21 сентября 2007 №37 (485)
    Мир

Ботагоз Cейдахметова
Нескучная кампания
В России - в разгаре парламентская гонка

Предвыборная парламентская кампания в России уже началась и набирает обороты. Скучать никому не приходится, как участникам гонки, так и многочисленным аналитикам и политологам. Кстати, последних опять переиграл президент Владимир Путин. Никто из опытнейших аналитиков, которые вот уже год тасуют имена возможных преемников президента, не мог предположить, что на политической арене всплывет “темная лошадка”. Имя нового российского премьер-министра Виктора Зубкова доселе было известно лишь очень узкому кругу людей

В прошлую пятницу Государственная дума практически единогласно (если не считать коммунистов и воздержавшихся от фракции “Родина”) утвердила Виктора Зубкова в должности председателя правительства России.
По информации российских информагентств, новый премьер основными приоритетами своего правительства назвал те, которые были обозначены президентом Владимиром Путиным в его последних посланиях Федеральному собранию.

Новый премьер пришел в самую горячую пору

А по словам самого Путина, новый премьер-министр Виктор Зубков является одним из реальных претендентов на пост главы государства. “Год-полтора назад говорили, что голое поле, некого выбирать. Сейчас минимум уже пять человек, которые могут претендовать на должность президента и могут быть выбраны. Хорошо, что появился еще один человек, и у граждан России будет из кого выбирать”, - сказал президент на встрече с иностранными журналистами.
Появление нового имени в этом списке придало еще большей интриги игре под названием “Преемник”. На российскую тему я традиционно общаюсь с Сергеем Михеевым, заместителем генерального директора московского центра политических технологий.
- Сергей, насколько для вас назначение Виктора Зубкова оказалось неожиданным?

- В принципе, оно для всех оказалось неожиданным, в том числе и для меня. Лучше, конечно, сказать, что большинство наблюдателей и экспертов ждали такого примитивного варианта преемника, когда на пост премьер-министра назначается человек, который будет главным кандидатом Кремля. Но этого не произошло, я лично не верю, что Зубков может стать реальным кандидатом в президенты. Хотя и этого можно ожидать.
В Кремле существует много мнений о том, как же все-таки уходить Путину? Или как ему уходить, но остаться? Или - как остаться? Но как это сделать, каким должен быть механизм преемственности? Видимо, по этому поводу идет масса споров. Я лично думаю, что вот эта неожиданная смена Фрадкова на Зубкова - это результат внутриклановой, внутриэлитной, внутригрупповой борьбы. Разные группы и элиты, разные политики борются за мнение президента, за фигуру преемника. В данном случае президент решил показать, что он сам принимает решения. Но это не облегчило ситуации, потому что выборы приближаются, а неясность сохраняется, а это, в свою очередь, автоматически накаляет обстановку.
Она больше раскручивает интригу выборов, потому что ясно, вариантов может быть много, множится число недовольных кандидатов в преемники. Представим себе, что Путин решит поставить Зубкова, чтобы потом через два-три года тот передал власть обратно Путину. Очевидно, что появляются недовольные, как минимум, Иванов и Медведев, и те группы элиты, которые за ними сейчас стоят, люди, которые хотят впоследствии стать ближе к новому президенту. Есть и другие подводные течения, и это порождает внутреннюю конкуренцию. То есть в борьбе за стабильность появляются некоторые элементы нестабильности. Все там не очень просто, и, видимо, окончательных решений в Кремле не принято.
Недаром Зубков назван в качестве одного из возможных кандидатов в президенты. Это говорит не о существовании какого-то хитрого, жесткого плана, а именно о том, что решение все еще не принято, а обсуждаются сразу несколько планов. А там, где есть маневры для обсуждения плана, там возникает конкуренция и борьба. А где борьба, там, соответственно, нестабильность. На мой взгляд, Кремль немного заигрывается в технологии. Они рискуют. Все будет нормально, но затягивать все до последнего момента - это переоценка своих сил, переоценка своего влияния на общественное мнение. Потому что выдать за три дня людям кандидата, которого они вообще не знают, и заставить их голосовать за него будет не так просто.
- Но Ваш центр как раз занимается политическими технологиями и может как-то объяснить ход мысли кремлевских пиарщиков...
- Главное здесь то, что ясности нет, есть масса версий, но ни одна не является пока доминирующей.
- В последнее время в политической сфере России много происходит неожиданного - прогнозы аналитиков одни, а результат почти всегда другой.
- В том-то и дело, что процесс происходит спонтанно, нет заранее созданного и утвержденного логического плана. А есть реакция - появляется новая ситуация, на нее быстро реагируют. Я лично не считаю, что все это явилось элементами за несколько лет созданного плана. Видимо, все там кроится по-живому.
- Избирательная кампания в Госдуму действительно проходит нескучно. Еще одна неожиданность - скандально известный Андрей Луговой участвует в выборах от ЛДПР.
- У ЛДПР тяжелая ситуация - накануне из партии ушел второй человек. Ушел Алексей Митрофанов - человек энергичный, популярный, харизматичный, и им нужно срочно кого-то подтянуть, партии нужны спикеры.
- Почему Луговой-то?
- Это лихорадочное решение - просто подтягивают человека, который сейчас у всех на слуху.
- Но Луговой - несколько скандальная персона...
- Видимо, они решили, что он вписывается в скандальный образ партии. А Луговому это тоже выгодно, потому что он находится в непростом положении. И если он заручится поддержкой довольно известной партии и такого известного политика, как Жириновский, то его позиции укрепятся. Тут двух мнений быть не может. Есть ли от этого толк - это другой вопрос. Репутация Лугового довольно неоднозначная, и его известность нельзя сравнить с известностью Митрофанова.
- Сергей, а если пройдет вариант досрочной передачи власти от Зубкова-президента обратно Путину, как вы думаете, какова будет реакция Запада?
- Критика будет. Это будет скандал, с одной стороны. А с другой - Россия уже не боится скандалов. Внешние скандалы, чужое мнение нас уже не заботят. Если мы будем все время заботиться о чужом мнении, пожалуй, Россия никогда с колен не встанет. Запад очень хвалил Россию при Ельцине, а что осталось в итоге? Дырка от бублика.
- Международные темы, в частности, тема Ирана, которую вновь подняли на этой неделе французы, на время выборов будут заброшены? Ведь Россия является активным участником многих международных переговорных процессов.
- Я думаю, что международные темы будут полностью вытеснены до декабря этого года. А потом, после декабря, начнется раскрутка президентских выборов, и лихорадка будет длиться до середины весны. Сейчас практически никто не говорит на международные темы, видимо, должна где-то атомная бомба взорваться, чтобы переключилось внимание. Сейчас все внимание обращено на выборы.
Кстати, международная тема выплывает там и тогда, где и когда это выгодно участникам выборов. Допустим, выгодна “Единой России” тема противостояния с США, ее начинают раскручивать. Невыгодно - ее поднимать не будут. Или, к примеру, коммунисты начинают критиковать действующее руководство на какой-нибудь международной стезе... Короче, выборы получаются нескучные.
- Давайте все же вернемся к теме Ирана, ведь основной защитник Ирана - это Россия. Насколько возобновившиеся разговоры о начале военной операции в Иране имеют под собой почву? И какова в этом случае будет позиция России?
- Если республиканцы в США пойдут ва-банк, учитывая тот факт, что они сейчас находятся на острие критики перед президентскими выборами, они могут сойти с ума и устроить под конец такой фейерверк, чтобы доказать, что-де “наша политика была верной”. Но я надеюсь, что они от этого удержатся, потому что ничего хорошего никому атака на Иран не принесет. Иран станет только злее, Америка от этого ничего не выиграет, отношения с арабским и мусульманским миром серьезно обострятся, обострится ситуация в регионе.
Если американцы это сделают, то совершат очень большую ошибку, сопоставимую с ошибкой по поводу ввода войск в Ирак. Оккупировать Иран, как Ирак, американцы не могут, для этого нужно объявить всеобщую мобилизацию и бросить все свои силы. Точечные удары никому не помогут. Если верить утверждениям Запада, что в Иране производятся “грязные бомбы”, то удар по этим заводам приведет к ядерному заражению всего региона. Для Центральной Азии это особенно важно.
Так что этот жест отчаянной бравады никому пользы не принесет. Я надеюсь, что американцы этого не сделают. Что касается нас, то России совершенно не нужна война на южных подступах. Но мы вовсе не хотим, чтобы у Ирана была атомная бомба.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск