10
августа 2007 №31 (479)
Юлиана Жихорь
За нефтетрубой переговоров
Казахстан давно провозгласил себя транзитным государством. Однако
и сам столкнулся с проблемой транспортировки собственных товаров
на внешние рынки. Один из путей выхода на рынки Европы Казахстан
видит в ТРАСЕКА. Именно этот вопрос, а также сотрудничество в сфере
энергетики стали главными темами обсуждения во время двухдневного
визита в Астану главы Азербайджана Ильхама Алиева
В первую очередь речь идет о развитии сотрудничества в области
создания транспортного коридора в направлении Европа - Кавказ -
Азия, в том числе в рамках программ ТРАСЕКА. Три года назад, во
время первого визита Ильхама Алиева в Казахстан, Нурсултан Назарбаев
выразил надежду, что “между Актау и Баку можно развить транспортную
сферу таким образом, что Казахстан через Кавказ получит альтернативный
выход на международные рынки”. Уже через полтора года после визита,
в декабре 2005 года, в г.Поти (Грузия) торжественно запустили пилотный
демонстрационный контейнерный поезд по маршруту Поти - Баку - Актау
- Алматы.
|
Проект ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа - Кавказ -
Азия) разработан Европейским союзом в рамках программы ТАСИС
и призван соединить Европу и Центрально-азиатский регион транспортно-коммуникационным
коридором, возрождая тем самым один из маршрутов Великого
шелкового пути. С 1993 года задействовано 46 проектов: 33
проекта исследований технического содействия, 13 инвестиционных
проектов по реабилитации инфраструктуры на общую сумму 99,6
миллиона долларов
|
Тогда Казахстан выразил свою поддержку строительству транскаспийского
нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Теперь же подтвердил намерение
участвовать в будущих газовых проектах и в восстановлении Великого
шелкового пути - железной дороги Баку - Тбилиси - Карс (железнодорожный
переход через Азербайджан и Грузию на Черное море).
Подобные добрососедские отношения выгодны всем сторонам и стоят,
как было заявлено, в “первом ряду повестки дня наших отношений”.
Причем Азербайджану выгодны настолько, что, как заявил Ильхам Алиев,
“мы готовы сделать все для того, чтобы предоставить свободный беспрепятственный
доступ для транспортировки энергоресурсов и грузов”. “Готовы совместно
работать по транспортировке углеводородных ресурсов Казахстана через
Азербайджан на европейские и мировые рынки”. (Кстати, речь идет
не только об углеводородах, но и о массе других товаров из РК. В
частности, зерна. Ведь именно транскаспийский коридор может, как
надеются в Астане, значительно увеличить объемы поставок казахстанского
зерна на мировые рынки.)
Правда, за это Баку потребовал впредь согласовывать с ним покупку
активов за рубежом. “Очень важно, что мы будем координировать нашу
деятельность и по приобретению активов за рубежом, а также по использованию
существующих терминалов и в будущем - по сотрудничеству в создании
новых мощностей, направленных на оптимизацию деятельности в нефтегазовой
сфере”, - огласил президент Азербайджана итоги переговоров с казахстанским
лидером.
После этого решения “КазМунайГаз” и Государственная Национальная
компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписали соглашение
о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли и меморандум
о совместной реализации Транскаспийского проекта. Первое декларирует
обоюдные намерения сторон продолжать взаимовыгодное сотрудничество
в нефтегазовой отрасли и содержит соответствующие договоренности
по транспортировке и транзиту казахстанской нефти, нефтепереработке
и нефтехимии, а также совместному использованию нефтегазовой инфраструктуры
ГНКАР. Во втором документе речь идет о том, что стороны намерены
совместно реализовать Транскаспийский проект, в состав которого
войдут нефтесливные терминалы на казахстанском побережье Каспийского
моря, танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском
побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы
Баку - Тбилиси - Джейхан.
“Мы будем начинать с перевозок танкерами. Мы давно об этом говорили:
минимум до 20 миллионов мы будем перевозить танкерным флотом. В
дальнейшем с увеличением эффективности этого направления будет решаться
вопрос о строительстве трубопроводного транспорта”, - заявил после
подписания глава КМГ Узакбай Карабалин. В свою очередь, президент
ГНКАР Ровнаг Абдуллаев сообщил, что “КМГ и ГНКАР создают на паритетных
началах совместное предприятие в рамках создания транскаспийской
системы поставок углеводородов - это строительство портов в Курыке,
танкеров и совместного терминала в Баку и подключение к БТД”.
Кроме того, “КазМунайГаз” и ГНКАР рассматривают возможность строительства
в будущем трубопровода от Баку до Черного моря для транспортировки
казахстанской нефти на мировые рынки.
Астана
|