10
августа 2007 №31 (479)
Айгерим Бейсенбаева
Умереть трудно, почти невозможно
Признаюсь вам, поначалу я решила, что грядущий “Крепкий
орешек-4.0” - это то же самое, что и “Рокки-7”, то есть проект,
направленный только на пробуждение ностальгических чувств. Скорее
всего, многие киноманы отправились на экстренный просмотр нового
фильма исключительно для того, чтобы с иронией, если не с сарказмом,
оценить потуги обросшего мхом старика Уиллиса. И, само собой, ни
для кого не стал неожиданностью тот факт, что, кроме крутого копа
Маклейна, вошедшего в пенсионный возраст, спасать наш беззащитный
мир некому
Представьте
себе, если бы создатели фильма решили пошутить и сделали славное
имя актера Брюса Уиллиса именем персонажа картины “Крепкий орешек-4.0”.
Если бы главного героя в новой части фильма стали звать не Джон
Маклейн, а Брюс Уиллис, то большая часть зрительской аудитории не
заметила бы подмены. Так как славное имя актера Уиллиса давно уже
стало нарицательным и им можно обозначать любого героя, главное,
чтобы он был неимоверно крут, остроумен, невозмутим, неистребим,
а самое главное - мог сбить вертолет автомобилем.
Если кто решил, что старина Уиллис в течение фильма сможет только
брюзжать и сыпать песком, то он в корне не прав. Пороха в пороховницах
классического героя боевиков хватит не только на то, чтобы не ударить
в грязь лицом и поддержать имидж супергероя, но и зажигать весь
фильм от начальных до конечных титров покруче двадцатилетних. И
недаром очередным случайным напарником Маклейна становится подросток
- не иначе как для сравнения. Да, бравый коп Джон Маклейн за последние
двенадцать лет ничуть не изменился, разве что облысел.
 |
В новом фильме герою Уиллиса в сто пятый раз предстоит
спасти если и не весь мир, то очень большую его часть от еще одного
Армагеддона. Естественно, зритель в течение картины ни на минуту
не сможет усомниться в том, что Маклейн опять всех спасет. Скучно?
Нет, ни капли! Старое блюдо приготовлено на новый лад - с использованием
современных модных ингредиентов. Ага, подумали создатели, приготовим
кашу из топора (топором, естественно, будет Брюс Уиллис). Если замесить
сюжет на компьютерных технологиях (а чем же еще в наше время можно
поразить воображение искушенных зрителей?), подсыпать пару-тройку
колоритных персонажей и приправить все небольшой щепоткой классических
геройских шуточек - должно получиться вполне съедобно.
Конечно, гвоздем программы, безусловно, остается неувядаемая харизма
персонажа Уиллиса, который по-прежнему сыплет остротами к месту
и не очень и также раздражающе непобедим. Он действительно просто
неистребим, мне даже показалось, что в зале зародилось какое-то
сопереживание врагам настырного копа. Оригинальный перевод названия
картины “Крепкий орешек” примерно звучит как “Умри тяжело”, но после
просмотра очередного шедевра данной серии боевиков я поняла, что
более подходящее название все-таки - “Убить тяжело”.
Кроме этого создатели постарались качественно проработать действие
- экшена очень много. А главное, подан он не в виде десерта, а распределен
вполне равномерно, и можно с уверенностью сказать, что каждую десятиминутку
фильма венчает зрелищная сцена.
 |
Задвигать сюжет в угол создатели тоже не стали. Смысловая
наполняющая картины “Крепкий орешек-4.0” в лучших традициях боевиков
незамысловата, но увлекательна. Вообще перед сценаристами в таких
случаях стоит прямо неразрешимая проблема - нужно создать такой
сюжет, чтобы он был, с одной стороны, незатейлив, а с другой - поражал
глубоким смыслом, и желательно затронуть в нем какие-нибудь глобальные
политические, экономические, моральные, философские и так далее
проблемы. Усложнишь - зрители, как один, воскликнут: “Ну, перемудрили!”,
упростишь - критики засмеют. Вот и приходится создателям стараться
в угоду, как говорится, и вашим, и нашим. В общее полотно картины
были вплетены тонкие красные нити. Непременное морализаторство на
тему семейных ценностей, без которого не обходится ни один уважающий
себя боевик, высшая политика и тема терроризма, придающая вес повествованию.
Также в течение фильма обязательно хоть один персонаж должен возмужать,
иначе все сто десять миллионов бюджета фильма можно считать загубленными.
По последней моде главный злодей не должен вызывать только отрицательные
эмоции - это просто неактуально! Несомненно, многие зрители прониклись
искренним пониманием по отношению к злому гению. В последнее время
главный отрицательный персонаж перестал быть воплощением абсолютного
и бессмысленного зла. И еще в соответствии с последними тенденциями
создания боевиков в фильме совсем нет постельных сцен. Романы со
спасенными красотками почему-то остались в прошлом.
 |
Единственное, что остается неизменным уже не одно десятилетие,
- это финальная сцена картин-представителей жанра боевика. Подкрепление
в виде отряда особого назначения всегда прибывает на место последней
схватки ровно через пять минут после того, как главный герой в одиночку
победит целую ораву злодеев и освободит всех заложников, которые,
по закону жанра, должны приходиться ему близкими родственниками.
Видимо, боевик без клише - не боевик. Зато и без действительно оригинальных
находок тоже не обошлось. Очень впечатлили, в частности, обращения
преступной организации к народу Соединенных Штатов. Так что и классический
по всем параметрам боевик, как выяснилось, способен порадовать остроумными
фишками.
|