Четыре стихии
Мира Мустафина
В Алматы настоящий музейный бум. На прошлой неделе в доме-музее
Мухтара Ауэзова открылась эксклюзивная фотовыставка под названием
“11 сентября: образы из эпицентра”. Выставку открывали посол
США Лэрри Нэппер и герой моего интервью - директор музея Нью-Йорка
Роберт МакДональд.
Через несколько дней после террористических нападений 11
сентября на Центр международной торговли городской музей Нью-Йорка
обратился с просьбой к известному фотографу Джоэлу Мейеровицу
создать архив разрушений и спасательных работ в эпицентре
взрыва и прилегающих к нему районах. Джоэл Мейеровиц - единственный
фотограф, которому был разрешен беспрепятственный доступ в
район катастрофы, начиная с 13 сентября. Так вышло, что фотоархив
насчитал более 5000 фотографий и стал уникальной постоянной
коллекцией городского музея Нью-Йорка.
Роберта МакДональда, директора музея, да и самого Мейеровица
захватила идея организации передвижной выставки на основе
материалов архива, которая демонстрировалась бы в главных
городах мира. Задача передвижки, скажем откровенно, планетарная.
Советую читателям, найдите минуточку и сходите. Увиденное
ошеломляет!
Фотографии - удивительные свидетели и пусть молчаливые, но
самые безапелляционные, беспощадные и прямолинейные, со всем
бесстрашием взывают: “Терроризм - реальная угроза человечеству!”
На выставке всего 27 фотографий из архива, но каких - самых
впечатляющих!
Тогда, в декабре 2001 года, идею МакДональда и Мейеровица
назвали гениальной, и все американское общество безоговорочно
одобрило, поддержало, профинансировало. Фотовыставка отправилась
в необыкновенный публичный вояж благодаря патронированию государственного
департамента США.
На открытии выставки Роберт МакДональд сказал, что наряду
с этой акцией “у него куча своих музейных дел, они не интересны
для СМИ”. На семинарах американского гостя для сотрудников
алматинских музеев негде было яблоку упасть.
Необыкновенно веселый, обаятельный, живой МакДональд с первой
же минуты очаровал многих. Его стаж служению “дому жизни”,
как называли музей еще древние египтяне, насчитывает ни много
ни мало тридцать семь лет...
- Начнем издалека. Господин МакДональд, у вас громкая фамилия.
У нас она ассоциируется с...
- Пирожками... Знаю, знаю. Пирожки, булочки, хот-доги...
Да? Я не имею никакого отношения к клану МакДональдов-пищевиков.
Пройдет время, историки обязательно напишут, что в Америке
было два МакДональда. Один - воплощение американского идеала
в пище, а другой, то бишь я, - служитель музея. Меня привлекает
второе. Кто сказал, что работник культуры - непрестижно, неинтересно,
скучно. Ошибка! Снобизм! Это мы, музейные труженики, оставляем,
сохраняем, передаем, изучаем, храним человеческое прошлое,
будущее, настоящее. Потому и не желаю быть символом американского
империализма - гамбургером. Я обычный человек. Единственное
сходство с тем МакДональдом - вырос в многодетной семье.
- С фамилией уточнили. По специальности вы искусствовед?
- Нет. Историк. Занимался американской социальной историей.
Изучал историю России. Но я не смог выучить русский. Мне он
показался трудным. Вспоминаю уроки по грамматике... Сущий
ад! Столько правил правописания, а ударения в словах были
для меня просто шоком. Бросил. Увлекся своей историей. В музейной
системе работаю много лет, точнее 37, имею опыт работы в частном
и государственном секторах. Так что школа профессионального
роста и становления имеется.
- Какой из алматинских музеев на вас произвел наибольшее
эстетическое впечатление?
- Коварный вопрос! Я не просто обычный посетитель. Я - профессионал.
Смотрю и вижу то, что обычным взглядом и не приметят. Посетил
ваши три музея - дом-музей Мухтара Ауэзова, Государственный
исторический и изобразительных искусств имени А.Кастеева.
Без кокетства скажу - понравилось! Бросилась в глаза чистота
и содержание музейных экспонатов. Профессиональный уровень
неплохой. Люди ваши посещают музеи. Когда был в музее имени
Кастеева, удивился слаженной работе экскурсоводов. На трех
языках экскурсии. Простите, это не эпитеты, но ведь это говорит,
что музеям вашим уделяется достаточно внимания со стороны
государства. Содержать такой высокопрофессиональный штат...
- Извините, но наши музеи - низкооплачиваемая статья в бюджете
страны. У нашего, допустим, надсмотрщика зарплата четыре тысячи
тенге, а это 24 у.е. в месяц...
- У нас тоже зарплата невысокая. В последние годы значительно
выросла из-за общественного резонанса. Статус музеев вырос
в глазах государства. Так, искусствовед в среднем получает
в год 40-75 тысяч долларов, директор - 300-400 тысяч в год...
- Да вы же богатый человек...
- В ваших измерениях. Для вашего общества - да. В Америке
же самый высокий уровень жизни в мире, и мои 300-400 тысяч
- капля в море!
- Господин МакДональд, Америка - культурная страна?
- Я бы сказал, музейная. Музеев у нас много. Разнообразная
по профилю. Безусловно, большое внимание уделяется истории.
Почему? Для Америки важно патриотическое воспитание. Музеи
этого профиля несут эту задачу, национальную идею государства,
нам нужна история. Эти музеи и государственные. Остальные
- частные. Есть музей боулинга, автомобилей, рекламного дела.
В Нью-Йорке даже создан музей истории сексуальной революции
в Америке. Много детских музеев. В общем, есть любые музеи
по профилю, и если общество, например, нуждается в музее дамских
шляпок, он будет открыт. В Америке сейчас - музейный бум.
Наш народ посещает музеи в 10 раз чаще, чем спортивные состязания.
- Значит, у вас открыть музей можно между прочим?..
- Быть может! Утверждать не буду, но условия, на мой взгляд,
просты: нужно получить одобрение со стороны Бюро по вопросам
образования и культуры госдепартамента США, провозгласить
свой устав. Самое главное - музей должен быть хорошего качества
и не предполагать коммерческую деятельность.
- А на что же жить?
- Входной билет в музей конечно же не спасет. Тем более в
государственные музеи у нас вход бесплатный, а в частный -
устанавливает администрация музея. Цены должны быть весьма
приемлемы. Живем мы за счет местных, общественных, корпоративных
и индивидуальных субсидий. Есть крупные банки, которые содержат
по нескольку музеев. От государства мы не получаем больших
денег. Да и в США нет министерства культуры.
- Как такое возможно, объясните, пожалуйста, а кто же вами
руководит?
- У меня встречный вопрос: почему культурой надо руководить?
Мое убеждение - культура вне политики. Музеи не занимаются
выполнением каких-то политических задач.
- А как же ваши исторические музеи, которые несут национальную
идею Америки?
- Это дело идеологии. С этим я с вами согласен. Но это дело
гражданского общества, любого американца - от рядового рабочего
с мебельной фабрики до президента. Мы так воспитаны - духом
национальной гордости за страну! Музеи и на это работают.
Правительство не вмешивается в культурную жизнь. Мы свободны!
У нас осознание необходимой свободы. Почему у нас богатые
люди или корпорации помогают культуре?
Первое - продуманная льготная налоговая политика тем людям
или предприятиям, которые числятся в меценатах. Второе - у
нас четко работает установка, я бы сказал, психологическая:
если богатый - поделись. Все равно с собой на тот свет не
заберешь свое богатство. Все останется на земле. Правда, кроме
исторических музеев приоритетны у государства военные оркестры.
Я думаю, вы понимаете почему? Вы не думайте, что у нас все
радужно. Порой музеи закрываются.
- По причине?
- Такое случается зачастую с частными. Есть три принципа,
которые должны выполнять музейные учреждения. Первое - качество.
Помещение, экскурсионная работа, условия хранения и экспозиции.
Второе - важность предлагаемой коллекции. Третье - музеи в
Америке как ресурс духовный, познавательный, обучающий. Музей
должен нести нравственное начало. И если все это вкупе не
соблюдается, то та же общественность его и закроет. Просто
у Бюро по вопросам образования и культуры госдепартамента
США одинаковые требования ко всем музеям. Нужно быть профессионалами
в своей сфере! В процентном соотношении у нас 40 процентов
государственные, 60 - частные...
- Роберт, вы бы не смогли охарактеризовать сущность музеев
из трех слов?
- Из четырех. Согласны? Это четыре стихии: дворец обучения,
познания, очищения, удовлетворения.
- Вы приедете в Нью-Йорк, что расскажете о Казахстане?
- Интересная страна, которую надо открывать, как когда-то
открыл Америку Колумб. Меня поразило ваше отношение к истории.
Например, выставка декоративно-прикладного искусства в музее
имени Кастеева. Симпатичные и открытые люди. Здесь я обрел
друзей. Приеду и напишу статью в журнал, который издает музейное
сообщество США. Всем будет интересно узнать о казахстанских
музеях. Повторяю, у вас неплохой музейный профессиональный
уровень. Жаль, что времени маловато. Когда-то в далеком детстве
мне подарили старое радио, и я слушал передачи из Москвы и
Алма-Аты. После этих прослушиваний бежал и смотрел карту.
Находил на противоположной стороне земного шара Алма-Ату и
думал: какой же это город? Мечта сбылась! Приехал к вам, и
в душе зародилась другая...
- Какая же?
- Начать сотрудничество с вашими музеями.
|