10 августа 2007 №31 (479)
     36.6

Ирина Гайкалова
ГМО “в законе”?

Скандал с молочной детской смесью от компании “Нестле” все еще продолжается. На прошлой неделе Лига потребителей и Фонд интеграции экологической культуры подтвердили прессе свое намерение подавать в суд с требованием запрета реализации партии этого продукта на территорию Казахстана. Напомним: речь идет о присутствии в безлактозной смеси для детей генетически модифицированных продуктов

Компания “Нестле” уже не первый раз подвергается обвинениям в разных странах в употреблении ГМО при изготовлении своей продукции. В этом году вопрос снова встал достаточно остро в Казахстане. В марте информагентства распространили сообщения о возможном присутствии ГМО в молочной смеси “Нестле” (NAN Nestle, Нидерланды). Информация исходила от представителей Фонда интеграции экологической культуры (ФИЭК). Эксперты фонда рассказали журналистам, что были проведены независимые исследования на предмет присутствия ГМО. Для этого в Алматы были закуплены шесть видов продукции “Нестле” в разных супермаркетах и затем отправлены в лабораторию Москвы. Именно там и было обнаружено присутствие ГМО в молочной детской смеси. После этого заявления последовали опровержения от компании “Нестле”: компания предоставила лабораторные исследования, сделанные в Казахской академии питания, которые подтверждали факт отсутствия ГМО. Однако оппоненты от общественности утверждают, что компания предоставила смесь из другой партии продуктов, которая была завезена гораздо позже той, где было обнаружено ГМО. Кто прав в этом споре - пока неизвестно. Казахстанские активисты не хотят рисковать здоровьем детей республики и на прошлой неделе снова выступили с требованием запретить реализацию партии безлактозной смеси, где было обнаружено присутствие ГМО. Если этого не случится, то представители общественности готовы обратиться в суд.

ГМО - обычные растения и животные, в ДНК которых вживляют гены других животных и растений. Таким образом избавляются от нежелательных качеств и добавляют желаемые. Причем растению может быть вживлен ген животного. Продукты, которые произведены с применением трансгенов, по международным стандартам должны иметь специальную маркировку - “Продукция содержит компоненты из генетически модифицированных источников”, или “Contain GM Ingredients”, “genetically modified”, или буквы GM и GE.

История эта дает повод еще раз взглянуть на ситуацию с генетически модифицированными продуктами, которая сложилась в Казахстане. Формально ГМО у нас находится под запретом в производстве детского, лечебно-профилактического и диетического питания. Эти нормы содержит Закон РК “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, принятый в 2004 году. Также по закону должен быть составлен государственный реестр ГМО, введена обязательная маркировка товаров. Но за три года после принятия закона ничего реально сделано не было. Начнем с того, что в Казахстане нет даже лабораторий, которые бы определяли наличие ГМО в продуктах. Вернее, есть, но одна на всю республику - в уже упоминаемой Казахской академии питания в Алматы. Но, как известно, эта лаборатория производит только качественный тест на ГМО, то есть определяет наличие генетически измененных компонентов в продукте. Определение количественного содержания ГМО требует оснащения дорогостоящими приборами, которых в лаборатории нет. К тому же одной лаборатории справиться со всей продукцией, которая ввозится в Казахстан, невозможно. Разумеется, чтобы закон наконец заработал, необходимо открыть лаборатории, оснастить их современным оборудованием. Все три года об этом речь не шла. Только в мае этого года, когда депутаты принялись обсуждать законопроект “О безопасности пищевой продукции”, представленный Министерством сельского хозяйства, этот вопрос был поднят. Депутаты заинтересовались тем, что же будет предпринято в отношении присутствия ГМО в Казахстане.
Министерство сельского хозяйства отвечало, что ожидает рассмотрения заявки о выделении 1,7 миллиарда тенге на закупку современного лабораторного оборудования и обучение специалистов, а также 16 миллиардов тенге для работы лабораторий по международным стандартам. Предполагается также, что с 1 января 2008 года оборот ГМО на территории Казахстана будет разрешен только после научной экспертизы по определению безопасности продуктов.
Позволим себе усомниться в верности такой постановки вопроса: до сих пор мир не разрешил загадку ГМО и не ответил точно на вопрос: опасно или нет его присутствие в продуктах? Неужели это под силу нашим исследователям и будущим лабораториям? Или все-таки речь идет о другой безопасности: если продукт свежий и не вызывает мгновенного отравления, то даже с наличием в нем ГМО его можно употреблять? То есть население снова останется со своей свободой выбора: ГМО есть, но наше право решить - употреблять его или нет. В этом случае мы вправе требовать исполнения норм Закона 2004 года об обязательной маркировке таких товаров.
На сегодняшний день никто в Казахстане не знает, каков объем оборота продуктов с содержанием ГМО - таких исследований просто не проводится. Мы потребляем продукты в совершенном неведении, где и в каком количестве они присутствуют. При этом последствия этого потребления могут быть самыми печальными. По крайней мере, многие исследования, проводимые в разных странах, говорят о возможных побочных эффектах ГМО. Аллергия, анемия, угнетение иммунной системы, влияние на нормальное функционирование печени и селезенки - это лишь немногая часть из того, о чем пишут и говорят врачи. Неужели мы хотим стать подопытными кроликами в этой истории с ГМО?

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск