Его называли дублером Высоцкого
Марина Сазонова
Недавно нашу южную столицу посетила очередная бригада
гастролеров из Москвы, которые разыграли на сцене театра имени
М.Лермонтова веселый водевиль под названием “Любовь и круглая
кровать”.
Зрителей привлекли хорошо знакомые по кино и ТВ имена Натальи
Крачковской и Валентины Шарыкиной. Но среди приехавших исполнителей
были не очень знакомые широкой публике, но хорошо известные
театральной Москве артисты. Один из них - Михаил Лебедев.
Актер театра на Таганке. В конце 70-х игравший в паре с Высоцким
во многих спектаклях и заменявший его во время частых отлучек
артиста.
- Я пришел в театр в 1975 году и меня ввели в спектакль “Добрый
человек из Сычуани” на ту же роль, что играл Высоцкий. Володя
был тогда уже очень популярным артистом, много ездил с концертами,
у него была уже Марина, и он часто мотался во Францию. Так
что мне приходилось часто его замещать. Потом мы вместе играли
Свидригайлова в “Преступлении и наказании”. Он мало работал
в этом спектакле. Мне казалось, что в последние годы он несколько
охладел к театру. После того, как он сыграл “Гамлета”, о котором
мечтал, было ощущение, что ему хотелось иного качества. Он
уже глубоко ушел в литературу, в поэзию, где было больше возможностей
для самовыражения.
- Вы дружили с ним?
- Нет, просто были коллегами, сидели в одной гримерке. Я хорошо
помню спектакль “Преступление и наказание” за несколько дней
до его смерти. Мне позвонила зав.труппой и говорит: “Миша,
придите, потому что с Володей что-то неважное происходит”.
Я прибежал в театр, смотрю - у него глаза такие потухшие.
Но он собрался с силами и говорит: “Ничего, я сыграю”. И это
был его последний спектакль.
- После отъезда Любимова за границу у вас не было желания
уйти в другой театр?
- Нет. Я очень любил Таганку, мечтал там работать. Я играл
почти во всех знаменитых любимовских спектаклях, был единственным
исполнителем роли Бездомного в “Мастере и Маргарите”. Я с
радостью и благодарностью вспоминаю те времена. Но после отъезда
Любимова мы оказались брошенными, и все надеялись, что он
вернется. То, что Юрия Петровича выгнали из страны, это неправда.
Он сам хотел уехать. Он видел, что театр к 1983 году расползается,
артисты стали взрослыми, разжирели. Тем более он женился на
молодой венгерской девушке. Она не хотела жить в Советском
Союзе, а у него была масса предложений за границей. Но артисты
ждали, просили, чтобы он вернулся. Потом началась перестройка,
и Николай Губенко, который стал руководителем театра, сделал
все, чтобы вернуть Любимова - всеми правдами и неправдами,
дошел до Горбачева. И когда Юрий Петрович вернулся, то заявил,
что увольняет всех стариков, приватизирует театр, будет здесь
делать международный театральный центр без постоянной труппы
и работать только с приглашенными артистами. Тогда Леня Филатов
возглавил группу несогласных с таким решением мастера, и театр
раскололся. Это, конечно, трагический факт, к которому я сейчас
отношусь с большим сожалением.
- А что такое Таганка сегодня?
- Это совсем другой театр - иное время, иные люди. Нищенская
зарплата, и актеры вынуждены зарабатывать на жизнь вот такими
гастрольными выездами. Я работаю в театре у Губенко. А то,
что делает сегодня Любимов, на мой взгляд, малоинтересно.
Он великий человек и много сделал для русского театра, но
его время прошло.
|