21 сентября 2007 №37 (485)
     Столичные штучки

Алла Иванилова
Воздушная тревога

В Астане началась операция “Чистый воздух столицы”. Ежедневно экологи совместно с дорожными полицейскими на передвижных постах проверяют профпригодность “железных коней” астанчан. Не прошедшим “медосмотр” назначают “курс лечения” в виде штрафа.
От загрязнения воздуха в мире ежегодно погибают около 2,7-3 миллиона человек, 92 процента из которых проживают в развивающихся странах. Наиболее опасными загрязнителями являются те самые выхлопные газы, которые мы ежедневно вдыхаем. В автомобильных двигателях внутреннего сгорания в мире ежегодно сжигается около 2 миллиардов тонн нефтяного топлива. При этом КПД в среднем составляет 23 процента.
Доля передвижных источников загрязнения в столице превысила 50 процентов общих валовых выбросов, что связано с постоянно увеличивающимся количеством автомобилей, а также с наличием и использованием на предприятиях города устаревших моделей автомашин, выбросы которых превышают экологически допустимые нормы. Если в 2001 году в Астане было более 39,4 тысячи машин, то в этом году количество их достигло 150 тысяч. К тому же в столице в связи с интенсивным строительством резко увеличилось количество грузовых машин, особенно большегрузных, таких, как КамАЗ, количество которых в 2006 году превысило 13,6 тысячи единиц (в 2001 году - 8,9 тысячи единиц), автобусов - 3356 (в 2001 году - 1999).
Анализ показал, что каждая третья-четвертая автомашина эксплуатируется с превышением норм токсичности и дымности. Экологические посты стоят всего в двух местах по городу: по улице Сарыарка и проспекту Момышулы. Из проверенных 173 единиц автотранспорта выявлено 68 автомобилей с нарушением ГОСТа, к водителям были применены штрафные санкции на общую сумму 148 тысяч 512 тенге и сотрудниками ДВД изымались госномера до устранения нарушений. Всего в текущем году в ходе операции “Чистый воздух” проверено 244 машины, из них 97 оказались “непрофпригодны”, что составляет 40 процентов. Из проверенной 71 машины в трех автохозяйствах с нарушением ГОСТа выявлено 29 средств передвижения, владельцам которых наложены штрафные санкции и теперь им придется пришпорить своих “железных” коней, поскольку их автотранспорт был запрещен к эксплуатации.
Городские власти, похоже, нашли и другой метод борьбы помимо штрафов. Дело в том, что основная причина увеличения загрязнения атмосферы автомобильным транспортом заключается в неполном и несовершенном сгорании топлива. В настоящее время в мире широко применяются ферментные катализаторы горения топливной смеси, которые значительно улучшают сгорание любого вида топлива (бензина, дизельного топлива, мазута) - на 98 процентов, а выбросы в атмосферу отравляющих веществ уменьшаются на 40-60 процентов. Помимо всего прочего эта жидкость прозрачного цвета, является катализатором, увеличивает мощность двигателя и уменьшает потребление топлива.
Столичная мэрия опытным путем подтвердила эффективность ферментного катализатора, проведя эксперимент. Городское территориальное управление охраны окружающей среды заправило самый старый автобус бензином, смешанным с катализатором. В итоге на 60 процентов уменьшились выбросы, а автобус стал ездить почти как новенький. После успешного эксперимента городские власти намерены за счет бюджета обеспечить автобусный парк “волшебной” жидкостью, на это будет выделено из местного бюджета 1 миллион 360 тысяч тенге. Частным фирмам придется из своего кармана покупать катализатор, с них этого будут требовать столичные экологи.

Астана
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск