10
августа 2007 №31 (479)
Айгерим Бейсенбаева
Иллюзионист
Андрей Кнутов по праву считается одним из самых
необычных художников Казахстана. Ярый приверженец сюрреализма,
он несколько лет назад открыл ценителям искусства новые грани
изображения - мир оптических иллюзий. Полотна талантливейшего
художника могут изменять свое лицо под воздействием специфического
света. И эти метаморфозы представляют собой поистине завораживающее
зрелище
Известный
казахстанский живописец и график Андрей Кнутов ответил на вопросы
“НП”.
- Андрей, расскажите о своем творческом пути. Как Вы подошли
к созданию нового направления изобразительного искусства под названием
“Световой оптический иллюзионизм”?
- Я закончил художественно-графический факультет АГУ имени Абая
в 1986 году. Творчеством занялся не сразу, сначала долгое время
работал художником-оформителем. Постепенно начал рисовать и в
1992 году организовал первую экспозицию своих работ в Центральном
выставочном зале. Там я представил огромное количество произведений
- одной графики было около 150 работ и 400 живописных полотен.
Выставка произвела впечатление на общественность. После нее я
долгое время ездил по контрактам по разным российским городам.
Мне всегда очень нравилось экспериментировать. И вот однажды обратил
внимание на свет ламп, которые сейчас часто встречаются при оформлении
ночных клубов. А в то время таких ламп было очень мало. Тогда
я и заинтересовался тем, как эффектно смотрятся некоторые белые
поверхности, освещенные этими лампами. Я подумал, что же нужно
сделать, чтобы так светилась краска, причем не только белая, но
и, например, черная. Так и начался мой творческий поиск. Я очень
много экспериментировал и с графикой, и с масляными красками,
чтобы добиться нужного результата. И однажды понял, как это можно
сделать. Всего у меня около 10 разных способов изменения изображения
на холсте. А главное, что во всем мире нет аналогов моему творчеству.
Этот факт подтвердили любители искусства, которые посещают выставки
в разных странах.
- А Вы запатентовали изобретенный Вами способ изображения?
- Мне многие предлагали, но я не стал этого делать. Для того чтобы
приобрести патент, нужно ведь подробно объяснить все методы работы.
А мне не хочется делиться секретами.
- Как общественность восприняла новое направление, автором
которого Вы стали?
- Поначалу мои работы вызвали у людей шок. Первая выставка моих
работ такого плана прошла в галерее “Улар”. Мы тогда с хозяином
галереи Юрием Марковичем слегка переборщили с мистицизмом при
представлении работ и попросту напугали людей. Никто не мог понять,
что это вообще такое. Лампы эти тогда еще так широко не использовались,
они появились у нас здесь только года через три. А Юра еще все
представил в таком мистическом ключе, что я сам испугался. Одна
женщина даже упала в обморок на презентации, в такой шок ее повергло
увиденное. Многие люди потом приходили в выставочный зал медитировать,
созерцая мои произведения. В газетах тогда написали, что свои
произведения я создал с помощью темных сил, чуть ли не заключил
сделку с дьяволом.
 |
- А искусствоведы как отозвались о столь необычных
произведениях?
- Искусствоведы восприняли неоднозначно. Большинство ценителей
искусства тогда назвали мои работы несерьезными, они и правда
в то время были такими. Я тогда только экспериментировал, и многие
мои произведения были чистой воды хулиганством. Это потом уже,
когда я в полной мере разработал этот способ, стал подходить к
этому более серьезно. Устроил одну, другую выставку, и искусствоведы
в один голос сказали: “Да, в этом что-то есть”, начали писать
о моих работах. А позже они признали мое творчество новым направлением
и назвали его “оптическим иллюзионизмом”. И этот термин даже иногда
проскакивает в речи некоторых наших известных искусствоведов -
Полонская, я слышал, пользуется.
- Наверное, после того, как Вы создали новое направление в
изобразительном искусстве, Вас должна была окружить армия подражателей...
- Никаких подражателей особенно не было. Для того чтобы подражать
мне, нужно раскрыть мой секрет, а это еще никому не удалось. Хотя
я многим знакомым художникам объяснял основные принципы. Конечно,
многие пробовали создать подобные произведения, но, естественно,
ничего похожего у них не получилось. Первое время было много попыток,
а сейчас уже все бросили это неблагодарное дело. Мне кажется,
пока я сам не расскажу, никто моих способов не раскроет. А даже
если и раскроют, для того, чтобы создавать такие произведения,
нужны мои руки. Здесь ведь не только какие-то световые эффекты
- необходимо быть художником от Бога, владеть техникой, чувствовать
цвет. Откровенно говоря, художников, которые могут сравниться
со мной по технике рисования, в Алматы немного.
 |
- А где еще кроме Казахстана Вы представляли свое
творчество?
- У меня была выставка “оптического иллюзионизма” в Самаре. Эта
выставка была составной частью программы Департамента культуры
Самарской области “Самарская ассамблея-2003”. Там я представлял
изобразительное искусство Казахстана. Должен заметить, что мои
работы там произвели впечатление на людей. Знаменитый искусствовед
Иконникова даже сказала, что уже не надеялась на то, что ее еще
что-нибудь впечатлит в сфере изобразительного искусства. А у меня
получилось. Несколько работ я представил в Ганновере (Германия)
и в Турции. Везде мои произведения пользовались успехом.
- Я слышала, что Ваши работы есть в коллекции Андрея Макаревича.
Кто еще из известных личностей проявил интерес к “оптическому
иллюзионизму”?
- С Макаревичем я познакомился во время работы в Новосибирске.
У него три моих работы, две из которых я ему сам подарил. Мои
произведения есть в коллекции Леонида Ярмольника, Майи Плисецкой,
Леонида Якубовича, Нурсултана Назарбаева.
- Знакомы ли Вам муки творчества? Приходилось ломать голову
над сюжетами?
- С муками творчества мне сталкиваться не приходилось. Выбор сюжетов
зависит от настроения, иногда идеи приходят стихийно. Чаще всего
я воплощаю какие-то мистические образы, особенно когда на душе
неспокойно. А вообще у меня в мастерской есть огромные залежи
старых эскизов. Даже если мне больше никогда ничего не придет
в голову, мне одной разработки эскизов хватит лет на пятьдесят.
Но вообще меня новые идеи одолевают постоянно. Если что-то приходит
в голову, сразу быстро зарисовываю и откладываю.
- Я так понимаю, часть работы над произведениями Вы проводите
в темноте. С этим у вас бывают сложности? Ведь Ваша манера предполагает
прописывание очень мелких деталей?
- Да, мне действительно приходится работать практически в полной
темноте, но я не сталкивался при этом с какими-либо проблемами.
Разве что глаза быстро устают. А насчет самого процесса изображения,
то я вообще могу рисовать хоть с закрытыми глазами. И с прорисовыванием
деталей тоже сложностей не было. Вооружаюсь лупой и прописываю
все до мелочей. Мне это доставляет удовольствие.
- А над чем Вы сейчас работаете? И когда ожидать Вашу новую
серию произведений?
- Свою новую выставку планирую открыть в начале ноября.
Будут представлены с виду совершенно чистые холсты, но при особом
освещении на них будет появляться изображение, причем в зависимости
от того, как будет падать свет, разное. То есть на одном полотне
может быть несколько изображений, проявляющихся при разном освещении.
Тематическая направленность - мои фантазии на тему гибели Атлантиды.
Особенностью произведений будет гиперреалистичность. Работы должна
отличать просто фотографическая реалистичность, направленная на
то, чтобы зрители поверили в правдивость историй о легендарной
Атлантиде. Выставка будет называться “Атлантида от великолепия
до безумия”.