10 августа 2007 №31 (479)
     События

Юлиана Жихорь
За нефтетрубой переговоров

Казахстан давно провозгласил себя транзитным государством. Однако и сам столкнулся с проблемой транспортировки собственных товаров на внешние рынки. Один из путей выхода на рынки Европы Казахстан видит в ТРАСЕКА. Именно этот вопрос, а также сотрудничество в сфере энергетики стали главными темами обсуждения во время двухдневного визита в Астану главы Азербайджана Ильхама Алиева

В первую очередь речь идет о развитии сотрудничества в области создания транспортного коридора в направлении Европа - Кавказ - Азия, в том числе в рамках программ ТРАСЕКА. Три года назад, во время первого визита Ильхама Алиева в Казахстан, Нурсултан Назарбаев выразил надежду, что “между Актау и Баку можно развить транспортную сферу таким образом, что Казахстан через Кавказ получит альтернативный выход на международные рынки”. Уже через полтора года после визита, в декабре 2005 года, в г.Поти (Грузия) торжественно запустили пилотный демонстрационный контейнерный поезд по маршруту Поти - Баку - Актау - Алматы.

Проект ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия) разработан Европейским союзом в рамках программы ТАСИС и призван соединить Европу и Центрально-азиатский регион транспортно-коммуникационным коридором, возрождая тем самым один из маршрутов Великого шелкового пути. С 1993 года задействовано 46 проектов: 33 проекта исследований технического содействия, 13 инвестиционных проектов по реабилитации инфраструктуры на общую сумму 99,6 миллиона долларов

Тогда Казахстан выразил свою поддержку строительству транскаспийского нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Теперь же подтвердил намерение участвовать в будущих газовых проектах и в восстановлении Великого шелкового пути - железной дороги Баку - Тбилиси - Карс (железнодорожный переход через Азербайджан и Грузию на Черное море).
Подобные добрососедские отношения выгодны всем сторонам и стоят, как было заявлено, в “первом ряду повестки дня наших отношений”. Причем Азербайджану выгодны настолько, что, как заявил Ильхам Алиев, “мы готовы сделать все для того, чтобы предоставить свободный беспрепятственный доступ для транспортировки энергоресурсов и грузов”. “Готовы совместно работать по транспортировке углеводородных ресурсов Казахстана через Азербайджан на европейские и мировые рынки”. (Кстати, речь идет не только об углеводородах, но и о массе других товаров из РК. В частности, зерна. Ведь именно транскаспийский коридор может, как надеются в Астане, значительно увеличить объемы поставок казахстанского зерна на мировые рынки.)
Правда, за это Баку потребовал впредь согласовывать с ним покупку активов за рубежом. “Очень важно, что мы будем координировать нашу деятельность и по приобретению активов за рубежом, а также по использованию существующих терминалов и в будущем - по сотрудничеству в создании новых мощностей, направленных на оптимизацию деятельности в нефтегазовой сфере”, - огласил президент Азербайджана итоги переговоров с казахстанским лидером.
После этого решения “КазМунайГаз” и Государственная Национальная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли и меморандум о совместной реализации Транскаспийского проекта. Первое декларирует обоюдные намерения сторон продолжать взаимовыгодное сотрудничество в нефтегазовой отрасли и содержит соответствующие договоренности по транспортировке и транзиту казахстанской нефти, нефтепереработке и нефтехимии, а также совместному использованию нефтегазовой инфраструктуры ГНКАР. Во втором документе речь идет о том, что стороны намерены совместно реализовать Транскаспийский проект, в состав которого войдут нефтесливные терминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку - Тбилиси - Джейхан.
“Мы будем начинать с перевозок танкерами. Мы давно об этом говорили: минимум до 20 миллионов мы будем перевозить танкерным флотом. В дальнейшем с увеличением эффективности этого направления будет решаться вопрос о строительстве трубопроводного транспорта”, - заявил после подписания глава КМГ Узакбай Карабалин. В свою очередь, президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев сообщил, что “КМГ и ГНКАР создают на паритетных началах совместное предприятие в рамках создания транскаспийской системы поставок углеводородов - это строительство портов в Курыке, танкеров и совместного терминала в Баку и подключение к БТД”.
Кроме того, “КазМунайГаз” и ГНКАР рассматривают возможность строительства в будущем трубопровода от Баку до Черного моря для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки.

Астана
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск