21 сентября 2007 №37 (485)
     События

Ирина Гайкалова
Медеу: лед тронулся

“НП” продолжает задаваться вопросом: что ждет наше национальное достояние - Медеу и Шымбулак - в ближайшем будущем, сумеем ли мы сберечь природное богатство? И, наконец: кто в ответе за судьбу флоры и фауны уникальнейших национальных парков? Несмотря на общегосударственный масштаб, проект реконструкции Медеу и Шымбулака остается для общественности тайной. Достаточно сказать: на наши публикации в предыдущих номерах откликнулась всего одна компания, которая занимается развитием горнолыжных курортов на территории национального парка. Остальные хранят упорное молчание. И все же традиция секретности, похоже, сломана. Продолжением начатого в прошлых номерах “НП” разговора стало наше интервью с представителями компании Capital Partners и экологами

В разговоре приняли участие руководитель проекта Славенко Бадура, менеджер проекта Нурия Жумагулова, руководитель юридической службы проекта Ержан Есимханов, представитель отдела по связям с общественностью Светлана Коковинец, ведущий консультант по экологии компании “КаспиЭколоджи Инвайроментал Сервисез”, кандидат химических наук Галина Артюхина и консультант проекта по экологическим вопросам, директор ТОО “КаспиЭколоджи Инвайроментал Сервисез” Мади Киреев.

“НП”: Как представители компании могут прокомментировать письмо жителей, опубликованное в нашей газете, с претензиями к ведению строительства?
С. Бадура: Действительно, нами были получены замечания от людей, проживающих в домах рядом со стройкой, касающиеся хода строительства. Несколько дней назад мы встречались с представителями жильцов многоэтажных домов на Медеу. Ряд недостатков уже устранен, и работы будут скоро завершены. Мы ежедневно контактируем с людьми, согласовываем порядок выполнения работ, принимаем жалобы.
“НП”: Можно уточнить, что входит в компетенцию компании по реконструкции?
С. Бадура: Как мы уже сообщали, наша компания “Medeu Development”, входящая в группу компаний “Capital Partners”, занимается только развитием горнолыжных курортов “Медеу” и “Шымбулак”. В рамках проекта в краткосрочной перспективе запланировано строительство канатной дороги от Медеу до Шымбулака, строительство автомобильного паркинга, работы по расширению существующих лыжных трасс.
В дальнейшем - создание парковой зоны, инфраструктуры, необходимой для проведения Азиатских игр в 2011 году. Что касается реконструкции высокогорного катка “Медеу” и строительства гостиницы на Медеу, то эти проекты реализуются другими застройщиками.
“НП”: Никаких высотных зданий вами не предполагается возводить?
С. Коковинец: По концепции горных курортов, так называемых альпийских деревень, высотных зданий здесь быть не может в принципе. Будут построены 3-4-этажные кондоминиумы. В данное время мы строим гондольную дорогу и подземную стоянку, которые должны сдать в декабре текущего года.
“НП”: Особую тревогу вызывают деревья. Как бы ни был хорош проект с точки зрения развития туризма, ущерб при вырубке деревьев все же наносится.
Г. Артюхина: Вспомните, на Медеу росли каштаны, березы, карагачи. Так вот, эти породы деревьев не относятся к эндемикам наших горных экосистем - они были высажены когда-то людьми исключительно для красоты. Поэтому, даже если сейчас эти деревья будут вырублены и вместо них будут посажены родные для экосистемы гор виды, ни о каком ущербе не может быть речи. Наоборот, будет происходить восстановление естественной экосистемы.
Е. Есимханов: Нашей компанией приняты обязательства по проведению компенсационной высадки деревьев. Вместо каждого вырубленного дерева будет высажено три молодых саженца. Компания уже заключила соответствующее соглашение, и мы постоянно поддерживаем контакт с уполномоченными организациями и питомниками. Однако предусмотрены нормы, по которым деревья могут быть высажены либо ранней весной, либо поздней осенью. Таким образом, компенсационная высадка будет начата в октябре текущего года.
“НП”: Если вспомнить, как ведут себя все эти годы различные строительные компании, которые всегда обещают “на бумаге” высадить зеленые насаждения и не выполняют эти обещания, то нашу тревогу, я думаю, можно понять - речь идет о Национальном парке. Как вы можете подтвердить свои обязательства?
С. Бадура: Давайте начнем с того, что все деревья учтены, получено разрешение на вырубку. Почему требуется убрать эти деревья? Как уже было сказано, будет функционировать гондольная дорога. И если вдруг случится какое-то ЧП - человеку стало плохо - нужно проводить эвакуацию, а значит, обеспечить доступ к гондолам.
Спасательные работы идут следующим образом: спасатели подходят к опоре, поднимаются, по тросам спускаются до кабины, потом открывают дверь, надевают на пассажира спасательное оборудование и спускают его вниз. А спускать на деревья людей нельзя. Поэтому мы убираем деревья в целях обеспечения безопасности людей на основании имеющихся разрешений.
Я слышал даже такие опасения: эти деревья окажутся у кого-нибудь на даче. Так вот, могу заявить, - ни у кого на даче они не будут! Деревья будут расти на определенной территории, и когда мы будем их высаживать, то позовем всех желающих - и журналистов в том числе. Эти мероприятия входят в наши планы по информированию в прессе.
С. Коковинец: Хотелось бы развеять еще одно распространенное заблуждение: многие опасаются, что на время рекреационных работ “Медеу” и “Шымбулак” будут закрыты. Со своей стороны мы можем сказать следующее: и горнолыжный курорт “Шымбулак”, и каток “Медеу” будут работать в обычном режиме и будут доступны для жителей и гостей Алматы.
“НП”: Вопрос об общественном контроле остается открытым. Вы полагаете, что публикациями в прессе можно ограничиться и не создавать общественных комиссий?
Е. Есимханов: Подобные вопросы прозвучали и на общественных слушаниях. Так вот, эти замечания были учтены, и мы планируем создать подобную общественную комиссию - экологический совет. В настоящее время мы ведем предварительную работу с общественной организацией “Экофорум”, которая объединяет множество экологических казахстанских организаций.
Идея совета заключается в том, что все время, пока будет вестись строительство, совет будет проводить свой собственный мониторинг и отчитываться перед общественностью.
Также в обязанности совета будет входить предоставление нам рекомендаций по дальнейшему осуществлению проекта, которыми мы будем руководствоваться. Мы надеемся, что в совет войдут ведущие экологи страны, а в его деятельности смогут принять участие все заинтересованные стороны.
“НП”: Как будет производиться мониторинг качества атмосферного воздуха?
Г. Артюхина: В Алматы “Казгидромет” ведет постоянные наблюдения на двух постах, при этом в верхней части города нет ни одного такого пункта. Горы всегда считались традиционно чистыми. Теперь ситуация изменилась - идет большая антропогенная нагрузка из-за большого потока машин. А значит, надо постоянно производить мониторинг. Эту задачу взяла на себя компания “Medeu Development”. Она берется установить два передвижных пункта наблюдения.
Три раза в год, в те сезоны, когда положено проводить наблюдение, - будет выезжать специальная машина: в течение 15 дней будут производиться непрерывные замеры по основным загрязнителям.
Итак, один пункт мы предполагаем установить у въезда на Медеу, где ситуация не будет меняться в корне - машины здесь также будут двигаться по дороге к паркингам.
На самом же Медеу ситуация все время будет динамично меняться, так как все большее количество машин будет оставаться в подземном паркинге. Поэтому второй пункт наблюдения мы рекомендуем поставить на смотровой площадке перед входом на каток.
Мы моделировали на компьютере ситуацию и пришли к выводу, что даже в период строительства или в период максимальной нагрузки в работе парка, когда в паркинге будет находиться 3 тысячи машин, человек, находясь в районе катка, не будет ощущать воздействия никаких вредных веществ. Превышений ни по одному загрязняющему веществу не будет. Но, разумеется, пока это все просчитано только теоретически - на компьютере. Надо будет все проверить на практике.
“НП”: Предусмотрены ли в этих подходах охранные меры? Например, камеры слежения или увеличение числа егерей? Сейчас их точно не хватает...
Н. Жумагулова: Сейчас разрабатывается программа по спонсированию работы парка. Мы будем строить современные лесные домики для егерей, планируем закупить технику для быстрого передвижения по парку. На данном этапе нами уже закуплено противопожарное оборудование, которое передано в ведение ЧС.
М. Киреев: В целом проект положительно повлияет на состояние парка. Предполагается реконструкция водоснабжения, канализации, внедрение новых систем теплоснабжения, использования солнечной энергии. Вместо существующих старых строений будут построены современные коттеджи со всеми удобствами, соответствующие международным стандартам. Это разве плохо?
Некоторые “зеленые” возмущаются - все запущено в парке. Но ведь этот проект как раз и позволит все запущенное привести в порядок. Впрочем, я думаю, хорошо, что звучит критика - это заставляет застройщиков быть еще более внимательными и ответственными.
“НП”: А какова будет стоимость той же стоянки, поездки по канатной дороге для отдыхающих?
С.Бадура: Стоимость проезда на канатной дороге останется в существующих пределах. Цена на использование стоянки тоже будет рассчитана в пределах средней цены по городу. То есть доступна для всех желающих.
P.S. Итак, мы получили отчет о деятельности “Capital Partners” - одной из тех компаний, которые сейчас развернули строительство на Медеу и Шымбулаке. Но “за кадром” остаются другие застройщики верхних районов города и Национального парка. В прошлом номере газеты мы писали о них - это и компания “ТюркуазИнвест” со своим городком на склоне горы по дороге на Медеу, и строители “Голден Сити”, огородившие часть Бутаковки длиннейшим забором, и неизвестные нам создатели гостиницы “Рэдиссон”. Ни одна из этих компаний не откликнулась на наши публикации, ни одна не пожелала прокомментировать опубликованное и высказать свою позицию.
Мы задаемся вопросами: почему молчат застройщики? Ждут официальных запросов в письменном виде? Неужели одно упоминание в газетной статье названия компании или строящегося объекта не дает веского повода для ответа?

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск