8 июня 2007 №22 (470)
    Исследования

Амина Джалилова
Дышать - это недешево

Волшебный город Лондон. Население столицы Великобритании и примыкающих пригородных районов - 11 миллионов человек. Город древний, а потому улочки узенькие, в основном по две полосы в одном направлении. При этом наблюдается шокирующее отсутствие пробок, да еще и чистое небо. Атмосфера уютного европейского провинциального городка. Так спокойно, что трудно вообразить: это и есть тот самый Лондон, финансовая столица мира, город, где на протяжении столетий решают судьбы мира

Казалось, мегаполис - это город, состоящий из множества “мега”. Как Москва, например. И ритм жизни там мега, и новостройки небо подпирают, и толпа мегавозбужденная, и проспекты широченные. Но в Лондоне все иначе. На улицах очень много народу, вечером в пабе не найти свободного места (не то что за столиком, но даже за барной стойкой), все спешат, все бегут. Но нет в этой спешке ни агрессии, ни паники. Даже в метро как-то спокойно. И улочки такие уютные, такие узенькие. Как умудряются в эти невероятные повороты вписаться двухэтажные автобусы, непонятно. И самое главное - очень мало пробок. Как? Почему? Что сделали местные власти, чтобы добиться отсутствия пробок и смога? Быть может, опыт Лондона пригодится Алматы?
Во-первых, кататься по городу за рулем - роскошь. Проезд в центр на собственном автомобиле стоит 5 фунтов (около 10 долларов). Для туриста, быть может, деньги и небольшие. Но за месяц эта сумма составит более 200 долларов. Кроме того, в центре очень дорогая парковка. Так что многие жители финансовой столицы мира придерживаются принципа: “Моя вторая машина - это автобус”.
Следует отметить, что правило не распространяется на тех людей, которые живут в центре. Однако там квартиры стоят миллионы, так что очень немногие могут позволить себе такую блажь - поселиться недалеко от Вестминстерского аббатства или Букингемского дворца.
Как нам рассказали местные жители, в метро нередко можно встретить даже серьезных менеджеров с немаленькой зарплатой.
Возможно, именно этих менеджеров мы и видели на улицах города и в парках по утрам. Пробегает мимо, к примеру, женщина в очках, пиджаке, строгой юбке и в кроссовках. Или же серьезный господин в туфлях и в костюме, но с рюкзаком и на велосипеде. А что делать? Не каждый ведь офис напротив станции метро находится. Приходится пешочком добираться или же на двухколесном товарище.
Кстати, о метро. Это тоже недешевое удовольствие. Лондон вообще считается городом с самым дорогим транспортом в мире. Стоимость одной поездки - от 2 фунтов, если платить наличными. Впрочем, существуют удобные проездные, позволяющие сэкономить. И все же 20 фунтов в неделю на транспорт - это норма даже при наличии проездного билета.
Метро является основным видом транспорта. Работает оно практически безукоризненно. Знаменитые двухэтажные автобусы также подходят к остановкам практически ежеминутно. На автобусе одна поездка стоит от полутора фунтов. Автобусы ходят по расписанию, так что спланировать свой маршрут достаточно просто.
Особый режим создан для такси. Во-первых, они в отличие от частного транспорта спокойно курсируют по центру. Во-вторых, им доступны специальные маршруты для общественного транспорта, а это означает, что если “повезет” оказаться в пробке, то у такси будет гораздо больше возможностей найти хороший обходной маршрут. Хотя поездка на черных кэбах, символах Лондона, стоит безобразно дорого. За несколько минут в такси мы отдали 7,5 фунта. А проехали, полагаем, менее километра.
Для велотранспорта также созданы все условия. Множество специализированных дорожек, а там, где их нет, - уважительное отношение к велосипеду как к равноправному участнику дорожного движения.
Подведем итог. В столице Великобритании собственное авто - на самом деле роскошь, особенно, если вздумаешь ездить в нем на работу. При этом очень хорошо работает общественный транспорт всех видов: кроме того, созданы условия для передвижения по городу на велосипеде. Таким образом местные власти смогли справиться с пробками и проблемой загазованности.
Схема проста. И, думается, может быть внедрена и в Алматы, страдающем от вечно серого неба и привычного запаха двуокиси углерода в воздухе. Если местные власти превратят автомобиль в роскошь, а автобус и метро - в лучших друзей горожанина, экологическая проблема будет решена. Однако хотелось бы, чтобы в нашем городе в отличие от Лондона общественный транспорт был не только удобным, но и недорогим.
(“НП” благодарит за организацию поездки компанию Kazakhmys Plc)

Алматы - Лондон - Алматы
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск