, собирающегося в 2020 году принимать до 380 космических туристов. Так что не исключено, что казахстанский “Байконур”, откуда с 4 октября 1957 года стартовало в космос около 1190 ракет, в недалеком будущем заполонят туристы с толстыми кошельками.
Но полеты в космос и ядерные испытания принесли и немало бед на казахстанскую землю. Газета “ТЉРКIСТАН” поднимает проблемы жителей Майского района Павлодарщины, сполна вкусивших последствия испытания ядерного оружия. Как известно, в 1949-1990 годах на соседствующем Семипалатинском полигоне было произведено 607 ядерных взрывов, из них 116 в атмосфере. И хотя 80 процентов территории района относится к зоне испытаний, местные жители остались без внимания и льгот. Медицинские обследования показали, что 53 тысячи человек испытали на себе последствия ядерных испытаний. Особенно широко распространены здесь злокачественные опухоли, сердечная недостаточность и туберкулез. Помимо того, только в аулах Май и Акжар родились в годы испытаний 23 ребенка-урода. За 10 лет после закрытия полигона различными международными организациями было выделено 50 миллионов долларов США на устранение последствий ядерных испытаний. Однако жители Майского района постоянно остаются в стороне от поступающей в республику гуманитарной помощи. Между тем проблем в этом бедствующем регионе хватает, хозяйства приходят в упадок. Безысходность толкает людей на отчаянные шаги. Среди молодежи участились самоубийства. Неужели власти так и не остановят эксперименты на выживание людей теперь уже в рынке и не протянут руку помощи?
А газета “ЋАЗАЋ ЌДЕБИЕТI” устами доктора медицинских наук Нурлана Мухтарулы подняла вопрос о необходимости для Казахстана закона о трансплантации. Впервые операция по трансплантации больному донорской печени была проведена в республике в 1979 году, и с тех пор проведено около трехсот подобных операций. Между тем в Казахстане нет специального закона, определяющего, кто может стать донором. В Китае, России, Франции и других странах, к примеру, приговоренным к смертной казни преступникам дается право “дарить” свои органы больным. В странах, где действует закон о трансплантации, существует даже практика включения в водительские права пункта о разрешении на продажу органов тела в случае аварии со смертельным исходом. Почему бы и нам не подумать об этом, считает автор публикации, так как по сути своей это гуманный акт. Конечно же, при принятии закона важно считаться с национальными особенностями.
Сенсационно прозвучала в газете “ЖАС АЛАШ” публикация Нуржана Куантайулы о том, что знаменитая шапка Мономаха - символ русской государственности - является на самом деле головным убором тюркско-татарской ханши. Собственно, происхождение этой реликвии в последние годы не раз подвергалось сомнению самими русскими учеными. Известный археолог А. Спицын утверждает, что украшенная золотом шапка завезена из Средней Азии. Еще 20 лет назад ученый Крамаровский сделал заключение о ее восточном происхождении, а ученая Г.Валеева-Сулейманова не сомневается, что шапка русского царя является памятником тюркско-татарской культуры. И только профессор Г.Филимонов считает, что головной убор был завезен из Египта. Порождены все эти версии тем, что около 10 лет назад в местечке Акжар в Крыму был найден головной убор ногайской ханши XIV века, который является точной копией известной шапки Мономаха, начиная от золотых узоров до расположения драгоценных камней.
К грустным реалиям сегодняшней действительности возвращает публикация в газете “АНА ТIЛI”. Раньше у государства не было пасынков, и советская власть всегда поддерживала сирот, пишет пенсионер кандидат наук Каматай Абишев. Даже в трудные послевоенные годы им была предоставлена возможность окончить школы и продолжить образование в вузах. На примере судьбы одноклассников автор показывает, что многие из шестидесяти выпускников 1952 года школы-интерната №2 города Акмолинска поступили в институты Москвы, Киева, Алматы, Ленинграда и других крупных городов, стали высококвалифицированными специалистами, учеными, возглавили крупные производства и целые отрасли народного хозяйства. А что творится сегодня, горько рассуждает автор публикации. Дети-сироты остаются на обочине жизни. Дошло до такого позора, что около полутора тысяч казахстанских сирот буквально проданы за границу. А кто посчитает эти потери: сколько ученых и талантливых граждан недосчитается в будущем государство?
Но каждый народ стремится к достойному будущему и мечтает о своем утверждении. Пенсионер Ныгмет Танашев замечает в своей статье в газете “ЋАЗАЋСТАН ZАМАN”, что “духовный подъем казахского народа неразрывен с межнациональным согласием”. С горечью констатирует он пренебрежение к истории и культуре народа части самих казахов. “Поэтому и хромает сегодня казахский патриотизм, - считает автор, - и с этой горькой правдой приходится считаться”. Способствуют этой тенденции, на его взгляд, отдельные газеты и телеканалы, которые видят вокруг только черное и не замечают светлых сторон жизни. “Чего ждать от таких людей, - грустно заключает аксакал, - если они не определились со своей национальной принадлежностью и не являются сегодня ни русскими, ни казахами? Поэтому главная задача истинных патриотов - поднять на должную высоту исконно казахскую культуру и литературу и сделать их доступными и привлекательными для представителей других этнических групп”.
Ануар Амиров
|
|
|
|