21 сентября 2007 №37 (485)
    Взгляд Сергея Козлова
Важнейшим из телеискусств
всегда было “Лебединое озеро”
во время апокалипсиса

ТВ - наше второе “я”, только в ящике
и за стеклом
Один из операторов кабельного телевидения в Алматы “отключил” казахстанских телезрителей от ряда российских телеканалов. Причина проста и банальна: ретрансляция оказалась незаконной, проще говоря, оператор за нее не платил. Еще проще это называется пиратством и жестко карается всякими законами и соглашениями об охране авторских прав.
Излишне говорить о том, что нарушение прав и соглашений оператор допустил не только и не столько в отношении телеканалов, сколько подвел казахстанских клиентов, обращаясь с ними, мягко говоря, произвольно, а точнее - как заблагорассудится. Подключил-отключил, поменял каналы, заменил популярный и известный на какой-то невиданный и малопонятный. Будто в виртуальной игре - щелк и мы уже смотрим то, что оператору на данный момент удалось “стащить” из телеэфира.
И никто из нас еще не привлек компанию-оператора к суду, не заставил ее работать и выполнять свои обязательства, а не воровать. Тоже характерный штрих.
Но речь в данном случае не совсем об этом. Помнится, еще недавно, несколько лет тому назад, во время обсуждения очередных нововведений в законодательство о СМИ предусматривались ограничения на иностранное телевещание. И чиновники из Министерства культуры и информации объясняли сие заботой об отечественном телевидении. Мол, информационное “телеэмбарго” призвано дать толчок развитию казахстанского ТВ, которое должно успешно конкурировать с иностранными телеканалами, заполняя информационное телепространство качественными программами, оперативными новостями, отечественными фильмами, телесериалами и т.п.
Результаты этой “заботы” - на нашем телеэкране. Информационная политика и понимание того, как должна развиваться казахстанская тележурналистика - все это более чем наглядно проявилось в нынешней перетасовке российских телеканалов, когда наши телезрители буквально взорвались возмущением и требованиями вернуть им СТС, ТНТ и другие, еще недавно неизвестные российские телеканалы.
Мощная телеиндустрия соседнего государства, которая с каждым годом наращивает обороты и становится у себя в стране действительно влиятельной четвертой властью, стала влиятельной и у нас. Казахстанские телеканалы, если говорить честно и объективно, как были вторичным подражанием российским, сугубо “провинциальной” бледной их тенью, так ими и остались. И, судя по всему, надолго от них отстали. Сравнивать здесь просто не с чем.
Причем, что удивительно, - во всех жанрах и ракурсах. Будь то аналитика, публицистика, новостные обзоры, телерепортажи или юмористические, развлекательные сюжеты. Исключение составляют разве что наши, местечковые скандальные новости или официоз, когда снимают или назначают министров. Это, конечно же, еще кого-то интересует. Кому-то все еще кажется, что от этого как-то зависит наше бытие.
Все же остальное - это заполнение эфира низкокачественными, не имеющими, как правило, никакого зрительского рейтинга программами. О художественной отечественной телепродукции и вовсе говорить не приходится - ее попросту нет. Можно с уверенностью сказать, что львиную часть своего времени у телевизоров казахстанцы уделяют просмотру именно зарубежных (точнее - российских) телепередач. Кто-то пишет о 80 или 90 процентах этого времени, кто-то настаивает даже на 95 процентах.
И отнюдь не от того, что в Казахстане не хватает творческих ресурсов, в том числе и в тележурналистике. Есть такое суждение, что телевидение - это демократия в самом ее неприглядном виде. То же самое можно сказать и об Интернете. Но то, что ТВ и Интернет кому-то из астанинских чиновников неприглядны, не означает, что они не будут расползаться в пространстве и во времени, захватывая наши умы и сердца. Остановить их воздействие уже невозможно, даже нашему Министерству информации и культуры, даже если закрыть границы, глаза и уши.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск