8 июня 2007 №22 (470)
    Мир

Ботагоз Сейдахметова
Матрица
Ретроспектива будущего Кыргызстана

Научный труд “Стратегическая матрица Кыргызстана” недавно был презентован Посольством Кыргызстана в Казахстане.
Это совместный проект аналитиков трех стран - Кыргызстана, Казахстана и России. Прогнозы будущего Кыргызстана, согласно выводам авторов этого исследования, неутешительны. Если сработает один из возможных сценариев, которые предлагают ученые этих трех стран, то к 2020 году киргизам грозит культурное и этническое растворение в китайской среде

На самом деле название книги еще длиннее. Вторая ее половина звучит так: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития. Вот такой вот фундаментальный подход, ни много ни мало - матрица, по которой будет легко кроить будущее Кыргызстана.
А вообще в планах совместной интеллектуальной корпорации - разработка подобных матриц для всех пяти государств Центральной Азии. И, кстати, для Казахстана уже создана матрица.
Впрочем, вернемся к Кыргызстану. С тех пор, как киргизы совершили великую апрельскую революцию, желающих проанализировать это событие, дать ему собственную оценку, а также написать учебники по новейшей истории Кыргызстана становится все больше и больше. Лично у меня уже есть несколько добротных, как с точки зрения полиграфии, так и с точки зрения содержания, книг по “тюльпановой” революции. Авторы - и киргизские, и казахстанские ученые, а теперь вот этот совместный проект с россиянами.
Надо сказать, что в Кыргызстане количество различных аналитических институтов давно превысило их качество. Это и Американский университет в Центральной Азии, и Институт публичной политики, Институт экономических стратегий, Международный институт стратегических исследований и прочая, прочая. Кроме того, в стране еще до революции была расположена масса международных организаций демократического толка. Собственно, то, из-за чего Кыргызстан получил прозвище “островка демократии” в нашем регионе.
Скорее, по этой же причине гиперчувствительности страны и ее политиков к демократическим процессам киргизов, и пока только их, приняли в ВТО, вожделенную для Казахстана и России организацию.
Однако начну с итогов, которые приводят авторы в конце книги в качестве матрицы, с прогнозом до 2020 года. Рассчитать будущее страны на ближайшие 13 лет - задача, согласитесь, наполеоновского масштаба. Составители матрицы предлагают к рассмотрению пять сценариев развития республики, ни один из которых, если смотреть схему (см. рис.), за эти 13 лет не станет приоритетным. Тогда зачем так далеко прогнозировать?
По мнению моего остроумного коллеги, ничего нового здесь нет, все и без того лежало на поверхности.
Впрочем, вот они, эти сценарии.

Сценарий первый:
“Гибкий курс”

Авторы так называют многовекторную внешнюю политику, которую могли бы проводить власти Кыргызстана. По мнению авторов, этот сценарий труднореализуем, потому как экономика страны слишком слаба, Вооруженные силы незначительные, население страны маленькое. Все это не позволит проводить действительно независимую внешнюю и экономическую политику.

Сценарий второй:
“Вхождение в сферу
влияния Казахстана”

Оказывается, и этот сценарий практически неосуществим по причине того, что у Казахстана есть свои проблемы и на самом деле экономический потенциал Казахстана невелик в глобальном масштабе. Тут я вспомнила, как года эдак три назад мои киргизские коллеги рассказывали о спорах внутри киргизского парламента о том, надо ли Кыргызстану стать частью Казахстана или оставаться суверенным государством. Меня поразила постановка вопроса, на мой взгляд, странная и наводящая на некоторые мысли.
“При реализации данного сценария, - пишут авторы, - речь идет фактически о том, что выбор пути развития Кыргызстана будет определяться в Астане в соответствии с четырьмя другими сценариями”.

Сценарий третий:
“Евроазиатская
интеграция”
Этот сценарий, считают авторы, наиболее приемлем для республики. Поскольку в потенциале “позволяет Кыргызстану наряду с другими государствами Центральной Азии стать системообразующей единицей крупного геополитического объединения, подобно тому, как малые государства Европы наращивают свой вес и влияние на международной арене за счет членства в ЕС”. “Однако, - продолжают авторы матрицы, - возможности Кыргызстана в развитии по этому сценарию ограничены относительно медленным прогрессом в строительстве полноценных интеграционных структур ЕЭП и ОДКБ”.
Получается, что авторы имели в виду не практический сценарий, а теоретический (читай - утопический). В чем тогда смысл прогноза?

Сценарий четвертый:
“Вхождение в сферу
влияния Китая”

Авторы пугают читателя - весьма вероятный сценарий. Во-первых, потому что растет экономическая мощь Китая. Во-вторых, он находится в непосредственном соседстве от республики. Мол, проглотить маленькую и слаборазвитую страну китайцам ничего не стоит. Будет стоить киргизам. Их не станет, в смысле - история этноса закончится еще в этом столетии. Ужасная перспектива, а потому авторы говорят, что надо учитывать это “при стратегическом проектировании”.

Во всяком случае, совместный труд аналитиков из Кыргызстана, Казахстана и России очень смахивает по масштабу амбиций и конечной цели на то, что сделал покойный туркменский лидер. Туркменбаши написал “Рухнаму”, которая при его жизни стала чем-то вроде Корана или Библии туркменского народа. Если верить тому, что там написано, то вся история человечества либо крепко связана, либо и вовсе происходит от туркмен.
По аналогии с “Рухнамой” киргизская “матрица” также призвана пробудить в киргизах чувство собственного достоинства. Де и мы не лыком шиты. Впрочем, воспитание патриотизма - цель благородная, более того, всегда актуальная.

Сценарий пятый:
“Евроатлантический
выбор”

Авторы считают, что, на первый взгляд, привлекательный курс вхождения в сферу влияния экономически влиятельных стран мира угрожает слабым государствам стать экономической периферией. Мол, поторопились войти в ВТО, а стать транзитным узлом “можно только на фоне добрососедских отношений с крупными державами региона”.
Ну, не знаю. Во-первых, что уж тут страшного для Кыргызстана в перспективе стать экономическим придатком? Ведь и сегодня он не является мощной промышленной и перерабатывающей державой. Во-вторых, кто им мешает дружить домами? Это при любых сценариях важный момент.
Короче, запутались авторы матрицы и читателя вводят в заблуждение псевдонаучным анализом.
Прежде чем перейти к составлению стратегической матрицы, авторский коллектив из 12 человек начал с анализа... древнейших времен. Оказывается, Кыргызстан как государство существовал еще до V века до нашей эры. Более того, название “кыргызы” появилось, согласно версии авторов матрицы, тоже еще до нашей эры и тесно связано с историей тюркоязычных племен хуннов. “Конец III века до нашей эры вошел в историю как время возникновения тюркской государственности” - написано в книге. Именно тогда появилась дуальная система правления, которая сохранилась и по сей день.
По мере углубления в сей научный труд меня все больше посещало ощущение, что нечто подобное я уже где-то читала. В том смысле, что попытки реанимировать историю под нынешние реалии уже предпринимались, и не раз. Может, от того что история как наука - продажная или номенклатурная?
Во всяком случае, совместный труд аналитиков из Кыргызстана, Казахстана и России очень смахивает по масштабу амбиций и конечной цели на то, что сделал покойный туркменский лидер. Туркменбаши написал “Рухнаму”, которая при его жизни стала чем-то вроде Корана или Библии туркменского народа. Если верить тому, что там написано, то вся история человечества либо крепко связана, либо и вовсе происходит от туркмен.
По аналогии с “Рухнамой” киргизская “матрица” также призвана пробудить в киргизах чувство собственного достоинства. Де и мы не лыком шиты. Впрочем, воспитание патриотизма - цель благородная, более того, всегда актуальная.
Я не знаю, как и о чем будет написана история других государств Центральной Азии, потому как у меня сложилось четкое ощущение, что весь имеющийся исторический материал по Центральной Азии активно использован и исчерпан уже в киргизской матрице. Авторы пишут о культуре и государственности тюркских народов, при этом мастерски вплетая туда киргизов как отдельную, четко сформулированную еще до нашей эры нацию.
Сами создатели матрицы объясняют этот экскурс в самые глубины истории человечества и, в частности, киргизского этноса, научным методом многофакторной модели, которая позволяет проанализировать историческое развитие общества и возможные сценарии его будущего. В качестве основных параметров авторы использовали наиболее яркие критерии, которые охватывают все сферы общественной жизни - управление, территорию, население, природные ресурсы, экономику, науку, образование, культуру, религию, армию, внешнюю политику.
По утверждению разработчиков матрицы, такая многофакторная модель позволяет рассмотреть, какие аспекты общественного развития (из вышеперечисленных) требуют специальной поддержки. Далее и вовсе идет нечто из области высшей математики (впрочем, матрица - тоже термин математический): “стратегической целью в этом случае является увеличение интегральной мощи государства - всей совокупности факторов стратегической матрицы”. И вся эта околонаучная риторика используется лишь для того, чтобы оправдать переизбыток в книге информации, которая на самом деле к теме прямого отношения не имеет. Например, книга переполнена информационным материалом, явно переписанным из “Большой советской энциклопедии” или еще из каких-то энциклопедий.
К слову сказать, киргизская матрица весит, в самом прямом смысле, как толстый фолиант. Такую матрицу уронишь, не дай бог, себе на ногу, и травма обеспечена. Впрочем, она займет свое место в моей киргизской библиотеке.

Ведущая полосы Ботагоз Сейдахметова
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск