Арт-обзор
Алия Боранбаева
В центре Азии
Галерея современного искусства “Тенгри-Умай” всегда радует
ценителей и поклонников вечного и прекрасного необычными экспозициями
и оригинальными художественными проектами. И на этот раз галерея
представила международную передвижную выставку “Внутренняя
Азия”, в которой участвуют работы авторов из Москвы, Санкт-Петербурга,
Новосибирска, Нижнего Тагила, Уфы, Красноярска, Ташкента,
Алматы, Бишкека. Столь яркое сборище талантов путешествует
по всему региону не первый день. Впервые работы были выставлены
в Национальном музее изобразительных искусств Киргизии, затем
в Питере и Новосибирске, теперь же она экспонируется у нас.
Чего только не найдется на данной выставке. Авторы фантазировали
при помощи средств современного искусства: инсталляции, фотографики,
коллажа, видеоарта и академического - живописи и графики.
Поиск континентальной ментальности - идея передвижной выставки.
Как известно, все мы вышли из одной большой страны, в один
прекрасный миг распавшейся. И сейчас попытками художественного
осмысления вновь предпринимаются шаги к сплочению, единству,
хотя бы на уровне искусства. Среди участников, посетивших
Алматы, куратор проекта искусствовед Владимир Назанский, художник
и галерист Владимир Мартынов, поэт Станислав Михайлов из Новосибирска,
известные художники Сергей Дараган, Талант Огобаев, Валерий
Руппель, Адис Сейталиев и другие.
Двойная экспозиция
В последний день весны в галерее “Арт-Нават” открылась совместная
выставка алматинских художников: Бахыта Абдукарима и Ерлана
Мусабалинова.
У Бахыта представлена графика, исполненная в духе супрематизма.
В работе использованы различные цветные мелки. В картинах
словно заключено нечто живое, подвижное, осязаемое и непредсказуемое.
Художник стремится через кожу, металл, дерево ощутить и передать
неуловимую космическую энергию. В выставленных работах нашлась
довольно оригинальная и смелая по замыслу вещь: “Черный квадрат”.
Чувствуется некая параллель или даже сходство со знаменитым
Казимиром Малевичем. Только если у последнего сплошной черный
сюжет, у Бахыта Абдукарима есть и дополнения в виде геометрических
линий. Композиция выглядит как скелет сожженной картины. В
воображении рисуется полотно, которое горит и расползается
в разные стороны. Остается рама, как голая правда о том, к
чему пришло современное искусство (намек на казахстанское
искусство последних лет?). Другой, не менее яркий художник
Ерлан Мусабалинов к тому же является поэтом и музыкантом.
У него представлена графика и живопись. Интересно, что графика
и живопись резко отличаются друг от друга. Если живописные
полотна выглядят более насыщенными в цветовом решении, спокойными,
утверждающими, то графика выглядит совсем наоборот. В ней
словно проявилась другая ипостась художника. В графических
работах он использует простой карандаш, тушь, черную шариковую
ручку, от этого гравюры не теряют изящества, а витиеватые
сюжеты навевают мечты.
|