8 июня 2007 №22 (470)
     Культура

Алия Адамбаева
В движении па

Солист Государственного академического театра оперы и балета Досжан Табылды вернулся победителем I Корейского международного балетного конкурса. Сегодня известный далеко за пределами нашей страны артист балета у нас в гостях делится своими впечатлениями с читателями “НП”

- В Корее меня знают после Сеульского международного конкурса танца в 2005 году, на котором я получил серебряную статуэтку и стал лауреатом этого конкурса. Прошло два года, и сегодня я - победитель I Международного конкурса в Корее, на котором получил звание лауреата.
Членами жюри этого престижного конкурса были люди с мировыми именами - Екатерина Максимова, Вадим Писарев, знаменитая Джулия Мун (в Корее у нее своя балетная труппа), были представители из Китая, Японии, самой корейской стороны. Одним из членов жюри была народная артистка Республики Казахстан Гульжан Туткибаева. Это вообще впервые в истории нашей страны, когда кто-то из казахстанской стороны сидит в жюри, во всяком случае, я ни разу не видел и не слышал. Всего оценивали конкурсантов порядка пятнадцати человек.
- Сколько участников состязались в конкурсе?
- Восемьдесят шесть человек, слетевшихся со всего мира.
- Первый блин обычно комом, поэтому что Вы можете сказать об этом совсем молодом конкурсе?
- Если говорить об организации, то корейская сторона всегда подходит к этому тщательно и с трепетом. Состав жюри впечатлил, поэтому сразу было понятно, что это очень серьезный, престижный и перспективный конкурс. Очень достойными были соперники, с хорошей техникой и подготовкой, поэтому само участие, я не говорю уже о победе в данном конкурсе, было особенно приятным моментом в моей жизни. У меня в прошлом году была травма ноги, из-за чего почти год нигде не участвовал, но стал первым после восстановления. Я очень рад и благодарен судьбе, что снова на коне. Сейчас у меня очень много идей, проектов, которые хочу реализовать в ближайшем будущем. Такая победа меня снова вдохновила на новые успехи.

Справка “НП”

Табылды Досжан родился в 1985 году. Самый молодой исполнитель роли Спартака в казахстанском балете и самый молодой ведущий солист Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Он также первый из казахстанцев, кому удалось завоевать призовое место за всю историю существования Московского международного конкурса артистов балета при Большом театре. За эти и многие другие заслуги стал лауреатом молодежной премии “Дарын” и обладателем независимой премии “Тарлан”.
За годы работы танцевал ведущие партии во всех балетных спектаклях театра, таких, как “Кармен-сюита”, “Бахчисарайский фонтан”, “Жизель”, “Сильфида”, “Лебединое озеро”, “Корсар”, “Дон Кихот”, “Вальпургиева ночь” из оперы “Фауст”, “Щелкунчик”. А также вошел в историю балета СНГ как самый молодой исполнитель главной роли балета “Спартак”,
Д. Табылды принимал активное участие в международных балетных конкурсах и спектаклях, стал обладателем следующих престижных наград и премий:
- 2002-2003 годы - г. Казань (Татарстан, РФ), приглашенный артист балета фестиваля имени Рудольфа Нуриева;
- 2004 год - г. Пермь (Россия), дипломант в номинации “Артист балета”, специальный приз “Самый талантливый танцовщик конкурса”, “Приз зрительских симпатий”, “Приз за сценическое мастерство”;
- 2004 год - г. Астана (Казахстан), лауреат, первая премия “Шабыт”;
- 2005 год - г. Хельсинки (Финляндия), лауреат конкурса;
- 2005 год - г. Сеул (Южная Корея), лауреат второй премии, серебряная медаль;
- 2005 год - г. Москва (Россия), лауреат второй премии в номинации “Артист балета”, серебряная медаль, высшая премия “Приз зрительских симпатий”. С 1969 года, за тридцать шесть лет с момента основания этого серьезного балетного первенства, ни один казахстанец не удостаивался такой высокой награды;
- 2005 - 2006 годы по настоящее время - Южная Корея, приглашенный артист балета, ведущий солист сеульской балетной труппы и университета искусств Суджиун.

- Какую программу Вы представляли и сколько было туров?
- Я специально подобрал программу, в которой объединил классику, делая акцент на испанский образ, где-то восточный, где-то греческий. Мне хотелось показать, что могу танцевать и первое, и второе, и третье. Я - многоплановый танцовщик.
Всего было три тура.
Первый тур проходит на чистоту и академизм. Второй тур - индивидуальность и музыкальность танцовщика.
Во втором туре я представлял новый номер, постановщиком которого была Гульнара Адамова. Номер замечательный, его восприняли на ура. Если говорить вообще о модерне, то если раньше была такая ситуация, когда с нашей стороны ездили танцовщики и получали в этом направлении минусы, то в этот раз ситуация кардинально изменилась. Мы не только можем состязаться - Казахстан на голову выше остальных по модерну. Для третьего тура я подобрал более сложные технические вещи, одной из них стала вариация из балета “Пламя Парижа”, где я использовал очень мощные виртуозные па. Моя стратегия имела успех, и я стал победителем.
- Сейчас Вы узнаваемы, в Корее у Вас брали автографы и фото на память. Может, стоит вовремя остановиться?
- Человек должен постоянно развиваться. Остановиться - значит расслабиться и потерять все, что с таким трудом завоевал. Такая перспектива не для меня. Артист без гастролей - не артист. Если нет обмена опытом, нового творческого потенциала, роста, движения вперед - наступает ступор. Я очень благодарен всему педагогическому составу нашего хореографического училища и театра за то, что привили мне любовь к этому высокому виду танцевального искусства. Я стараюсь вбирать в себя все самое хорошее, на замечания реагирую абсолютно положительно, наоборот, порой даже не хватает критики. И мои учителя даже устают от моей настырности и говорят: ну все уже прекрасно. А я прошу: ну еще что-нибудь подскажите, где что нужно доработать.
- Не обижайтесь на мой вопрос, но не было ли одной из причин Вашей победы присутствие казахстанского представителя в членах жюри?
- Ни в коем случае. Я сам знаю, насколько высок мой профессиональный уровень на сегодняшний день, я видел своих соперников, а все, как известно, познается в сравнении. Тем более там было не два и не три члена жюри, а порядка пятнадцати.
Гульжан Туткибаева - настоящий профессионал своего дела, я не думаю, что она хорошо оценила бы плохое.
- Это слухи или Вы и вправду едете на мастер-класс в Большой театр?
- Это не слухи. Я буду заниматься с солистами Большого театра, это очень хорошо для меня и моего будущего, потому что я могу поднять свой уровень артиста балета, работая с профессионалами мировой сцены. Это звездный состав. Я думаю, что воспользуюсь этим шансом.
- Тогда, значит, правда и то, что за четыре дня до Корейского конкурса Вы вернулись из турне по Европе?
- В марте меня пригласили ведущим солистом во французскую компанию “Данс компани”. База у них - в Париже. В состав делегации входили солисты из Гран-опера, из аргентинского балета, лучшие танцоры из Италии, модерновые танцовщики из Испании, артисты с мировыми именами из Украины. Работать с профессионалами было очень приятно. Невольно набираешься мастерства, когда видишь, как они готовятся к спектаклю, как танцуют, как меняются в танце, ведут себя в жизни, как подбирают костюмы, разговаривают. Для меня эта поездка - кладезь опыта. Поездка длилась два месяца (апрель - май). В общей сложности мы дали концерты в 20 городах Германии, Австрии и Голландии.
- Кто спонсировал Вашу поездку? Государство поддержало?
- У меня есть очень много известных и влиятельных друзей и партнеров на родине и за ее пределами, которые так же преданы балетному искусству, как и я. И поэтому, когда речь идет о международном конкурсе или вообще о чести казахстанского балета на международном уровне, я всегда нахожу у них большое понимание и поддержку. За что я им премного благодарен.
Мой случай: хочешь жить - умей вертеться.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск