24 мая 2002
№21 (208)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

Президент Польши Александр Квасневский:
“ПОЛЬША И КАЗАХСТАН НЕ ТЕРЯЛИ ВРЕМЕНИ ДАРОМ”


Вчера начался официальный визит Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Республику Польша. Это второй визит такого уровня за 10 лет дипотношений между двумя странами. Накануне события Президент Республики Польша Александр Квасневский дал эксклюзивное интервью главному редактору “НП” Олегу Червинскому


- Господин Президент, географически Польша и Казахстан не являются ближайшими соседями. Тем не менее обе страны стремятся к развитию и углублению двусторонних отношений. На чем основывается наша дружба? В чем Польша заинтересована в Казахстане и Казахстан - в Польше?
- Несмотря на то, что Польшу и Казахстан разделяют большие расстояния, оба наших народа объединяет некая схожесть исторического опыта, вытекающая из их особого геополитического положения. Можно перечислить ряд примеров польско-казахстанских контактов, берущих начало в XIX веке, когда в Казахстан стали прибывать польские ссыльные, борющиеся с царизмом “за нашу и вашу свободу”.
Многие из них, как Адольф Янушкевич, Густав Зелинский или Бронислав Залеский, посвятили Казахстану свою жизнь и творчество. А если обратиться к новейшей истории, следует помнить, что на польской земле находятся могилы советских солдат - казахов, которые погибли в борьбе с фашизмом, а в казахской земле покоятся солдаты польской Армии генерала Андерса, память которых будем чтить в этом году.
Нас объединяет также общий опыт последнего десятилетия XX века, когда наши народы начали строительство собственного независимого и сильного государства. И Польше, и Казахстану предстояло пройти трудный, иногда болезненный путь политической и экономической трансформации. Мы работали в разных геополитических условиях, на разных континентах, каждое из наших государств прошло свой путь, но новый XXI век оба наших народа встретили измененными. Мы готовы делиться с вами нашим опытом, но также хотим ознакомиться с вашим, приобретенным, как я уже говорил, в других условиях и на почве других традиций.
В течение последнего десятилетия в Польше произошло много неотвратимых перемен. Сегодня Польша является демократическим, политически стабильным членом НАТО. В 2004 году мы хотели бы стать полноправным членом ЕС.
Большие перемены произошли за этот период и в Казахстане. В течение последнего десятилетия, завершающего XX век, казахский народ провел в своей стране исторические, политические и экономические перемены, что стало отличным фундаментом для развития дружеских отношений и взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.
Поляков тронула также открытость Казахстана, доказательством чего была сердечность и радость, с какой был принят в вашей стране наш великий соотечественник - папа Иоанн Павел II. В этот момент я думаю также о многочисленной группе наших казахстанских друзей - выпускников польских вузов, которые, я надеюсь, сохранили память о Польше как о стране юношеских интеллектуальных приключений и сердечной дружбы. Я знаю, что несколько из них работает в посольстве Казахстана в Варшаве.
Все это дает основания нам считать, что наше сотрудничество не лишено смысла, что его углубление и интенсификация, несмотря на большие расстояния, будут с пользой служить обоим нашим государствам и народам.
- Что превалирует в наших двусторонних отношениях: политика или экономика? По каким направлениям может развиваться наше экономическое сотрудничество?
- Идеальным является такое положение, когда межгосударственные отношения идеально уравновешены - ибо трудно говорить о хороших политических отношениях без развитых экономических контактов. Аналогично не является хорошим положение, в котором экономические, а также культурные контакты висят в политическом вакууме. В наших взаимных отношениях до сих пор преобладали политические контакты, как на уровне президентов, так и представителей правительств, но положение постепенно меняется.
Естественным осложнением является большое расстояние, разделяющее наши страны, но, несмотря на этот фактор, мы видим существенные перспективы для развития экономического сотрудничества. В пользу этого говорит ряд правовых механизмов в виде подписанных двусторонних договоров - следует только эффективно использовать возможности, какие они открывают, - а также растущая заинтересованность хозяйственных кругов Польши и Казахстана в развитии такого сотрудничества.
Настоящий уровень экономического сотрудничества не отвечает интересам и возможностям наших государств. В 2001 году произошел их рост до уровня, немногим превышающего 200 миллионов американских долларов. Польша экспортировала в Казахстан в основном электронную технику, косметику, медикаменты, мебель, продовольственные продукты; импортировали мы нефть и нефтепродукты, а также зерно, некоторое сырье и изделия металлургической промышленности.
Кажется, пришло время, чтобы наше экономическое сотрудничество поднялось на более высокий уровень, не ограничиваясь торговым обменом. Путем к этому могут стать разные совместные экономические инициативы. Возможности сотрудничества намечаются в таких областях, как нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, судостроительная промышленность, железнодорожный транспорт, поставки оборудования для горнодобывающей промышленности, строительство дорог, сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство, фармацевтическая промышленность. Нам бы хотелось также, чтобы казахстанская нефть через польские порты шла на европейские рынки.
Недавний визит в Казахстан министра иностранных дел Польши Влодзимежа Чимошевича, которого сопровождала делегация представителей польского бизнеса, вскоре должен дать соответствующие результаты. Я надеюсь, что очередная встреча польского и казахстанского бизнеса, которая состоится во время визита Президента Назарбаева, дополнительно укрепит эти тенденции. В этом месте я хочу напомнить, что во время официального визита Президента Назарбаева в 1997 году состоялось первое заседание польско-казахстанской смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству и торговле, которое, несомненно, повлияло на интенсификацию нашего сотрудничества.
- Польша очень решительно и динамично провела реформы в своей экономике. В чем секрет “польского чуда”? Чем из польского опыта может воспользоваться Казахстан?
- Почти тринадцать лет тому назад мы взяли на себя огромные усилия не только по глубокому изменению политического строя, но также по коренному изменению экономического строя страны. Польша приняла правила рыночной экономики и за эти годы добилась небывалого прогресса и структурных перемен.
Я напомню, что когда мы начинали польские реформы, более 70 процентов ВВП давал государственный сектор. Сегодня более 70 процентов дает частный сектор. Польша стабилизировала свои финансы. Нам удалось снизить инфляцию до нескольких процентов, а ведь мы начинали с потолка гиперинфляции в пределах 1000 процентов в масштабе года. Польские злотые - это сегодня сильные деньги, а некоторые предприниматели утверждают, что даже слишком сильные. Но это также доказательство и стабильности польской экономики, и ее глубокой реструктуризации. Польша тесно связана с глобальной экономической системой. А ведь точка отправления у нас была очень невыгодной.
В конце восьмидесятых годов мы были страной экономического неравновесия. Мы переживали синдром “тупика”. Благодаря смелости и решительности, воображению и самоотверженной работе моих соотечественников, при одновременном доброжелательном отношении и помощи со стороны международного окружения мы сделали то, что никогда никем раньше не делалось. За необыкновенно короткое время мы построили экономику по принципам свободного рынка и стабильную демократию.
Наш опыт доступен. И если вы будете заинтересованы подробнее проанализировать то, что нам удалось, и то, что не получилось, польский пример для этого очень открыт и можно им воспользоваться. А если спрашиваете о польском успехе - мы решили прежде всего провести экономические реформы сразу.
Почти с первого дня преобразований в политической области. Мы не ждали лучшего климата, мы делали это с самого начала, поэтому сегодня можно сказать уже о 13 годах и политических преобразований в Польше, и экономических. Так что удалось многого добиться. В немалой степени потому, что мы приняли смелые решения в нужное время.
Во-вторых, мы сделали ставку на предпринимательский дух людей. Мы предполагали, что они пойдут на риск, будут образовывать свои фирмы. В Польше сегодня 3 миллиона средних и малых предприятий. Это почти 10 миллионов занятых. Ведь это часто семейные фирмы или созданные 2-3 друзьями. И это дает динамику польской экономике. Несомненным преимуществом малых фирм является то, что они очень гибки, легко адаптируются, поэтому среди польских фирм есть и такие, которые начинали, скажем, с производства одежды, а сегодня занимаются туризмом. А кто занимался продажей угля, есть у него сегодня ресторан, и т.д. Это естественно для малых предприятий, которые проявляют такую гибкость. Это второй важный элемент польского успеха.
В-третьих, мы решили децентрализовать власть в Польше. Не все решения принимаются на правительственном, центральном уровне. Существует самоуправление на низовом уровне - в общинах - гминах в городах и воеводствах. Это тоже важно, потому что очень многие экономические возможности внизу. Из Варшавы их не видно. Какое производство можно развивать, допустим, на севере, в глубинке - знают об этом люди в низах. Им надо помочь, чтобы они без лишней бюрократии развернули такую активность. Я думаю, что это тоже у нас удалось.
И конечно, нам удалось навести дисциплину в таких сферах, как сбор налогов и контроль. Сегодня в Польше платят все налоги. Конечно, у нас не любят платить налоги, как и во всем мире, но система контроля у нас довольно точная, строгая. Банки пользуются доверием, можно получить кредит. Все это идет по рациональным признакам. Вот это главные элементы польского успеха. Но я легко могу указать и на слабые места. Мы расплачиваемся высоко за модернизацию. А это означает большую производительность труда и меньшее число занятых. Безработица в Польше высокая.
Наверняка мы не включили научно-технический сектор в экономику. Еще мало таких изделий, которые имели бы польскую марку и присутствовали на мировых рынках. Проблемой остается дифференциация жизненного уровня разных регионов. Мы беседуем в Варшаве, это очень состоятельное место, а я родился в Бялогарде, это на побережье Балтийского моря. Там сейчас 30-процентная безработица. И там ждут своего шанса. Вот эта региональная расслоенность становится существенной проблемой.
Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что поляки не потеряли шанса, данного им историей. Среди источников нашего успеха я вижу усилия всего общества и проевропейскую ориентацию, которая стала главным созидательным фактором системных преобразований. Среди поляков существовала решительность и последовательность в достижении поставленных перед собой целей, а среди главных политических сил - согласие по основным направлениям трансформации.
В области обмена опытом мы открыты для всех вопросов с вашей стороны, касающихся перемен в государственном строе, и для всех предложений сотрудничества в этой области. Я знаю, что несколько сот молодых граждан Казахстана учатся в польских вузах. Также польские специалисты работают в программах помощи для вашей страны. Но как я уже говорил, не только вы можете пользоваться нашим опытом, но и мы вашим. Этот обмен уже давно является важным элементом польско-казахстанского диалога.
- Не отразится ли ожидаемое вступление Польши в Европейский Союз в негативном плане на ее отношениях с традиционными партнерами из бывшего СССР? Не означает ли это переориентирование вектора ее внешней политики на Запад и усиление закрытости страны для Востока (в том числе в визовых, таможенных вопросах и пр.)?
- Я вас заверяю, что наше поле зрения не сводится исключительно к вопросам на стыке Польша - Европейский Союз. Процесс расширения Евросоюза мы определяем шире. Я напомню, что говорил в прошлом году, обращаясь к президенту Соединенных Штатов Америки Джорджу Бушу во время его визита в Польшу: “Думая о будущем Европы, Польша желает не только интеграции к западному кругу, но также диалога и всестороннего сотрудничества, охватывающего восток нашего континента”.
Следует ожидать, что расширение Европейского Союза на Польшу и другие страны Центральной и Восточной Европы приведет к укреплению хозяйственных связей и создаст лучшие условия для торговли с государствами бывшего Советского Союза. В результате торговый обмен будет расти, так как ЕС получит более широкий доступ к этим рынкам и профессиональную помощь консультантов-экспертов и предпринимателей из государств нашего региона, хорошо знающих реальные аспекты торговли с восточными соседями Польши.
Мы хотим, чтобы Европейский Союз играл надрегиональную роль. Мы хотим быть страной, которая вносит в ЕС свои достижения и опыт, особенно в области отношений с нашими восточными соседями. В настоящее время работаем над более широкой концепцией будущей восточной политики ЕС, которую условно мы назвали восточным измерением ЕС. Соответствующее место занимают в ней не только отношения с прямыми соседями расширенного Союза - Россией, Украиной или Белоруссией, но также со странами Центральной Азии и Закавказья.
- Не секрет, что с принятием Закона о репатриации некоторая часть этнических поляков из Казахстана намерена выехать в Польшу. Приветствуете ли Вы этот процесс? Намерена ли Польша предпринимать какие-либо шаги по поддержке (гуманитарной, экономической и др.) своих соотечественников, проживающих за пределами Польши, в том числе и в Казахстане?
- Польша является родиной всех поляков и домом, в который могут вернуться все ее сыновья и дочери. Это фундаментальное право содержится в нашей конституции 1997 года. По мере возможности мы стараемся помочь всем тем полякам из Казахстана, которые хотели бы вернуться в Польшу. А полякам, которые по разным причинам останутся в Казахстане, мы предлагаем помощь в области популяризации польской культуры, традиций и языка.
Мы ценим открытую по отношению к национальным меньшинствам политику Президента Н. Назарбаева, учитывающую интересы всех национальных и этнических меньшинств с полным уважением их прав в соответствии с международными стандартами. Эти принципы содержатся также в польско-казахстанской Декларации о развитии дружеских отношений и сотрудничества, подписанной мною и Президентом Назарбаевым.
- Что Вы ожидаете от предстоящего визита в Польшу Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева? Какие темы станут основными для обсуждения? Какие документы планируются к подписанию?
- Вначале я хочу сказать, что очень доволен тем, что уже через несколько дней смогу встретить Президента Назарбаева в Варшаве. Недавно, в начале апреля, исполнилось 10 лет с момента установления дипломатических отношений между нашими странами. За это время оба наших государства прошли процессы трансформации, укрепили свои позиции на международной арене.
За это десятилетие в 1997 году официальный визит в Польшу нанес Президент Назарбаев, в 1999 году я пребывал с ответным визитом на гостеприимной земле Казахстана. Состоялись и другие визиты на высоком правительственном уровне, а недавно пребывал с официальным визитом в Казахстане министр иностранных дел Республики Польша Влодзимеж Чимошевич. Я не ошибусь, если скажу, что обе наши страны не потеряли этого времени даром.
Однако это не означает, что мы исчерпали все возможности, и как это часто бывает, политические контакты опередили экономические отношения. На этом поле еще много осталось сделать, особенно если учесть экономический потенциал Казахстана и его постоянное быстрое развитие, о чем более обширно я говорил, отвечая на один из предыдущих вопросов.
Нельзя представить себе также наши контакты без культурного и научного сотрудничества, ибо оно является сближающим государства и народы, преодолевающим разделяющие их барьеры. Поэтому я всегда повторяю, что сотрудничества в области культуры никогда не бывает слишком много, и без активного культурного обмена наши политические и экономические отношения будут обедневшими.
Я рассчитываю на то, что визит Президента Назарбаева станет следующим импульсом, способствующим дальнейшему гармоничному развитию нашего широко понимаемого сотрудничества. Я намерен с Президентом Назарбаевым, кроме обзора и обсуждения наших двусторонних отношений, затронуть ряд вопросов, связанных с региональной и глобальной безопасностью, борьбой с терроризмом, возможностью сотрудничества обеих наших стран на международной арене и в рамках международных организаций.
Подготовлен для подписания ряд договоров, в том числе о борьбе с организованной преступностью, таможенный договор, об охране окружающей среды (парниковый эффект). Мэр Варшавы и аким Астаны - новой столицы Казахстана - подпишут договор о сотрудничестве между обеими столицами.

Варшава, 13 мая


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии