8 июня 2007 №22 (470)
     Культура

Ольга Шишанова
По принципу “сословной чести”

В Астане, в Национальной академической библиотеке РК, в рамках Международного конгресса чтения проходит этнографическая выставка из фондов Российской государственной библиотеки по искусству“Костюм народов России в графике XVIII - XIX вв.”

Российская государственная библиотека по искусству расположена в центре Москвы в старинном здании. В течение многих десятилетий здесь собирается и хранится литература по всем видам искусства - фонды библиотеки насчитывают свыше двух миллионов единиц. Это книги, альбомы, журналы, справочные издания на разных языках, иллюстративные и газетные материалы. Услугами библиотеки пользуются актеры, режиссеры, художники театра, работники издательств и телевидения. Обширный справочный материал позволяет находить ответы на самые сложные запросы читателей. Гордостью же библиотеки является коллекция гравюр русских и зарубежных художников XVIII века и литографий века XIX. Нынешняя экспозиция, развернувшаяся в Астане, призвана познакомить наших зрителей с богатыми материалами из московской библиотеки по этой теме.
Издавна на территории России проживало великое множество народов. И каждый из них имел не только свой собственный язык, но и свой костюм, который различался в зависимости от того, в какой части страны проживали представители этого народа.
Как известно, народный костюм - это целое произведение искусства, которое посредством формы, цвета и орнамента раскрывает тайны понимания народом законов красоты. Ведь одежда в своеобразной форме отражает историю народа, потому и вечен народный костюм. В наследство каждому народу от предыдущих поколений достается сделанное руками предков, созданное их талантом. А наследие каждого народа обширно, ведь оно накоплено веками, в него вложены труд и душа многих людей. Уходило и терялось многое - время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось и дошло сегодня до нас, раскрывает нам облик народа. Костюм к тому же помогает развивать и сохранять лучшие традиции национальной культуры, являясь историко-художественным документом, который не утрачивает своего значения и сегодня. Это неоценимый источник сведений для знакомства с каждым народом. Потому-то и материалы, что демонстрируются на этой выставке, представляют не только познавательный, но и большой художественный интерес. На них изображены костюмы многих народов России: Северного Кавказа, Поволжья, народов Крайнего Севера и Сибири, Средней Азии, Прибалтики и многих других регионов, выполненные самыми разными мастерами.
Имя Емельяна Корнеева (1782-1839) принадлежит к числу ведущих художников-графиков России конца XVIII - начала XIX века. Академик исторической живописи, он, как художник, сопровождал несколько экспедиций по изучению европейской части России, Сибири и Средней Азии, а позднее - Крыма и Кавказа. В нынешнюю экспозицию вошли 23 работы, созданные им во время этих путешествий. По своему характеру это бытовые сценки и типажно-костюмные зарисовки, но всегда поэтически окрашенные. Именно эта поэтичность и глубокое уважение к своим персонажам отличают творческую манеру художника. Альбом акварелей Корнеева был впервые опубликован в Париже в 1812 году.
Русский быт и обычаи других народов, населявших Россию, представлялись экзотичными для посещавших страну иностранных художников. И они старались зарисовать все, что поражало их воображение. Например, голландский живописец Корнелиус де Бруин (1652-1727) посещал Москву и различные места в России в 1701 году, а в 1711 году он издал в Амстердаме иллюстрированное описание своего путешествия, и сегодня три его работы можно увидеть в представленной экспозиции.
Жан-Батист ле Пренс (1734-1781) - французский художник и гравер, который прожил в России около пяти лет, с большим интересом относясь к русской жизни и русскому быту. Совершая поездки по Сибири и Прибалтике, живя в Москве и Санкт-Петербурге, он создавал многочисленные этюды и зарисовки из жизни простого народа. По возвращении в Париж художник написал картину “Русские крестины”, за которую в 1765 году был удостоен звания академика. Также в течение трех лет ле Пренс создал около 150 рисунков в технике офорта на русскую тематику: виды местностей, бытовые сценки, эскизы костюмов.
По своему жизненному правдоподобию представляют интерес и рисунки на темы русской жизни немецкого художника Христиана Готфрида Генриха Гейслера (1770-1844). Будучи известным путешественником, он оставил не только значительное число рисунков, на многих из которых изображены костюмы народов, населявших Россию, но также и любопытные жанровые сценки.
Кроме того, подробное представление об одежде народов России XVIII века дают гравюры этнографа, натуралиста и рисовальщика Иоганна Готлиба Георги (1729-1802), который путешествовал по России в 1770-1774 годах. Он был академиком Прусской и Петербургской академий наук и автором первого обобщающего труда о народах России, опубликованного в Санкт-Петербурге в 1776-1780 годах.
Огромную ценность представляет и альбом цветных хромолитографий “Народы России”, собранный и изданный Густавом Феодором Паули (1817-1867). Издание этого фолианта было приурочено к празднованию тысячелетия России, а на нынешней выставке из него оказалось представлено значительное количество листов.
Кроме того, в данную экспозицию включены литографии из “Русского художественного листка”, издававшегося с 1849 года в течение 11 лет в Санкт-Петербурге. Его издателем был Василий Федорович Тимм (1820-1895).
Таким образом, оказавшись в числе посетителей этой выставки, вы сможете не только полюбоваться красотой, богатством и разнообразием искусства костюма множества народов, населявших Россию в XVIII - XIX веках, но и узнать о некоторых особенностях их культуры и познакомиться с их бытом.

Астана
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск