|
Амина Джалилова
Дышать - это недешево
Волшебный город Лондон. Население столицы Великобритании
и примыкающих пригородных районов - 11 миллионов человек. Город
древний, а потому улочки узенькие, в основном по две полосы в одном
направлении. При этом наблюдается шокирующее отсутствие пробок,
да еще и чистое небо. Атмосфера уютного европейского провинциального
городка. Так спокойно, что трудно вообразить: это и есть тот самый
Лондон, финансовая столица мира, город, где на протяжении столетий
решают судьбы мира
Казалось, мегаполис - это город, состоящий из множества
“мега”. Как Москва, например. И ритм жизни там мега, и новостройки
небо подпирают, и толпа мегавозбужденная, и проспекты широченные.
Но в Лондоне все иначе. На улицах очень много народу, вечером в
пабе не найти свободного места (не то что за столиком, но даже за
барной стойкой), все спешат, все бегут. Но нет в этой спешке ни
агрессии, ни паники. Даже в метро как-то спокойно. И улочки такие
уютные, такие узенькие. Как умудряются в эти невероятные повороты
вписаться двухэтажные автобусы, непонятно. И самое главное - очень
мало пробок. Как? Почему? Что сделали местные власти, чтобы добиться
отсутствия пробок и смога? Быть может, опыт Лондона пригодится Алматы?
Во-первых, кататься по городу за рулем - роскошь. Проезд в центр
на собственном автомобиле стоит 5 фунтов (около 10 долларов). Для
туриста, быть может, деньги и небольшие. Но за месяц эта сумма составит
более 200 долларов. Кроме того, в центре очень дорогая парковка.
Так что многие жители финансовой столицы мира придерживаются принципа:
“Моя вторая машина - это автобус”.
Следует отметить, что правило не распространяется на тех людей,
которые живут в центре. Однако там квартиры стоят миллионы, так
что очень немногие могут позволить себе такую блажь - поселиться
недалеко от Вестминстерского аббатства или Букингемского дворца.
Как нам рассказали местные жители, в метро нередко можно встретить
даже серьезных менеджеров с немаленькой зарплатой.
Возможно, именно этих менеджеров мы и видели на улицах города и
в парках по утрам. Пробегает мимо, к примеру, женщина в очках, пиджаке,
строгой юбке и в кроссовках. Или же серьезный господин в туфлях
и в костюме, но с рюкзаком и на велосипеде. А что делать? Не каждый
ведь офис напротив станции метро находится. Приходится пешочком
добираться или же на двухколесном товарище.
Кстати, о метро. Это тоже недешевое удовольствие. Лондон вообще
считается городом с самым дорогим транспортом в мире. Стоимость
одной поездки - от 2 фунтов, если платить наличными. Впрочем, существуют
удобные проездные, позволяющие сэкономить. И все же 20 фунтов в
неделю на транспорт - это норма даже при наличии проездного билета.
Метро является основным видом транспорта. Работает оно практически
безукоризненно. Знаменитые двухэтажные автобусы также подходят к
остановкам практически ежеминутно. На автобусе одна поездка стоит
от полутора фунтов. Автобусы ходят по расписанию, так что спланировать
свой маршрут достаточно просто.
Особый режим создан для такси. Во-первых, они в отличие от частного
транспорта спокойно курсируют по центру. Во-вторых, им доступны
специальные маршруты для общественного транспорта, а это означает,
что если “повезет” оказаться в пробке, то у такси будет гораздо
больше возможностей найти хороший обходной маршрут. Хотя поездка
на черных кэбах, символах Лондона, стоит безобразно дорого. За несколько
минут в такси мы отдали 7,5 фунта. А проехали, полагаем, менее километра.
Для велотранспорта также созданы все условия. Множество специализированных
дорожек, а там, где их нет, - уважительное отношение к велосипеду
как к равноправному участнику дорожного движения.
Подведем итог. В столице Великобритании собственное авто - на самом
деле роскошь, особенно, если вздумаешь ездить в нем на работу. При
этом очень хорошо работает общественный транспорт всех видов: кроме
того, созданы условия для передвижения по городу на велосипеде.
Таким образом местные власти смогли справиться с пробками и проблемой
загазованности.
Схема проста. И, думается, может быть внедрена и в Алматы, страдающем
от вечно серого неба и привычного запаха двуокиси углерода в воздухе.
Если местные власти превратят автомобиль в роскошь, а автобус и
метро - в лучших друзей горожанина, экологическая проблема будет
решена. Однако хотелось бы, чтобы в нашем городе в отличие от Лондона
общественный транспорт был не только удобным, но и недорогим.
(“НП” благодарит за организацию поездки компанию Kazakhmys
Plc)
Алматы - Лондон - Алматы
|