8 июня 2007 №22 (470)
    Взгляд Сергея Козлова
Символы государства - это не дело вкуса,
а продукт исторической неизбежности

От темно-синего до бледно-голубого
Через пятнадцать лет после обретения государственных символов страна обрела и соответствующий государственный праздник. Теперь 4 июня так и будет называться - День государственных символов. Хотя призывы сделать его таковым звучали еще пятнадцать, четырнадцать, пять лет тому назад. Однако вспомнили об этом дне именно сейчас. И опять же вспомнили в соответствующей “исторической” ретроспективе.
Наверное, только депутаты приснопамятного Верховного Совета 13-го созыва и те, кто присутствовал на заседании этого собрания в тот памятный день в 1992 году, достоверно помнят все, что тогда происходило. Какие эпитеты раздавались различным предлагаемым тогда символам, фигурам, цветам и сочетаниям. О том, что, к примеру, принятый 4 июня флаг разительно отличался от нынешнего: он был темно-синим и орнамент у древка был красным. Такое сочетание очень понравилось и депутатам, и президенту.
А три недели спустя, 25 июня 1992 года, эти цвета по причинам, о которых нетрудно догадаться, были изменены от темно-синего до нынешнего, бледно-голубого, тогда как орнаментальная полоса у древка стала золотой. Причем тогдашний председатель Верховного Совета Серикболсын Абдильдин объяснил сию метаморфозу тем, что, мол, геральдисты якобы отсоветовали главе государства и ему, главе парламента, утверждать такую цветовую гамму - по причине ее несоответствия геральдическим правилам и законам.
Это при том, что в Казахстане никогда не было специалистов по геральдике, как, впрочем, нет их и сегодня. И при том, что цвета флага бурно и страстно обсуждались и были окончательно приняты депутатами после почти шести часов словесных баталий. Это касалось именно флага, отдельно, тоже несколько часов, шла “битва” вокруг герба. В результате были приняты, так называемые, запасные варианты эскизов, тогда как основные, отвергнутые проекты герба и флага отличались от них весьма и весьма существенно. Были, в частности, “забракованы” полумесяцы, восьмиконечные звезды, множество орнаментальных композиций, несколько цветов, предлагавшихся в качестве национальных.
История принятия национальных и государственных символов знает немало подобных и еще более курьезных историй. И в том, что в процессе утверждения символов главную роль играют вкусы первого должностного лица в стране, нет ничего удивительного и предосудительного. Потому хотя бы, что на символ и цвет советника нет - кому-то нравится лев, а кому-то - орел. Кто-то любит темно-синий, а кто-то - бледно-голубой. Достичь согласия здесь вряд ли допустимо. Символы государства - это не дело вкуса, а продукт исторической неизбежности. Хотя вначале символ и выбирается по принципу “нравится - не нравится”. Главное, чтобы эти предпочтения впоследствии были приняты временем и гражданами страны.
Пятнадцать лет тому назад один из депутатов при обсуждении символов Казахстана сказал: “Мы должны принять сегодня такое решение, чтобы нас впоследствии не вспоминали как безответственных политиканов, проголосовавших за то, что нам здесь подсовывают, чтобы нам не было стыдно перед потомками”. Кто сегодня помнит этих проголосовавших? Отрадно уже за то, что вспомнили о дне, когда они проголосовали. А кое-кто даже вспомнил, что флаг и герб, принятые пятнадцать лет тому назад, являлись для тогдашних парламентариев “символами свободы, демократии и прогресса”.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск