16 ноября 2007 №45 (493)
     Люди

Галина Галкина
Театр. Начало

- Я - “последняя из могикан” театральной династии Рутковских-Кручининых. Именно здесь, в Казахстане, в 1933 году закончилась жизнь на колесах нашей артистической семьи. Здесь в полную силу раскрылись творческие и гражданские идеалы моих родителей. Казахстан стал для них второй родиной. А для меня - первой, хотя родилась я на Украине. Здесь я училась и закончила школу №28, затем и Казахский педагогический институт имени Абая в 1946 году

Могу назвать себя счастливым человеком, потому что мне дали жизнь такие люди, как мама, Елизавета Болеславовна Кручинина-Рутковская, и отец - Юрий Людвигович Рутковский. Не только потому, что они были первоисточниками моего появления на свет. Их яркая индивидуальность, их профессия, которой они занимались всю жизнь, сформировали меня как человека, гражданина, будущего специалиста-театроведа. Я научилась не отказываться ни от какой другой работы, призывая на помощь все свои знания, умения и навыки.
Жизнь прожита большая, нелегкая, со всякими нюансами...

Отец
Юрий Людвигович Рутковский происходил из польской театральной династии.
Отец Юрия не хотел, чтобы он продолжал его род занятий, осознавая нелегкий труд актера, и потому будущий режиссер поступает в городское училище, а позже - в техническое училище повышенного типа.
В 1906 году в Варшаве прошли политические восстания. Театр “Народовы” был закрыт. Многие остались без работы. Начались репрессии. Надо было думать, как жить дальше и содержать семью. Семья Рутковских переезжает в Россию, в Челябинск, где жил двоюродный брат Людвига Рутковского, бывший политкаторжанин Антон Иосифович Квацинский. Он и приютил их.
В Челябинске Юрий Людвигович продолжил учебу в технической железнодорожной школе, окончив которую, он поступил на работу в частную токарную мастерскую Осинского. Но вскоре пришлось вернуться в Варшаву: тяжело заболел отец, трудно переживший разлуку с родиной. Он умер в Варшаве в 1910 году. А Юрий Людвигович поступает на службу в техническое бюро инженера Эбера в качестве техника-строителя и одновременно в театральную студию.
Наконец-то сбылась его заветная мечта, он стал актером и был зачислен в состав труппы Варшавского художественного “Театра Польски”.
В 1914 году Рутковского призвали на военную службу. Попал на фронт он рядовым 33-го мотоциклетного отделения Уссурийской бригады 15-й армии. Вскоре был контужен на финском участке фронта. Лежал в военном лазарете в Петрограде. А в это же время на Северо-Западном направлении русского фронта служила хирургической сестрой милосердия Елизавета Пржбальская, будущая его жена.

Как все начиналось
С 1921 года супруги Рутковские с товарищами три года работали на Украине, затем три года в Белоруссии.
Все эти шесть лет выступали одним коллективом. Подобралась крепкая творческая труппа, возглавил которую Ю.Л.Рутковский - он помимо актерской деятельности занялся режиссурой. Труппа получила всеобщее признание, о коллективе знали в Москве и в 1928 году перевели в систему РСФСР.
С 1928 по 1931 год труппа побывала во многих городах России: Вышний Волочок, Чебоксары, Павлов-на-Оке, Вятка, Глазов, Котельничев, в других.
Осенью 1931 года коллектив театра был направлен в Киргизию, во Фрунзе.
В 1933 году Рутковский получил приглашение организовать в столице Казахстана, Алма-Ате, стационарный профессиональный Театр русской драмы. Он дал свое согласие и в июле выехал в Москву на биржу для формирования актерской труппы, которая должна была влиться в уже существующий коллектив.

Первый раз театр поднял занавес 31 октября 1933 года в Семипалатинске премьерой спектакля “Любовь Яровая” по пьесе К.Тренева. Это было неофициальное открытие Театра русской драмы Алма-Атинского горсовета. Там же, в Семипалатинске, были сыграны спектакли, подготовленные к первому сезону: “Без вины виноватые”, “Последняя жертва” по А.Островскому, “Ревизор” по Н.Гоголю, “Егор Булычев и другие” по М.Горькому...
В январе 1934 года в Алма-Ате было построено помещение клуба НКВД имени Дзержинского, предназначенное для нового театра. Туда и переехала основная труппа.
Официальное открытие театра состоялось 26 января 1934 года пьесой А. Афиногенова “Страх”. Елизавета Болеславовна Кручинина-Рутковская вспоминала этот день: “С каким волнением готовились мы к открытию первого сезона! Несколько дней и ночей весь коллектив работал над оборудованием сцены. Театр этот стал для нас родным домом. Каждый уголок, кусочек сцены обжиты, согреты нашим дыханием”.

Мать
Елизавета Болеславовна Кручинина-Рутковская, в девичестве Пржбальская, родом из города Камышлова Пермской губернии. В семье служителя пермской железной дороги Болеслава Пржбальского из одиннадцати детей выжили лишь пять дочерей. Образование получила только одна из них - Елизавета, она окончила женскую гимназию в Екатеринбурге в 1911 году: “Гимназисткой часто играла в любительских спектаклях. Меня в шутку называли “примой”. На наших спектаклях часто бывал антрепренер Екатеринбургского драматического театра Петр Петрович Медведев, который в провинции был известным театральным деятелем, интересным режиссером и талантливым педагогом. Прослушав, как я читала на сцене стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Вешние воды”, он потом пришел за кулисы и сказал мне: “Кончишь учиться, возьму тебя к себе в труппу”. Так и случилось: после окончания гимназии я была принята в театр и одновременно в театральную студию, которой руководил Петр Петрович, замечательный подвижник русской Мельпомены!”
Елизавета Болеславовна служила у разных антрепренеров, объездила много городов России, весь Дальний Восток, включая Харбин: “Тогда работа театров строилась сезонно. Зиму работаешь у атрепренера до Великого поста. Если посчастливилось в пост попасть в труппу актерского товарищества, то проживешь не голодая. Летом надо устраиваться на летний сезон. Ставились преимущественно пьесы, дающие сборы, как говорили тогда “кассу”. Популярностью пользовались мелодрамы, на которых зритель, не стесняясь, давал волю слезам и эмоциям.
Первый мой сезон в советское время состоялся в Омске, в театре “Свободного народа”, где я проработала с 1916 по 1921 год. Время было неспокойное, трудное: холод, голод, разруха. Но с каким энтузиазмом работали все мы! Жили коммуной в доме наших квартирных хозяев, вместе ходили на спектакли...
В 1920 году в Омске же сложился наш семейный союз с актером Юрием Людвиговичем Рутковским”.

Справка “НП”

“Юрий Людвигович Рутковский создал первый высокопрофессиональный Театр русской драмы в Казахстане, воспитанный на лучших традициях национального классического искусства, но вхождение в казахскую национальную культуру не могло не повлиять самым серьезным образом на его эстетику”.
А.Сыгай, заслуженный деятель искусств РК.
Галина Юрьевна Рутковская 32 года проработала в легендарном ТЮЗе - Театре для детей и юношества Казахстана заведующей педагогической частью - с 1946-1978 годы. Продолжая работать, училась и в июле 1955 года закончила заочное отделение театроведчефского факультета ГИТИСа имени А.В.Луначарского.
В 1974 году была удостоена почетного звания Заслуженного работника культуры Казахстана: “Для меня оно очень дорого: КУЛЬТУРЫ! Это то, чему я посвятила свою жизнь! Моя профессиональная жизнь проходила в окружении больших, ярких, интересных личностей. Первым моим учителем, творческим наставником была Наталия Ильинична Сац - Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, президент советского центра Международной ассоциации детских театров, профессор, организатор Театра для детей и юношества Казахстана в Алма-Ате. Я многим ей обязана: она помогла мне в профессиональном становлении театрального педагога, театроведа.
Жизнь подарила мне встречи, личное общение с теми, кто стоял у истоков формирования и развития многонациональной культуры и искусства Республики Казахстан. Среди них: М.Ауэзов, Ж.Шанин, Куляш и К.Байсеитовы, К.Джандарбеков, Э. Умурзаков, К.Куанышбаев, М.Шамова, К.Бадыров, С.Кожамкулов, К. Кармысов, Е.Брусиловский, В.Водопьянов, Б.Ерзакович, А.Затаевич, А.Черкасский, С.Майканова, Б.Римова.

Галина Юрьевна Рутковская преподавала историю русского и западноевропейского театров в Институте искусств имени Курмангазы. У нее была своя методология: не только по программе излагать темы занятий, а подавать их образно, увлеченно, с “интригой”. При всей тактичности, интеллигентности, мягкости Галина Юрьевна была строга и требовательна. Студенты режиссерского и актерского курсов называли ее “пантерой”. Автор этого прозвища Кадыр Жетписбаев объяснял причину: “Строгая! Высокая! С изящными манерами, и в черном...”

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск