21 сентября 2007 №37 (485)
     Экология

Андрей Губенко
Казахский лес. Глава XII
Контрэволюция

В одном из прошлых номеров мы начали рассказ о поездке на Чарын - в знаменитые тамошние каньон и Ясеневую рощу. Повествование тогда прервалось в момент, когда авторы достигли заповедного, нетронутого участка на левобережье реки и поразились контрасту расположенных рядом миров: сказочный сумрачный лес посреди сверкающей пустыни

(Окончание. Начало в №34)

Эпизод третий.
Прошлое тысячелетие

Речь, заметим, вовсе не о том ясене, что украшает парки европейских городов, но ином - влаголюбивом и жарколюбивом, выходце из совсем другого, не нынешнего климата. У него и имя особое - ясень согдийский.
Средний возраст заповедных чарынских ясеней - около двухсот лет. Выходит, что роща - один из главных старожилов казахского леса. До нее расти и расти - но никогда не дорасти - и столетним аксакалам-саксаульникам в Илийской долине, и вековым борам Борового. Лишь самые почтенные из ельников Тянь-Шаня являются ее ровесниками. А древнее в Казахстане только некоторые кедровники и лиственничники на Алтае - тем антикварным лесам порой по 250 лет.
Речь, впрочем, о среднем возрасте массивов. А отдельные экземпляры встречаются и постарше. Недалеко от кордона, например, обнесены изгородью три дерева возрастом никак не моложе полутысячи лет, окружностью в несколько обхватов. По преданию, именно отсюда, от этой “шведской семьи” пращуров и взяла начало роща, за несколько веков разросшись до нынешних размеров. О самом внушительном из колоссов табличка даже сообщает: “Дерево родословное”.
Ученые, однако, народную версию не поддерживают, полагая, что Ясеневой роще как биогеоценозу никак не меньше 5 миллионов лет. Что она пережила несколько геологических эпох и эпохальных же оледенений - хотя и не должна была. В чем, мол, и уникальная ее ценность.
Образованное руководство парка вроде бы солидарно с учеными. Но и как будто не совсем уверенно: табличку, во всяком случае, не снимает.
Вопрос, как видим, спорный - но и наипринципиальнейший. Дебаты о возрасте на самом деле - не что иное, как попытка разгадать тайну возникновения этого необыкновенного леса в пустыне. А по большому счету - и загадку позаковыристее: как вообще появился наш мир, совместимый с подобными парадоксами?

Эпизод второй.
Ледниковый период

Уточним. Удивительно не то, что вблизи воды пустыня преображается в оазис - это как раз обычное дело. Необъяснимо, почему в пойме Чарына растет именно ископаемый ясеневый лес, только здесь - и больше ни на одной из других речек-соседок в Центральной Азии. Да и вообще во всем мире, говорят, имеется лишь еще одна такая роща, и та - в Западном полушарии.
Необъяснимо - хотя объяснять, конечно, стараются. Самая распространенная гипотеза: ясень является реликтом древней флоры - пышных широколиственных лесов, до ледникового периода покрывавших умеренные широты планеты. Затем климат изменился: холод, сушь - и там, где зеленели леса, образовались современные степи и пустыни. Островки же того третичного леса сбереглись чудесным образом лишь в редких местах, и радуют теперь туристов да служат пищей для размышлений ученым.
Научная эта теория (и симпатичная!), однако, допускает не совсем научные фигуры. Например, если природа вообще изменилась, почему она сохранилась на некоторых участках. Исключение из правил? Но не есть ли исключение из правил всего лишь поблажка исследователя самому себе, когда его ставит в тупик что-то, что не согласуется с им же придуманным законом?
Почему именно Чарын? Почему только ясень? Ведь чарынская роща монолитна, тогда как пресловутый третичный лес был, по рассказам палеоботаников, смешанный, он состоял из десятков пород. Впору, как в известной песне, задавать все эти вопросы собственно главному герою нашего повествования...
А с другой стороны, достаточно вспомнить о расположенном выше по течению Чарынском каньоне, чтобы предположить: педантично вгрызаясь в грунт, река в какой-то момент вымыла семена древних деревьев из земных пород. Да, сами растения когда-то погибли и превратились в уголь, но часть семян, попав в некие специфические, уникальные условия, выжила. Принесенные же водой в благоприятную почву поймы, семена дали всходы.
Сомнительно? Может быть. Но таким образом хотя бы предпринимается попытка объяснить, почему Ясеневая роща выросла именно в пойме Чарына, ниже каньона.
Однако эта версия учеными даже не рассматривается. По геологическим прикидкам, каньон образовывался не один миллион лет. Ледниковый же период, послуживший причиной гибели шикарной присной флоры, закончился относительно недавно, десять тысяч лет назад (а по мнению некоторых, он длится и по сей день), когда Чарынский каньон существовал уже практически в нынешнем виде. То есть никаких погребенных семян ясеня здесь быть не могло - это невозможно чисто хронологически.
Вернее, только хронологически и невозможно. Достаточно всего лишь допустить, что каньон создавался не миллионы лет назад, а геологически совсем недавно, во время и сразу после глобального похолодания - и все смысловые паззлы в этой гипотезе сразу встают на свои места. И допустить это, кстати, нам ничто не мешает. Кроме... теории эволюции.
На самом деле нет никаких экспериментально подтвержденных данных, сколько лет каньону. Несколько миллионов, как настаивает упомянутая теория эволюции, или несколько тысяч, как это следует из альтернативной ей доктрины - теории катастроф. Согласно ей, как известно (а кому-то, может, и неизвестно: в школе-то ее не проходят), не только Чарынскому каньону, но и всему окружающему нас сейчас миру - 5-6 тысяч лет, не больше. Этот нынешний мир, уточняет теория, образовался в результате глобальной и тотальной катастрофы, о которой в Библии, в Книге Бытия, сообщается, что “в шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились”.
Судя по описаниям, бешеный 40-суточный ливень и дождем-то в современном понимании назвать нельзя (вероятно, состав атмосферы тогда был иной; во всяком случае, прежде ни осадков, ни ветра ветхий человек не знал); кроме того, он сопровождался даже непредставляемыми сейчас колоссальными землетрясениями, извержениями вулканов, наводнениями, ураганами... Та катастрофа, называемая еще Потопом, вспучила Землю, превратила поверхность планеты в бурлящую кашу. А когда по истечении сроков взвесь осела - и сформировался тот слоеный пирог пород, который сегодня мы имеем возможность наблюдать, разглядывая картинки в учебниках по естественной истории или спускаясь в каньоны. Например, в Чарынский.

Эпизод первый.
Допотопные времена

Последний вариант лучше. И не только из-за причудливой красоты ландшафтов, развивающей фантазию. В отличие от школярских схем реальные камни не подпирают какой-либо умозрительной конструкции. Ведь последовательность расположенных друг над другом земных слоев - объективный факт, не являющийся принадлежностью ни одной из теорий.
Это документ, оставленный для нас самим прошлым. И прочитать его здесь можно не только так, как нас когда-то учили.
А учили, надо признать, крепко. И долгое время я ничуть не сомневался в том, что Земле, где я живу, - четыре с половиной миллиарда лет, что планета наша - просто одно из мириад небесных тел, крутящееся скромненько себе на окраине Вселенной, в каких-то несусветных световых годах от непостижимого центра. А жизнь здесь зародилась нечаянно: просто били с утра до вечера молнии в насыщенный химическими соединениями океан - вот и получилась амеба. А весь секрет опять же в том, что на процесс ушел миллиард лет: за такое время всякое могло случиться...
(Заметьте, кстати, что всюду в этой явно страдающей манией величия Вселенной фигурируют какие-то нечеловеческие, неисчислимые цифры; нули обкладывают сознание, как семиэтажным матом. Но об этом позже...)
И даже происхождение от обезьян ничуть меня не смущало.
В героическую же эпоху динозавров я, как и всякий мальчишка, и вовсе был влюблен. Из знаменитого романа Обручева “Плутония” я узнал о так называемой геохронологической шкале и выучил наизусть все эры и периоды в эволюции Земли: от гадея до голоцена. Как сейчас помню: в архее (3,6 миллиарда лет назад) - появление первых одноклеточных, в сидерии (2,3) - кислородная катастрофа, в кембрии (500 миллионов лет назад) - так называемый кембрийский взрыв, внезапное появление множества многоклеточных организмов. В силурии (400) образуются растения, а животные - скорпионы - выходят на сушу. В девоне (350) возникают земноводные, в карбоне (300) - деревья, а в перми (250) практически все живое - 95 процентов - вдруг вымирает.
В триасовом периоде (200) жизнь получает новый толчок, и появляются динозавры. В юрском (150) - птицы, в меловом - примитивные млекопитающие. Тогда же, 66 миллионов лет назад, динозавры в массовом порядке погибают. В эоцене (50-40) им на смену приходят современные звери, в олигоцене (30-20) объявляются человекообразные обезьяны, а около 2 миллионов лет назад, в плейстоцене - и собственной персоной человек.
Вот такая история, и я, признаться, до сих пор считаю эту самую шкалу (геохронологическую) одной из поэтичнейших выдумок среди мифов и легенд современной науки.
Почему я перестал принимать ее за истину (как и многое другое, чему доверял раньше) - скажу так: случился ряд событий, как и в жизни всякого взрослеющего человека, заставивших быть более ответственным, в том числе и за собственное мировоззрение. И дело тут даже не в длинном перечне противоречий в эволюционистской теории. Просто наступает вдруг момент спросить себя: во что ты веришь? В то, что и ты, и мир вокруг появились случайно, как побочный эффект хаоса? Или все-таки по воле Создателя, в результате разумного Творения?
Определившись в этом принципиальном вопросе, не тушуешься и по мелочам. Ведь на сотворенной Земле для эволюции просто не остается места, а точнее, времени: после Потопа прошло, как сказано выше, не более 5-6 тысяч лет, а с начала времен минуло всего 15 тысяч.
Какие конкретно научные данные, помимо Библии, о том свидетельствуют - можно узнать из богатейшей специальной литературы на этот счет. Я ведь не ученый, и потому отсылаю всех любопытных к ней; я и сам недавно прочитал и про гелий, и про гало. С неожиданной стороны открыл для себя и старых друзей динозавров. По всему выходило, что эти гигантские гады жили на планете не за 60 миллионов лет до людей, а в одно с ними время, покуда не были уничтожены Потопом. Чтоб убедиться в этом, достаточно... повернуть в машине ключ зажигания.
Дело в том, что уже сам факт существования залежей полезных ископаемых - углеводородов и каменного угля - опровергает всякую эволюцию. Считается, что их возникновение связано с вымиранием, соответственно, древних животных и растений. Очевидно, однако, что вымирание это должно было быть массовым и моментальным, а также сопровождаться скорым погребением, иначе тогдашние зверское солнце и резвая живность не оставили бы от падали не только нефти, но и мокрого места.
К тому же скопища динозавров (и прочей биомассы) должны были быть погребены сразу на большой глубине - только так можно достигнуть огромного давления, которое требуется для образования нефти и газа. А с другой стороны, в течение сотен миллионов лет (из эволюционистской теории) углеводороды под таким давлением просто не сохранились бы - речь может идти лишь о десятках тысяч...
Во всей этой чудовищной мегасмерти ископаемых чудовищ наблюдаются чудовищные же противоречия. Но если допустить, что всеобщая моментальная гибель настигла их в результате страшного природного катаклизма, многое объясняется. Воды Потопа, побушевав и уничтожив все живое (за известным исключением), в конце концов, успокоились. Взвесь осадочных пород стала оседать - сначала частицы потяжелее, затем полегче. Похоронив поочередно обитавших на дне океана беспозвоночных, далее рыб, земноводных и остальных по списку. В этом ряду братские могилы динозавров и деревьев и превратились в нынешние топливные резервуары.
Со временем образовалась та многослойная земная кора, которую мы сейчас наблюдаем. Только понадобились на это не анонимные 4,6 миллиарда лет эволюции, а совершенно конкретная катастрофа, случившаяся в обозримое историческое время, с точной датой, указанной в авторитетном письменном источнике.
Там же, где тотчас образовавшиеся после Потопа реки побежали по еще рыхлым, не успевшим окаменеть породам, они прорезали каньоны. В одном из них воды вымыли чудом сохранившиеся семена - и тогда ниже по течению вырос волшебный древний лес, Ясеневая роща.
Эта история нравится мне больше, чем та, про амебу и происхождению из нее Дарвина.
...Наше путешествие во времени заканчивается. В заключение, однако, вернусь, к чему обещал: к вопросу о гигантских цифрах, которыми оперируют эволюционисты, об их больной гигантоманией Вселенной, обкладывающей сознание нулями, словно матом.
Откуда берутся эти пухлые величины?
Формально - из научных измерений. Понятно, однако, что когда речь идет о том, что находится за пределом научного опыта, все измерения условны. Будь то попытка определить возраст Земли посредством радиометрии (пресловутый период полураспада химических элементов), или расстояния до звезд с помощью законов оптики - то есть в буквальном смысле “на глаз”.
Но, думаю, настоящая причина - иная. Похоже, главная задача миллионов и миллиардов - подчеркнуть малость человека, его ничтожность. Провинциальность, заброшенность его существования (Земля - захудалая, периферийная планетка).
Характерный момент - даже эволюционистская теория не может обойтись без чудес. Но, как в случае с зарождением органической жизни, автором чуда фактически объявляется языческий Хронос, длительный период времени.
То есть нули требуются для завуалирования роли Творца. В прошлом. Но еще больше - в будущем, для успокоения населения: мир, мол, погибнет нескоро, естественным эволюционным путем, и уж, во всяком случае, независимо от человеческого поведения.
В конечном счете, все это нужно для того, чтобы лишить жизнь смысла, а душу - спасения. Чтобы приучить человека к конечности его бытия.
Кому нужно? Лишний вопрос.
Но вот мы и добрались до цели нашего путешествия, до дна Чарынского каньона. Небо откуда, кстати, кажется посинее и постильнее, чем на поверхности. А мир, слава Богу - юным, как солнечное летнее утро.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск