10 августа 2007 №31 (479)
     Право

Ольга Медведева
Авария у кровавого дерева

В прошлую пятницу мы рассказали (“НП” №30, “Жизнь через колесование”) об участившихся авариях на дорогах республики, о безответственности виновников ДТП. А уже на следующий день, в субботу, 4 августа, жизнь преподнесла такое ЧП, от которого вздрогнула вся республика: в Актюбинской области в автокатастрофе - столкнулись “Жигули” и “Газель” с пассажирами - погибли 15 человек, еще пятеро с тяжелыми травмами попали в больницы.
Всего, по информации главы Комитета дорожной полиции МВД РК Омурзака Тусумова, за последние пять лет на дорогах Казахстана погибли около 16 тысяч человек и ранены свыше 88 тысяч. Только в 2006 году в ДТП погиб 4271 человек, более 19 тысяч получили травмы. А потуги полиции навести порядок на дорогах безуспешны...

Большая авария случилась в ночь на воскресенье на 92-м километре трассы Актобе - Астрахань, близ поселка Кандыагаш. Водитель “ВАЗ-2110”, подъезжая к Кандыагашу, решился на опасный маневр и стал обгонять идущую в том же направлении “Мазду”. “Десятка” на скорости более 100 километров в час вылетела на встречную полосу в лоб пассажирской “Газели”.
Позже полиция не обнаружит тормозного следа ни одной из машин - похоже, произошло все настолько стремительно, что водители не успели что-либо предпринять. От удара микроавтобус перевернулся и улетел в кювет. Скорее всего, из пробитого бензобака топливо попало в салон маршрутки и вспыхнуло. “Газель” горела, как промасленная бумага. Люди в отчаянии бились в огне. Молодой муж успел вытолкнуть в окошко свою беременную жену, сам не успел... Троим удалось выбраться через разбитое окно маршрутки. среди них - брат Нургуль. Сама она погибла. Два года назад в степи замерз муж Нургуль, оставив ее с тремя детьми. Теперь они - круглые сироты.
Из 18 человек, находившихся в микроавтобусе, 15 скончались на месте происшествия. Все произошло за несколько минут.

Кандыагаш в переводе с казахского означает “кровавое дерево”

Позже криминалисты найдут груду обугленных останков тел, видимо, в последний момент люди сбились вместе.
Среди погибших водитель, мать с годовалым ребенком, жених со своей невестой - в ближайшее время они планировали сыграть свадьбу...
Виновником аварии полиция считает водителя ВАЗ-2110, выехавшего на полосу встречного движения. По информации начальника управления дорожной полиции ДВД Актюбинской области полковника Алдияра Коптлеуова, за рулем “десятки” сидел 22-летний парень. Несколько месяцев назад его лишили водительского удостоверения. Кроме того, он был пьян. В машине кроме него были и другие пассажиры - компания возвращалась с пикника.

Справка “НП”

* С 1 августа в Германии вступил в силу закон, ужесточающий требования к трезвости для начинающих водителей. Согласно нововведению, запрет вводится на употребление алкоголя для автомобилистов моложе 21 года со стажем вождения менее двух лет. Нарушители рискуют получить штраф в 1000 евро, а также продление испытательного срока до 4 лет. Изначальный размер штрафа не превышал 125 евро.
Федеральный министр транспорта ФРГ Вольфганг Тиффензее подчеркивает: “Вождение автомобиля и потребление алкоголя - абсолютно несовместимы. Риск аварий из-за небольшого содержания алкоголя в крови особенно наблюдается среди молодых начинающих водителей”.
Статистика современной Германии такова, что каждая четвертая авария происходит по вине нетрезвых водителей от 18 до 24 лет. По последним данным Федерального статистического ведомства, на долю ДТП по вине нетрезвых водителей всех возрастов приходится 11 процентов погибших.
Президент всеобщего Германского автоклуба Петер Майер заявил: “Мы установили, что употребление алкоголя, неопытность в вождении автомобиля и, наконец, склонность к риску молодых водителей приводят к увеличению несчастных случаев.... Поэтому мы полностью поддерживаем данное предложение федерального правительства”.
* Пьяные водители заставили компанию “Ниссан” изобрести новую систему безопасности. Датчики паров алкоголя вмонтированы в спинку водительского и пассажирского кресел, а также в рычаг переключения скоростей. Первые из них улавливают частицы алкоголя в дыхании водителя, и вежливый женский голос рекомендует водителю воздержаться от поездки. Если нерадивый автовладелец все-таки садится за руль, датчик на рычаге переключения скоростей определяет наличие алкоголя в поте, выступающем на ладони и... блокирует коробку передач.

Сейчас в больнице находятся пятеро пострадавших, в том числе и виновник трагедии (он получил сотрясение мозга). Трое из госпитализированных - пассажиры маршрутки - с ожогами, медики оценивают их состояние как тяжелое. Два человека были доставлены на вертолете в областной центр. Сейчас рядом с каждым выжившим в аварии организованы круглосуточные медицинские посты.
Трагедия заставила акима области Елеусина Сагиндикова срочно прервать свой отпуск. В воскресенье осмотрел место происшествия, затем поехал в Кандыагашскую центральную районную больницу, в реанимации которой встретился с одним из пассажиров “Газели” Нурлыбеком Ермашевым. Затем аким посетил в Шубаркудуке семьи погибших и принял решение оказать им материальную помощь - каждой семье выделить по 200 тысяч тенге. Также Сагиндиков распорядился, чтобы акимы Мугалжарского и Темирского районов оказали всяческое содействие родственникам погибших.
В настоящее время специальная комиссия во главе с первым заместителем акима области Избаком Умурзаковым ищет виновников произошедшего, хотя для всех очевидно, кто виноват. Не только водитель “десятки” и ему подобные, но и те, кто позволяет им садиться за руль, кто в свое время продавал водительские права, кто плохо научил правилам и искусству вождения. Виновата система и порядки, сложившиеся на трассах республики. Виноваты чиновники, от которых зависит порядок на наших дорогах.
Показателен пример. После трагедии начальник Актюбинской дорожной полиции Алдияр Коптлеуов перевел свою службу на усиленный режим работы и перебросил взвод патрульно-постовой службы в Кандыагаш. В итоге в первые же сутки в райцентре были задержаны 11 нетрезвых водителей и 19, управлявших транспортными средствами без водительских прав! Результат, впечатливший самого шефа дорожной полиции, означает одно: в этот день его подчиненные работали ПО-НАСТОЯЩЕМУ...Не так, как в большинстве случаев работает среднестатистический казахстанский гаишник.
Ведь вышеупомянутые 16 тысяч погибших и 88 тысяч травмированных - черная оценка всей службы дорожной полиции за пять лет.
...Чем закончатся последствия черной субботы для жителей Кандыагаша и Шубаркудука, для родственников пострадавших, для виновников аварии? Будет ли уголовный процесс показательным? Будет ли для всех поучительным наказание главного виновника аварии - ему, по закону, максимум грозит пять лет лишения свободы.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск