10 августа 2007 №31 (479)
     События

Ботагоз Омар
Раскрыться для биржи

“Самрук” определяет перечень компаний, госдоля которых будет выставляться на фондовый рынок. Имена новых потенциальных эмитентов не оглашаются. Но стало известно, что на сеть магистральных железных дорог пока наложено табу. Это связано не только с необходимостью сохранения стратегических активов за государством, но и с отсутствием прозрачности в деятельности национального перевозчика

Национальные компании, прямо или косвенно владеющие стратегическими активами, в соответствии с законодательством по вопросам национальной безопасности не могут быть выведены на фондовый рынок. Об этом на этой неделе в ходе заседания правительства, посвященном итогам первого полугодия, сообщил руководитель АО “Казахстанский холдинг по управлению государственными активами “Самрук” Сауат Мынбаев. Это требование будет распространяться не только на акции самих национальных компаний, но и их дочерние структуры, в ведении которых находятся линии электропередачи, магистральные нефте- и газопроводы, сеть магистральных железных дорог.
Между тем топ-менеджер госхолдинга не исключает, что вопрос приватизации этих объектов может быть пересмотрен. Но даже в таком случае не все компании смогут пройти необходимые процедуры для выведения их акций на фондовый рынок. Проблема - в сомнительной достоверности формирования консолидированной отчетности.
По словам Сауата Мынбаева, в рейтинге компаний, госдоля которых находится в собственности холдинга, лидирует Национальная компания “Казахстан Темир Жолы” (КТЖ). Говоря о недостатках финансовой отчетности, выявленных в документах перевозчика, председатель правления отметил, что в компании “отсутствует своевременная и полноценная управленческая отчетность”, а “сбор и консолидация данных, по сути, осуществляется вручную”.
Неадекватная отчетность ставит под вопрос утверждаемый компанией бюджет. “По прошлому году КТЖ утвердила главный финансовый документ компании самостоятельно, с убытком в 38 миллиардов тенге, - сообщил председатель правления холдинга. - Мы добились, чтобы по итогам работы за 2006 год была достигнута положительная динамика”.
Как известно, в сфере железнодорожного транспорта более 70 процентов подвижного состава сегодня нуждается в ремонте или замене. Учитывая, что долги КТЖ уже сегодня превышают отметку в 800 миллионов долларов США, проблемы перевозчика могут быть решены только путем изменения внутренней системы национальной компании для извлечения прибыли от оказываемой деятельности.
В этой связи “Самрук” предлагает отделить от КТЖ сферу пассажирских перевозок, передав эти функции Минтранскому “или какой-либо отдельной компании в холдинге”, увеличив сумму госдотаций для поддержки этого убыточного сектора с 9,8 до 16 миллиардов тенге.
В рамках данной инициативы продажа и приватизация локомотивов и грузовых вагонов “пока не предполагается”. “Сначала нужно упорядочить вопрос вокруг магистральной железнодорожной сети, а после этого, наверное, можно будет вести речь об изменении ситуации. Но пока, я думаю, делать этого не стоит”, - поясняет позицию “Самрука” Сауат Мынбаев.
Что касается намерений правительства о выведении акций АО “Казахтелеком” и АО “Мангыстауская распределительная электросетевая компания” на организованном рынке ценных бумаг, то, по словам министра финансов Натальи Коржовой, эти планы найдут практическое воплощение нынешней осенью, в октябре-ноябре 2007 года.
По сообщению главы холдинга “Самрук”, в целом регуляторную функцию в энергетической сфере необходимо оставить за государством, учитывая, что на сегодня весь этот сектор, за исключением стратегических линий электропередачи, сосредоточен в частном секторе. А потому активы национальной компании по управлению электрическими сетями KEGOC значатся на втором месте в списке запрещенных к приватизации объектов.

Астана
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск