10 августа 2007 №31 (479)
     Смотри в оба

Айгерим Бейсенбаева
Умереть трудно, почти невозможно

Признаюсь вам, поначалу я решила, что грядущий “Крепкий орешек-4.0” - это то же самое, что и “Рокки-7”, то есть проект, направленный только на пробуждение ностальгических чувств. Скорее всего, многие киноманы отправились на экстренный просмотр нового фильма исключительно для того, чтобы с иронией, если не с сарказмом, оценить потуги обросшего мхом старика Уиллиса. И, само собой, ни для кого не стал неожиданностью тот факт, что, кроме крутого копа Маклейна, вошедшего в пенсионный возраст, спасать наш беззащитный мир некому

Кадры из фильма Представьте себе, если бы создатели фильма решили пошутить и сделали славное имя актера Брюса Уиллиса именем персонажа картины “Крепкий орешек-4.0”. Если бы главного героя в новой части фильма стали звать не Джон Маклейн, а Брюс Уиллис, то большая часть зрительской аудитории не заметила бы подмены. Так как славное имя актера Уиллиса давно уже стало нарицательным и им можно обозначать любого героя, главное, чтобы он был неимоверно крут, остроумен, невозмутим, неистребим, а самое главное - мог сбить вертолет автомобилем.
Если кто решил, что старина Уиллис в течение фильма сможет только брюзжать и сыпать песком, то он в корне не прав. Пороха в пороховницах классического героя боевиков хватит не только на то, чтобы не ударить в грязь лицом и поддержать имидж супергероя, но и зажигать весь фильм от начальных до конечных титров покруче двадцатилетних. И недаром очередным случайным напарником Маклейна становится подросток - не иначе как для сравнения. Да, бравый коп Джон Маклейн за последние двенадцать лет ничуть не изменился, разве что облысел.

Кадры из фильма

В новом фильме герою Уиллиса в сто пятый раз предстоит спасти если и не весь мир, то очень большую его часть от еще одного Армагеддона. Естественно, зритель в течение картины ни на минуту не сможет усомниться в том, что Маклейн опять всех спасет. Скучно? Нет, ни капли! Старое блюдо приготовлено на новый лад - с использованием современных модных ингредиентов. Ага, подумали создатели, приготовим кашу из топора (топором, естественно, будет Брюс Уиллис). Если замесить сюжет на компьютерных технологиях (а чем же еще в наше время можно поразить воображение искушенных зрителей?), подсыпать пару-тройку колоритных персонажей и приправить все небольшой щепоткой классических геройских шуточек - должно получиться вполне съедобно.
Конечно, гвоздем программы, безусловно, остается неувядаемая харизма персонажа Уиллиса, который по-прежнему сыплет остротами к месту и не очень и также раздражающе непобедим. Он действительно просто неистребим, мне даже показалось, что в зале зародилось какое-то сопереживание врагам настырного копа. Оригинальный перевод названия картины “Крепкий орешек” примерно звучит как “Умри тяжело”, но после просмотра очередного шедевра данной серии боевиков я поняла, что более подходящее название все-таки - “Убить тяжело”.
Кроме этого создатели постарались качественно проработать действие - экшена очень много. А главное, подан он не в виде десерта, а распределен вполне равномерно, и можно с уверенностью сказать, что каждую десятиминутку фильма венчает зрелищная сцена.

Кадры из фильма

Задвигать сюжет в угол создатели тоже не стали. Смысловая наполняющая картины “Крепкий орешек-4.0” в лучших традициях боевиков незамысловата, но увлекательна. Вообще перед сценаристами в таких случаях стоит прямо неразрешимая проблема - нужно создать такой сюжет, чтобы он был, с одной стороны, незатейлив, а с другой - поражал глубоким смыслом, и желательно затронуть в нем какие-нибудь глобальные политические, экономические, моральные, философские и так далее проблемы. Усложнишь - зрители, как один, воскликнут: “Ну, перемудрили!”, упростишь - критики засмеют. Вот и приходится создателям стараться в угоду, как говорится, и вашим, и нашим. В общее полотно картины были вплетены тонкие красные нити. Непременное морализаторство на тему семейных ценностей, без которого не обходится ни один уважающий себя боевик, высшая политика и тема терроризма, придающая вес повествованию. Также в течение фильма обязательно хоть один персонаж должен возмужать, иначе все сто десять миллионов бюджета фильма можно считать загубленными. По последней моде главный злодей не должен вызывать только отрицательные эмоции - это просто неактуально! Несомненно, многие зрители прониклись искренним пониманием по отношению к злому гению. В последнее время главный отрицательный персонаж перестал быть воплощением абсолютного и бессмысленного зла. И еще в соответствии с последними тенденциями создания боевиков в фильме совсем нет постельных сцен. Романы со спасенными красотками почему-то остались в прошлом.

Кадры из фильма

Единственное, что остается неизменным уже не одно десятилетие, - это финальная сцена картин-представителей жанра боевика. Подкрепление в виде отряда особого назначения всегда прибывает на место последней схватки ровно через пять минут после того, как главный герой в одиночку победит целую ораву злодеев и освободит всех заложников, которые, по закону жанра, должны приходиться ему близкими родственниками.
Видимо, боевик без клише - не боевик. Зато и без действительно оригинальных находок тоже не обошлось. Очень впечатлили, в частности, обращения преступной организации к народу Соединенных Штатов. Так что и классический по всем параметрам боевик, как выяснилось, способен порадовать остроумными фишками.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск