Галина Галкина
Маша Трескунова ездила в такси бесплатно
Мария Трескунова - суперзвезда радиоэфира начала 90-х. Когда
она садилась в такси и говорила, куда ехать, водители немедленно
узнавали ее по голосу: “Вы же Маша Трескунова из “Максимума”! Садитесь,
я довезу вас бесплатно!”
Популярность
ведущих той поры не могла сравниться ни с какой другой: они были
первыми ласточками независимого радиовещания, а потому другими -
без налета “официальной” заслуженности. Они были невероятно близки
радиослушателям. К тому же рассказывали о той музыке, которая десятилетиями
находилась под запретом.
В радиоэфире Казахстана советской поры существовало только “Казахское
радио”, всесоюзный “Маяк”.
- Это была первая независимая радиостанция - “Максимум”, которая
начала свое вещание на территории Казахстана в начале 90-х. Конечно,
популярность была бешеная. Мы старались дать слушателям то, чего
они были лишены в советское время, слушали в каких-то самопальных
записях - тех же “Битлз”, “Ролинг Стоун”, всю ту западную музыку,
за которую в Советском Союзе могли и в тюрьму посадить. Мы ее стали
проигрывать круглосуточно. Это была такая отдушина, которую народ
ждал лет 20-30.
- Вспомним героев радиоэфира поры становления независимости поименно...
- Нас было восемь ведущих по семи дням недели, и все были одинаково
популярны: Роман Райфельд, Илья Солодилин, Игорь Сырцов, Александр
Кириченко, Евгений Бычков, Ноэль Шаяхметов, Нурберген Махамбетов.
В то же время Константин Иванов, ныне, увы, покойный, вел юмористическую
передачу “Семь сорок”.
- Маша, такая музыкальная эрудиция, видимо, позволила вести столь
непринужденно эфир? Как формировался музыкальный вкус в глухие застойные
годы?
- Музыкой увлекалась с 13 лет. Как правило, это была западная музыка,
ныне классика рока - глэм-рок. Евгений Бычков собирал свою команду,
людей-профессионалов, которые разбирались и очень любили какой-то
определенный музыкальный стиль.
- Существовал ли раньше у каждого из вас подобный опыт ведения
эфира?
- Опыта не было никакого. И это было наиболее трудно. Мы вещали
из автобуса, который стоял во дворе радиоцентра под радиовышкой.
В автобусе стоял огромный пульт и два больших бобинных магнитофона
- СТМ - старой модели. Начинали мы вещать с аудиокассет. Система
была такой: мы находили песню, подматывали пальцем пленку до такой
позиции, чтобы песня только начиналась, затем ты объявляешь песню,
включаешь магнитофон и выводишь микшер, убирая при этом предыдущую
песню. И нужно успеть попасть, размотать в срок и проследить, чтобы
магнитофон не “зажевал” ленту. Как однажды оговорился в эфире Александр
Кириченко: “И вот сейчас наш самый современный компакт-диск-плеер
как раз “зажевал” очередную кассету...”
Компакт-диски у нас появились только примерно через полтора года
вещания. Времена были веселые... И сейчас я не понимаю, как мы выдерживали
эту нагрузку... 8-10 часов прямого эфира с такой техникой. Приходилось
говорить после каждой песни: читать погоду, объявления, анонсировать
новости... Весь эфир на тебе, кроме тебя еще работает звукоинженер.
Напряжение большое. Сейчас бы я уже не села на 8 часов, составляя
программу и продумывая ее.
- А потом была “Европа-плюс”, с иным уже уровнем вещания?
- Конечно, это был уже другой век радио. Совсем иными были условия
работы, программы и режим вещания, когда ведущий работал полчаса
в день, а не восемь часов подряд. Но была некая предрешенность в
твоей работе, ты мало что мог изменить. И это было элементарно скучно.
- Что было потом, после того романтичного и ностальгического
теперь для всех нас и для тебя эфира?
- Потом началась новая эра в моей личной жизни, процесс взросления.
У меня родился сын, ему три с половиной года, его зовут Иннокентий.
И он наполовину англичанин, его папа - английский музыкант.
- Он живет с вами?
-
Нет. Это была веселая, хипповая история двух независимых людей,
которые решили иметь ребенка и совместно его выращивать. Папа участвует
в воспитании на расстоянии, помогает и гордится своим казахстанским
сыном. Я считаю, что Кеша, мой прекрасный сын, - это мое главное
творческое достижение за всю мою карьеру. И всем говорю: “Я - сотрудник,
редактор, журналист, но, прежде всего, я - мама”. Когда сын стал
способен к жизни без мамы хотя бы какое-то время, настала пора адаптироваться
не только в семье, но и в обществе, он пошел в детский сад, а у
меня появилась возможность работать.
В настоящее время я - редактор нового глянцевого журнала о собственности
и для собственников. Для меня это новый уровень - не только в плане
руководства коллективом, но и в плане тематики материалов. Теперь
для меня это новая тема - недвижимость, частная собственность, политика,
социум...
- Маша Трескунова стала солидным человеком?
- Думаю, что Маша Трескунова никогда не станет солидным человеком,
потому что какое-то хулиганство, бунтарство в душе так и остается...
- Но и будучи редактором серьезного издания ты осталась верна
себе, своим увлечениям. В первом номере журнала есть публикация
о “Битлз”, открытии памятника, и интервью с одним из солистов популярной
до сих пор группы “Смоуки” Аланом Силсоном...
- Группа “Смоуки” - это мои друзья, я часто брала интервью у них.
В декабре поеду в гости к ним.
- Маша, какое радио ты предпочитаешь слушать сейчас?
- Я не слушаю радио, оно мне сегодня не интересно. Если кто-то в
эфире работает хорошо или ставит хорошую музыку, то меня это раздражает,
потому что это делаю не я. Какая-то ностальгия, тяга к радиоэфиру
все-таки, конечно, сохраняется. А если кто-то ставит плохую музыку
и ведет эфир плохо, то меня это тоже раздражает, потому что я бы
сделала гораздо лучше. Так что сегодня радио для меня - раздражающий
фактор в любых ипостасях. Поэтому я его просто не слушаю.
- Любимая фраза тех лет, которую доставляло удовольствие произносить...
- Вы слушаете “Битлз-час”.
|