10 августа 2007 №31 (479)
     Культура

Айгерим Бейсенбаева
Иллюзионист

Андрей Кнутов по праву считается одним из самых необычных художников Казахстана. Ярый приверженец сюрреализма, он несколько лет назад открыл ценителям искусства новые грани изображения - мир оптических иллюзий. Полотна талантливейшего художника могут изменять свое лицо под воздействием специфического света. И эти метаморфозы представляют собой поистине завораживающее зрелище

Известный казахстанский живописец и график Андрей Кнутов ответил на вопросы “НП”.
- Андрей, расскажите о своем творческом пути. Как Вы подошли к созданию нового направления изобразительного искусства под названием “Световой оптический иллюзионизм”?
- Я закончил художественно-графический факультет АГУ имени Абая в 1986 году. Творчеством занялся не сразу, сначала долгое время работал художником-оформителем. Постепенно начал рисовать и в 1992 году организовал первую экспозицию своих работ в Центральном выставочном зале. Там я представил огромное количество произведений - одной графики было около 150 работ и 400 живописных полотен. Выставка произвела впечатление на общественность. После нее я долгое время ездил по контрактам по разным российским городам.
Мне всегда очень нравилось экспериментировать. И вот однажды обратил внимание на свет ламп, которые сейчас часто встречаются при оформлении ночных клубов. А в то время таких ламп было очень мало. Тогда я и заинтересовался тем, как эффектно смотрятся некоторые белые поверхности, освещенные этими лампами. Я подумал, что же нужно сделать, чтобы так светилась краска, причем не только белая, но и, например, черная. Так и начался мой творческий поиск. Я очень много экспериментировал и с графикой, и с масляными красками, чтобы добиться нужного результата. И однажды понял, как это можно сделать. Всего у меня около 10 разных способов изменения изображения на холсте. А главное, что во всем мире нет аналогов моему творчеству. Этот факт подтвердили любители искусства, которые посещают выставки в разных странах.
- А Вы запатентовали изобретенный Вами способ изображения?
- Мне многие предлагали, но я не стал этого делать. Для того чтобы приобрести патент, нужно ведь подробно объяснить все методы работы. А мне не хочется делиться секретами.
- Как общественность восприняла новое направление, автором которого Вы стали?
- Поначалу мои работы вызвали у людей шок. Первая выставка моих работ такого плана прошла в галерее “Улар”. Мы тогда с хозяином галереи Юрием Марковичем слегка переборщили с мистицизмом при представлении работ и попросту напугали людей. Никто не мог понять, что это вообще такое. Лампы эти тогда еще так широко не использовались, они появились у нас здесь только года через три. А Юра еще все представил в таком мистическом ключе, что я сам испугался. Одна женщина даже упала в обморок на презентации, в такой шок ее повергло увиденное. Многие люди потом приходили в выставочный зал медитировать, созерцая мои произведения. В газетах тогда написали, что свои произведения я создал с помощью темных сил, чуть ли не заключил сделку с дьяволом.

- А искусствоведы как отозвались о столь необычных произведениях?
- Искусствоведы восприняли неоднозначно. Большинство ценителей искусства тогда назвали мои работы несерьезными, они и правда в то время были такими. Я тогда только экспериментировал, и многие мои произведения были чистой воды хулиганством. Это потом уже, когда я в полной мере разработал этот способ, стал подходить к этому более серьезно. Устроил одну, другую выставку, и искусствоведы в один голос сказали: “Да, в этом что-то есть”, начали писать о моих работах. А позже они признали мое творчество новым направлением и назвали его “оптическим иллюзионизмом”. И этот термин даже иногда проскакивает в речи некоторых наших известных искусствоведов - Полонская, я слышал, пользуется.
- Наверное, после того, как Вы создали новое направление в изобразительном искусстве, Вас должна была окружить армия подражателей...
- Никаких подражателей особенно не было. Для того чтобы подражать мне, нужно раскрыть мой секрет, а это еще никому не удалось. Хотя я многим знакомым художникам объяснял основные принципы. Конечно, многие пробовали создать подобные произведения, но, естественно, ничего похожего у них не получилось. Первое время было много попыток, а сейчас уже все бросили это неблагодарное дело. Мне кажется, пока я сам не расскажу, никто моих способов не раскроет. А даже если и раскроют, для того, чтобы создавать такие произведения, нужны мои руки. Здесь ведь не только какие-то световые эффекты - необходимо быть художником от Бога, владеть техникой, чувствовать цвет. Откровенно говоря, художников, которые могут сравниться со мной по технике рисования, в Алматы немного.

- А где еще кроме Казахстана Вы представляли свое творчество?
- У меня была выставка “оптического иллюзионизма” в Самаре. Эта выставка была составной частью программы Департамента культуры Самарской области “Самарская ассамблея-2003”. Там я представлял изобразительное искусство Казахстана. Должен заметить, что мои работы там произвели впечатление на людей. Знаменитый искусствовед Иконникова даже сказала, что уже не надеялась на то, что ее еще что-нибудь впечатлит в сфере изобразительного искусства. А у меня получилось. Несколько работ я представил в Ганновере (Германия) и в Турции. Везде мои произведения пользовались успехом.
- Я слышала, что Ваши работы есть в коллекции Андрея Макаревича. Кто еще из известных личностей проявил интерес к “оптическому иллюзионизму”?
- С Макаревичем я познакомился во время работы в Новосибирске. У него три моих работы, две из которых я ему сам подарил. Мои произведения есть в коллекции Леонида Ярмольника, Майи Плисецкой, Леонида Якубовича, Нурсултана Назарбаева.
- Знакомы ли Вам муки творчества? Приходилось ломать голову над сюжетами?
- С муками творчества мне сталкиваться не приходилось. Выбор сюжетов зависит от настроения, иногда идеи приходят стихийно. Чаще всего я воплощаю какие-то мистические образы, особенно когда на душе неспокойно. А вообще у меня в мастерской есть огромные залежи старых эскизов. Даже если мне больше никогда ничего не придет в голову, мне одной разработки эскизов хватит лет на пятьдесят. Но вообще меня новые идеи одолевают постоянно. Если что-то приходит в голову, сразу быстро зарисовываю и откладываю.
- Я так понимаю, часть работы над произведениями Вы проводите в темноте. С этим у вас бывают сложности? Ведь Ваша манера предполагает прописывание очень мелких деталей?
- Да, мне действительно приходится работать практически в полной темноте, но я не сталкивался при этом с какими-либо проблемами. Разве что глаза быстро устают. А насчет самого процесса изображения, то я вообще могу рисовать хоть с закрытыми глазами. И с прорисовыванием деталей тоже сложностей не было. Вооружаюсь лупой и прописываю все до мелочей. Мне это доставляет удовольствие.
- А над чем Вы сейчас работаете? И когда ожидать Вашу новую серию произведений?
- Свою новую выставку планирую открыть в начале ноября.
Будут представлены с виду совершенно чистые холсты, но при особом освещении на них будет появляться изображение, причем в зависимости от того, как будет падать свет, разное. То есть на одном полотне может быть несколько изображений, проявляющихся при разном освещении. Тематическая направленность - мои фантазии на тему гибели Атлантиды. Особенностью произведений будет гиперреалистичность. Работы должна отличать просто фотографическая реалистичность, направленная на то, чтобы зрители поверили в правдивость историй о легендарной Атлантиде. Выставка будет называться “Атлантида от великолепия до безумия”.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск