21 сентября 2007 №37 (485)
    Исследования

Ольга Медведева
Псих должен сидеть в тюрьме

Из психиатрической больницы интенсивного наблюдения, что расположена в поселке Актас близ Алматы, бежали два пациента. Оба - преступники: один осужден за убийство, второй - вор и наркоман. Уже неделю эта сумасшедшая парочка гуляет на свободе. А руководство актасской тюрьмы для психов всячески пытается скрыть эту информацию от общественности

Республиканская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением - главная достопримечательность Актаса. За ее высокими заборами и колючей проволокой изолированы от общества убийцы, насильники, людоеды. Они не отбывают наказание. Их здесь лечат. Так уж повелось в психиатрии и юриспруденции - самое кошмарное преступление может повлечь за собой не справедливое наказание, а лечение. Если будет доказано, что преступник страдает психическим заболеванием, то есть в момент совершения преступления он не отдавал отчет в своих действиях.
Тюремный дух чувствуется здесь очень сильно: примерно 70 процентов пациентов - судимые. Среди больных есть свои авторитеты, есть и опущенные, к которым отношение такое же, как на зоне. Учреждение сверхзакрытое, режим содержания весьма жесткий. Персонал, поступая сюда на работу, дает расписку о неразглашении любых сведений о том, что увидит внутри. Поэтому первый человек, которого мы встретили в Актасе, на все наши вопросы о недавнем побеге ответил по инструкции: “Мы - учреждение закрытое. На такие темы нам велено не говорить”.
Руководство учреждения тоже деликатно отказало в интервью, ссылаясь на Закон о психиатрической деятельности, который “защищает от общения с прессой”. Понять главного врача Адихана Айдоса можно: за 9 лет его работы в Актасе это первый вопиющий факт, беглецы до сих пор гуляют на свободе, служебное расследование не закончено.

Железные ворота психам не помеха

Но сила служебных инструкций не распространяется на обычных граждан: весь Актас гудит о случившемся.
- Они сбежали под утро в понедельник, 10 сентября, - рассказывают местные жители. - Оба молодые, один, кажется, алматинец, наркоман, другой - убийца из Атырау. Наши санитары искали их по адресам родственников, по разным “малинам”. А в Алматы буквально чуть-чуть разминулись: по одному из адресов им сказали, что беглецы ушли отсюда часом ранее.
- Да если бы не Куралай, не было бы всей этой истории. Кто такая Куралай? Да моя соседка, она буфетчицей работает там. Парни, что сбежали, лежали в 14-м отделении, там, чтобы просто форточку открыть, нужно специальное разрешение получить, а Куралай якобы им ключи дала и потом забыла забрать. Позже, когда ее отпустили домой после допросов, она плакала и говорила, что, мол, один из них обещал на ней жениться... Вот дура, нашла кому верить.
Как опасным пациентам удалось преодолеть трехметровые заборы и остаться незаченными охраной?

На запрос “НП” и.о. начальника Управления Комитета УИС по г.Алматы и Алматинской области Н.Сабитов ответил так: “Охрана Республиканской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением (пос. Актас) осуществляется личным составом отдела охраны Управления КУИС по г.Алматы и Алматинской области с 1 января 1989 года...
В составе больницы также имеется отдельное лечебное отделение, в котором находятся психически больные, проходящие облегченный вид лечения (стационар специализированного типа)...
Надзор и охрана за больными в указанном отделении осуществляется только силами медицинского персонала.
А факт побега двух психически больных, который упоминается в вашем запросе, действительно был допущен 9 сентября текущего года из отдельного лечебного отделения, которое дислоцируется вне территории объекта, охраняемого сотрудниками УИС”.
Вот и получается, что особо опасных граждан охраняет медперсонал, 70 процентов которого - женщины, в основном одинокие и неустроенные. Которые за одно обещание жениться могут отдать сумасшедшему жениху ключи на волю...

Врач-психиатр, много лет работавший в спецпсихушке, согласился “просветить” нас:
- Вы знаете, что такое адреналин? Это гормон, выделяемый надпочечниками. Адреналин выделяется, когда вы чем-то напуганы или взволнованы. Например, сколько было случаев - заставь человека перепрыгнуть через двухметровую бетонную стену, он годами будет карабкаться, и бесполезно. Но если он сильно напуган и убегает от собаки, и попадись ему на пути такая же стена, перескочит через нее и не заметит... как через бордюр.
Поймите главное: у наших пациентов без всякого страха адреналин выделяется ведрами. Сейчас осень - у психов период обострения. Слух об удачном побеге моментально облетел все учреждение, и пример стал заразительным для обитателей психушки. Удалось кому-то, значит, могу попробовать и я; за неделю охрана предотвратила пять(!) попыток побега.
Между тем, понимая, что шила в мешке утаить не удастся, Талгарское РУВД передало ориентировки беглецов по телеканалу “Рейдер”:
“Всем начальникам ГОРРУВД ДВД г.Алматы, Алматинской области. Ориентировка
10.09.2007 года в 4 часа 50 минут из отделения специализированного типа при ГУ РПБСТИН пос. Актас Талгарского района совершили побег психически больные Хисамутдинов Фатых Юрьевич, 1990 года рождения, и Широков Константин Валерьевич, 1983 года рождения, которые опасны для общества.
Приметы Широкова: рост 178 см, цвет волос темно-русый, глаза карие, справа на спине и животе рубцы от ожегов.
Приметы Хисамутдинова: рост 156 см, волосы темно-русые, глаза зеленые, на левом плече шрам 2 см, на правой руке наколка в виде буквы “Ф”.
Просим оказать содействие в розыске, задержании и доставке их на дальнейшее принудительное лечение.
Тел: 2-95-61-05".

Резонно возникает вопрос: почему так долго гуляют на свободе опасные для общества граждане? Один из актасских психиаторов считает, что в этом вина полиции - плохо ищут преступников.
Претензии медиков, как и сам факт побега, сильно удивили руководителя пресс-службы ДВД Алматинской области Кубейхана Нурахмета: “По сводкам ничего подобного не проходило, никаких ориентировок мы не получали, я поинтересовался в управлении розыска ДВД, они вообще не в курсе происшедшего”.
Неофициально актасцы высказывают и такое мнение: передача охраны спецучреждений в ведение Минюста принесла мало толку.
Специфика данной “больницы” такова, что к ней во все времена проявлялся повышенный интерес со стороны организованной преступности. Как рассказывают старожилы, в начале 90-х, в самое голодное и беспокойное для страны время, братва завозила в актасскую психушку спиртное КамАЗами и “девушек с улицы Саина” толпами. Сейчас все гораздо строже. Но выписавшиеся “пациенты” по-прежнему нарасхват, их разбирают прямо у ворот больницы: такие “кадры” с индульгенцией на всю оставшуюся жизнь пользуются большим спросом - любое преступление совершай, зона им уже не грозит.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск