Галия Бекмуратова
Магистраль Турара
В 1927 году началось строительство Туркестано-Сибирской магистрали,
которая должна была не только соединить Сибирь, Среднюю Азию и юг
Казахстана между собой, но и способствовать экономическому развитию
прилегающих к ней районов. Заместителю предсовнаркома РСФСР Турару
Рыскулову, как знатоку Средней Азии, Казахстана и Сибири, поручается
возглавить Комитет содействия постройке Туркестано-Сибирской железной
дороги при Совнаркоме Российской Федерации. Турксиб наряду с не
менее легендарным Днепрогэсом становится крупнейшей стройкой Советского
Союза
По этой дороге предполагалось обеспечить сибирским хлебом Среднюю
Азию и юг Казахстана, чтобы высвободить для хлопководства посевные
площади, занятые под зерновые культуры. Начальные участки этой магистрали
строились еще до 1917 года. К 1927 году Семиреченская железная дорога
была доведена до станции Луговая, этот промежуток магистрали до
Семипалатинска в 1400 километров и стал легендарной стройкой первой
советской пятилетки.
Назначение Турара Рыскулова председателем Комитета содействия постройке
Турксиба было не случайным. Он с самого начала дискуссии по строительству
железной дороги, связующей Казахстан и Среднюю Азию с Сибирью, был
ее активным участником, неоднократно выступал на страницах общесоюзной
периодической печати.
Само Постановление СНК РСФСР “По вопросу о постройке Семиреченской
ж.д.” от 2 марта 1927 года было подготовлено специальной Комиссией
под председательством Турара Рыскулова, созданной 4 февраля 1927
года правительством России.
Первоначально в состав Комитета содействия при СНК РСФСР входило
всего 18 человек, но вскоре число его членов превысило 50 человек.
Работой комитета между его пленарными заседаниями руководил президиум
во главе с Тураром Рыскуловым. В него от Казахстана входил Н.Н.Нурмаков
- предсовнаркома КазАССР.
Досье “НП” |
Турар
Рыскулов родился 26 декабря 1894 года в Восточно-Талгарской
волости Джетысуйской области в урочище Бесагаш (ныне - Талгарский
район Алматинской области). В 1907-1910 годах он учился в
Меркенской русско-киргизской школе-интернате, затем поступил
в Пишпекскую сельскохозяйственную школу и окончил ее в 1914
году. В 1916 году участвовал в национально-освободительном
восстании народов Казахстана и Туркестана.
В 1917 году создал Революционный союз Киргизской (казахской)
молодежи в Мерке. В сентябре этого года вступает в ряды РСДРП.
С апреля 1917 по 16 мая 1918 года работает заместителем председателя
Аулие-Атинского исполкома совета. А в октябре назначается
комиссаром комиссариата здравоохранения Туркестанской республики.
В ноябре 1918 года стал председателем чрезвычайной центральной
комиссии по борьбе с голодом в Туркестанской республике.
Благодаря организаторским способностям и усилиям Т.Рыскулова
около 1,2 миллиона населения Туркестанской республики удалось
спасти от голодного катастрофического вымирания. С марта 1919
года он состоял в должности председателя Мусульманского бюро
коммунистической партии Туркестана. В сентябре стал первым
заместителем председателя ТурЦИКа. С января 1920 года являлся
председателем Центрального исполкома Туркестанской республики.
В августе стал вторым заместителем Наркома по делам национальностей
РСФСР. В сентябре 1920 года участвует в работе I съезда народов
Востока (г. Баку). На съезде избирается в Совет действия и
пропаганды на Востоке постоянно действующего исполнительного
органа, работавшего под руководством Коминтерна.
Он выдвигал идею об объединении прогрессивных сил Востока
и Запада, что представляется созвучным ныне существующему
Евразийскому союзу. С декабря 1920 по декабрь 1921 года работал
полномочным представителем Наркома РСФСР в Азербайджане. В
1924-1925 годах работал полномочным представителем Коминтерна
в Монголии.
В апреле 1925 года вернулся на родину и был редактором газеты
“Енбекшi ћазаћ” (ныне - “Егемен ћазаћстан”). С мая 1926 по
май 1937 года работал в должности заместителя председателя
Совнаркома РСФСР. Арестован в начале мая (или июня) 1937 года
в Москве. Обвинен в буржуазном национализме и пантюркизме
в руководстве якобы созданным в 1934 году “Всесоюзном объединенном
центре” (членами центра назывались также С.Д. Асфендиаров,
Г.С.Губайдуллин, А. Тахо-Годи, Б.В. Чобан-Заде). Расстрелян
10 февраля 1938 года.
|
В состав комитета кроме представителей наркоматов, республик и
регионов входили ученые и специалисты. При Комитете содействия были
созданы секции: сельскохозяйственная, промышленная, путей сообщения,
ирригационная.
При формировании состава комитета Турар Рыскулов особое внимание
уделял привлечению к его работе профессионалов. В этом отношении
особо характерен вопрос о Мухаметжане Тынышпаеве - выпускнике Петербургского
института инженеров путей сообщения, строившем Семиреченскую железную
дорогу еще до 1917 года, бывшем комиссаре Временного правительства
по Семиреченской области и руководителе правительства Кокандской
автономии.
18 декабря 1926 года Турар Рыскулов телеграфирует в Кзыл-Орду: “СНК
Нурмакову копия крайком Голощекину тчк Инженера Тынышпаева как спеца
знатока предполагается дополнительно ввести состав Комитета содействия
и стройкома НКПС тчк Сообщите Ваше мнение”. На это Голощекин отвечает
телеграммой в Москву, НКПС: “Введение Тынышпаева возражаем”.
Тем не менее Турар Рыскулов в январе 1927 года телеграфирует в Алма-Ату,
губисполком, М.Тынышпаеву: “Вас вводим состав Комитета СНК и стройком
НКПС сооружению Семирекдороги тчк Необходимо предварительно проработать
Москве тчк. Если согласны зпт сообщите зпт когда можете выехать
тчк Нурмаковым согласован”. И в действительности М.Тынышпаев, как
специалист, сделал многое для успешного сооружения Турксиба.
 |
Открытие железнодорожного движения через мост на участке
Семипалатинска, 1929 год |
Наиболее яркими результатами деятельности Комитета содействия,
в особенности его председателя Т.Рыскулова и профессионала М.Тынышпаева,
явились всестороннее изучение прилегающих к магистрали районов в
целях определения основных направлений их социально-экономического
развития, выбор наиболее выгодных направлений трассы на южном и
северном участках дороги, определение форм и путей формирования
национальных кадров рабочих на магистрали через широкое их привлечение
на стройку и ограничение ввоза рабочей силы извне, выбор места для
железнодорожной станции Алматы I и так далее.
Турар Рыскулов особое внимание уделял обеспечению строительства
магистрали рабочей силой из местных трудовых ресурсов, привлечению
казахов в ряды строительных и железнодорожных рабочих, подготовке
их через различные формы обучения. По его предложению были введены
ограничения на ввоз рабочей силы извне Казахстана, предусматривался
ввоз квалифицированных рабочих только в заранее установленных нормах.
 |
Казахи-строители Турксиба на смычке северной и южной групп,
1930 год |
Турксиб превратился в крупную кузницу национальных кадров формировавшегося
рабочего класса Казахстана, в особенности строителей и железнодорожников.
На 1 октября 1934 года численность железнодорожников Казахстана
достигла более 56,6 тысячи человек, из которых около половины было
сосредоточено на новой Туркестано-Сибирской магистрали. В республике
насчитывалось более 18 тысяч казахов-железнодорожников, из которых
9,8 тысячи работали на Турксибе. Из их рядов вышли крупные руководители
и знатные железнодорожники: Д.Ж.Омаров, М.Т.Казыбеков, М.Каптагаев,
Б.Аспаев, О.Байтулаков и другие.
Однако никакие заслуги Турара Рыскулова не защитили его от участи
многих: советская власть, как Кронос, пожирающий своих детей, расправилась
и с ним.
С наступлением нового тысячелетия развитие Турксиба не прекратилось:
18 июня 2001 года сдана в постоянную эксплуатацию ветка Аксу - Конечная
(“казахстанский Турксиб”).
Фотографии Центрального государственного архива кинофотодокументов
и звукозаписей РК
|