10 августа 2007 №31 (479)
    Спорт

ВЫЖИТЬ НА ДАКАРЕ

- Мы дважды перевернулись на скорости 100-120 километров в час и едва остались живы, - рассказывает в эксклюзивном интервью “НП” пятикратный победитель знаменитого ралли “Дакар” Владимир Чагин из команды “КамАЗ-мастер”

Когда на ралли “Дакар-2007” экипаж “КамАЗ-мастер” в составе пилота Владимира Чагина, штурмана Семена Якубова и механика Сергея Савостина попал в аварию, мировые информационные агентства отодвинули политические новости на второй план. Экипаж Чагина лидировал в ралли, но на пятом этапе, пытаясь обогнать джип, КамАЗ врезался в песчаный холм и дважды перевернулся. Причем грузовик упал на левый со стороны водителя бок. В результате люди оказались зажатыми в кабине.
Однако весь экипаж сумел не только оправиться физически и морально, но и вернуться в ралли.
- После аварии думал, что вообще не буду участвовать в соревнованиях - такой был сильный шок, - делится воспоминаниями Владимир Чагин. - Но судьба смилостивилась.

Теперь “КамАЗ-мастер” готовится к “Дакару-2008”. И одним из этапов подготовки для Чагина стала международная гонка “Astana Challenge - Silk Road Rally 2007” по маршруту Астана - Алматы. Это было первое выступление Чагина после дакаровской аварии.
Самое известное ралли в мире “Дакар” - это гонка на выживание. Стартует “Дакар” в Европе, затем перемещается в Африку, где проходит через пустыню Сахара. Для того чтобы просто добраться до финиша на “Дакаре”, надо преодолеть сотни километров бездорожья.

Досье “НП”

Чагин Владимир Геннадиевич родился 5 января 1970 года, пилот. Живет в Набережных Челнах. Женат, имеет двоих сыновей. Заслуженный мастер спорта России и Татарстана. Награжден орденом Мужества, орденом Почета, орденом Дружбы, орденом “Знак Почета” и другими наградами.
Лауреат Государственной премии РФ и других премий. Победитель ралли “Париж - Дакар - Каир-2000”, “Аррас - Мадрид - Дакар-2002”, “Телефоника - Дакар-2003,04”, “Лиссабон - Дакар-2006”. Победитель Кубка мира по ралли-марафонам 1996 и 2000 годов. Обладатель звания “Лучший гонщик России”.

37-летний пилот “КамАЗ-мастер” Владимир Чагин с виду обыкновенный, ничем не примечательный мужчина. Однако это только первое впечатление. Владимир Чагин - национальный герой России и прекрасно знает себе цену.
Его победы на “Дакаре” принесли стране и КамАЗу не только уважение и славу, но и огромные деньги. Пять побед Чагина на “Дакаре”, пожалуй, сделали больше, чем весь рекламный бюджет автогиганта за 20-30 лет.
В Алматы Чагин и его команда оказались по воле случая. Этап чемпионата России был неожиданно отменен, а команде “КамАЗ-мастер” по плану необходимо было проверить модернизированный грузовик. И тут представители КамАЗа вспомнили о приглашении казахстанцев, от которого они, кстати, уже отказались.

КамАЗ -
это серьезно

В Астану, где состоялся старт ралли, “КамАЗ-мастер” прибыл в составе двух боевых машин, двух “техничек” и 21 человека. С собой камазовцы взяли троих поваров, прохладительные напитки, продукты и бочку пива, “чтобы скоротать долгие вечера”, объяснили представители команды. Все это перевозилось на двух “техничках” - специально оборудованных КамАЗах, где во время привала можно поспать и принять душ.
Плюс две боевые машины, не имеющие ничего общего с грузовиками КамАЗ. Это полностью переделанные грузовики, предназначенные для гонок по бездорожью. Пилотом одной из боевых машин был знаменитый Владимир Чагин.
С гонки “Astana Challenge - Silk Road Rally 2007” два экипажа “КамАЗ-мастер” сошли. Впрочем, соревноваться КамАЗ мог только сам с собой. В классе грузовиков на казахстанском ралли было только два участника - машины “КамАЗ-мастер”. Тем не менее организаторы ралли наградили камазовцев кубками и призами.
- Мы не ставили задачу получить призы, но все равно их получили, - рассказывает Владимир Чагин. - Главной нашей целью было проверить машины, ведь подготовка к “Дакару-2008” уже идет полным ходом. В Казахстане для этого есть все условия - степи, песчаные дюны, каменистые дороги плюс сильнейшая, неимоверная жара. Можно сказать, “Дакар” в миниатюре.
- Остались довольны машиной?
- В целом да, но есть шероховатости. Эта модернизированная машина с новыми рессорами, мостами и подвеской. Она легче, чем прошлогодний вариант, но еще не факт, что на “Дакаре” мы ее используем. Предстоит много работы. Впереди еще этап чемпионата России в Волгограде, ралли в Эмиратах. Возможно, нововведения не приживутся, все-таки надежность важнее всего. Но в общем машина показала себя с хорошей стороны.
- Как Вам показался первый самостоятельный ралли-рейд в Казахстане?
- Организация была превосходная, спасибо всем людям, которые принимали в ней участие. В Казахстане я не впервые. Принимал участие в ралли “Париж - Москва - Пекин” в 1992 году и в 1997 году в “Мастер-ралли”. С тех пор ваша страна сильно изменилась в лучшую сторону. Если так пойдет и дальше, ралли “Дакар” пройдет через Алматы.

ЦЕНА ПОБЕДЫ
- О минувшем “Дакаре” вспоминать не хотите?
- Прошлый “Дакар” был неудачный, мало было хорошего. КамАЗ - машина быстрая, мощная, если попадает в аварию, разбивается моментально. Мы чудом остались живы.
После аварии три грузовика проехали мимо перевернутого КамАЗа - уж слишком высока цена победы на “Дакаре”, и только потом помощь подоспела. Владимир Чагин потерял сознание. Механика Сергея Савостина и Владимира Чагина вначале вертолетом отправили на бивуак, а затем самолетом - на обследование в Германию. Ралли для ребят закончилось.
- Мне повезло, отделался сильными ушибами и сотрясением мозга, - говорит Чагин.
Как рассказали нам коллеги Чагина, Владимир около месяца передвигался на костылях, несколько месяцев волочил ушибленную ногу и... не выходил из тренажерных залов, где “накачивал” ногу.
Механик Сергей Савостин тоже благополучно выздоровел и сейчас готовится к новым соревнованиям.
Как заявил руководитель “КамАЗ-мастер” Семен Якубов, участвовавший в том злополучном “Дакаре” в качестве штурмана Чагина, авария произошла по вине организаторов ралли. Дело в том, что грузовики стартовали после джипов.
- Когда приходится обгонять много медленных джипов - это опасно, - рассказывал Якубов. - В первый день мы с этим еще мирились, но дальше опасность стала возрастать многократно. И в результате в пыли мы въехали в огромную кучу песка.
Кстати, после этой аварии устроители ралли отменили порядок старта.
- Честно говоря, стараюсь не вспоминать тот “Дакар”, - откровенничает Чагин. - Думаю только о будущем.
- За счет чего КамАЗу удается много лет удерживать пальму первенства мира?
- На самом деле мы только последние годы на высоте. А ведь начали выступать в “Дакарах” еще в 90-х. Были абсолютно провальные гонки, сходы, технические неполадки. Подбирались к победам постепенно.

НАПИТОК ПУСТЫНИ
- Владимир, Вы лицо КамАЗа, наверняка у Вас внушительный контракт?
- Я - директор специализированного бюро КамАЗа. 15 дней продолжается “Дакар”, остальное время я работаю. Принимаю непосредственное участие в модернизации грузовиков.
- Вы - национальный герой России. Каковы ощущения?
- Чувствую себя человеком, нужным стране, заводу КамАЗ, команде. Выполняю работу, которую люблю. Я - абсолютно счастливый человек, а не национальный герой.
- Тем не менее с Путиным, насколько известно, не раз встречались...
- Владимир Путин был на нашем заводе и даже прокатился на грузовике, на котором мы приехали в Казахстан.
- Как проходят зимние вечера на “Дакаре”?
- Отдыхать точно некогда. Работа кипит. Все расписано буквально по минутам, очень плотный график. Вечерами после этапов вместе с механиками проверяем узлы и агрегаты машины. “Дакар” - это марафон, серьезное изнурительное психологическое и физическое испытание. Там надо ехать, а не спать. За “Дакар” я худею на 10-12 килограммов без всяких диет.
- На “Дакар” повара тоже с собой берете?
- Нет, питаемся тем, что предлагают организаторы. Не всегда это хорошая пища. Мы берем с собой только воду. Она всегда у нас ледяная. На “Дакаре” - это лучший напиток.
- Вы работаете на грузовике, а дома, в Набережных Челнах, на чем передвигаетесь?
- Предпочитаю настоящие мужские автомобили. У меня “Тойота Лэнд Крузер”, сотка. Но дома бываю редко, все время в командировках. Бывает, что за определенным агрегатом для машины надо выезжать в Европу.
- Что ожидаете от предстоящего “Дакара-2008”, который стартует 7 января?
- Главное - доехать до финиша.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск