| |
Алия Адамбаева
В движении па
Солист Государственного академического театра оперы
и балета Досжан Табылды вернулся победителем I Корейского международного
балетного конкурса. Сегодня известный далеко за пределами нашей
страны артист балета у нас в гостях делится своими впечатлениями
с читателями “НП”
-
В Корее меня знают после Сеульского международного конкурса танца
в 2005 году, на котором я получил серебряную статуэтку и стал
лауреатом этого конкурса. Прошло два года, и сегодня я - победитель
I Международного конкурса в Корее, на котором получил звание лауреата.
Членами жюри этого престижного конкурса были люди с мировыми именами
- Екатерина Максимова, Вадим Писарев, знаменитая Джулия Мун (в
Корее у нее своя балетная труппа), были представители из Китая,
Японии, самой корейской стороны. Одним из членов жюри была народная
артистка Республики Казахстан Гульжан Туткибаева. Это вообще впервые
в истории нашей страны, когда кто-то из казахстанской стороны
сидит в жюри, во всяком случае, я ни разу не видел и не слышал.
Всего оценивали конкурсантов порядка пятнадцати человек.
- Сколько участников состязались в конкурсе?
- Восемьдесят шесть человек, слетевшихся со всего мира.
- Первый блин обычно комом, поэтому что Вы можете сказать об
этом совсем молодом конкурсе?
- Если говорить об организации, то корейская сторона всегда подходит
к этому тщательно и с трепетом. Состав жюри впечатлил, поэтому
сразу было понятно, что это очень серьезный, престижный и перспективный
конкурс. Очень достойными были соперники, с хорошей техникой и
подготовкой, поэтому само участие, я не говорю уже о победе в
данном конкурсе, было особенно приятным моментом в моей жизни.
У меня в прошлом году была травма ноги, из-за чего почти год нигде
не участвовал, но стал первым после восстановления. Я очень рад
и благодарен судьбе, что снова на коне. Сейчас у меня очень много
идей, проектов, которые хочу реализовать в ближайшем будущем.
Такая победа меня снова вдохновила на новые успехи.
| Справка “НП” |
|
Табылды Досжан родился в 1985 году. Самый молодой
исполнитель роли Спартака в казахстанском балете и самый
молодой ведущий солист Государственного академического театра
оперы и балета имени Абая. Он также первый из казахстанцев,
кому удалось завоевать призовое место за всю историю существования
Московского международного конкурса артистов балета при
Большом театре. За эти и многие другие заслуги стал лауреатом
молодежной премии “Дарын” и обладателем независимой премии
“Тарлан”.
За годы работы танцевал ведущие партии во всех балетных
спектаклях театра, таких, как “Кармен-сюита”, “Бахчисарайский
фонтан”, “Жизель”, “Сильфида”, “Лебединое озеро”, “Корсар”,
“Дон Кихот”, “Вальпургиева ночь” из оперы “Фауст”, “Щелкунчик”.
А также вошел в историю балета СНГ как самый молодой исполнитель
главной роли балета “Спартак”,
Д. Табылды принимал активное участие в международных балетных
конкурсах и спектаклях, стал обладателем следующих престижных
наград и премий:
- 2002-2003 годы - г. Казань (Татарстан, РФ), приглашенный
артист балета фестиваля имени Рудольфа Нуриева;
- 2004 год - г. Пермь (Россия), дипломант в номинации “Артист
балета”, специальный приз “Самый талантливый танцовщик конкурса”,
“Приз зрительских симпатий”, “Приз за сценическое мастерство”;
- 2004 год - г. Астана (Казахстан), лауреат, первая премия
“Шабыт”;
- 2005 год - г. Хельсинки (Финляндия), лауреат конкурса;
- 2005 год - г. Сеул (Южная Корея), лауреат второй премии,
серебряная медаль;
- 2005 год - г. Москва (Россия), лауреат второй премии в
номинации “Артист балета”, серебряная медаль, высшая премия
“Приз зрительских симпатий”. С 1969 года, за тридцать шесть
лет с момента основания этого серьезного балетного первенства,
ни один казахстанец не удостаивался такой высокой награды;
- 2005 - 2006 годы по настоящее время - Южная Корея, приглашенный
артист балета, ведущий солист сеульской балетной труппы
и университета искусств Суджиун.
|
- Какую программу Вы представляли и сколько было
туров?
- Я специально подобрал программу, в которой объединил классику,
делая акцент на испанский образ, где-то восточный, где-то греческий.
Мне хотелось показать, что могу танцевать и первое, и второе,
и третье. Я - многоплановый танцовщик.
Всего было три тура.
Первый тур проходит на чистоту и академизм. Второй тур - индивидуальность
и музыкальность танцовщика.
Во втором туре я представлял новый номер, постановщиком которого
была Гульнара Адамова. Номер замечательный, его восприняли на
ура. Если говорить вообще о модерне, то если раньше была такая
ситуация, когда с нашей стороны ездили танцовщики и получали в
этом направлении минусы, то в этот раз ситуация кардинально изменилась.
Мы не только можем состязаться - Казахстан на голову выше остальных
по модерну. Для третьего тура я подобрал более сложные технические
вещи, одной из них стала вариация из балета “Пламя Парижа”, где
я использовал очень мощные виртуозные па. Моя стратегия имела
успех, и я стал победителем.
- Сейчас Вы узнаваемы, в Корее у Вас брали автографы и фото
на память. Может, стоит вовремя остановиться?
- Человек должен постоянно развиваться. Остановиться - значит
расслабиться и потерять все, что с таким трудом завоевал. Такая
перспектива не для меня. Артист без гастролей - не артист. Если
нет обмена опытом, нового творческого потенциала, роста, движения
вперед - наступает ступор. Я очень благодарен всему педагогическому
составу нашего хореографического училища и театра за то, что привили
мне любовь к этому высокому виду танцевального искусства. Я стараюсь
вбирать в себя все самое хорошее, на замечания реагирую абсолютно
положительно, наоборот, порой даже не хватает критики. И мои учителя
даже устают от моей настырности и говорят: ну все уже прекрасно.
А я прошу: ну еще что-нибудь подскажите, где что нужно доработать.
- Не обижайтесь на мой вопрос, но не было ли одной из причин
Вашей победы присутствие казахстанского представителя в членах
жюри?
- Ни в коем случае. Я сам знаю, насколько высок мой профессиональный
уровень на сегодняшний день, я видел своих соперников, а все,
как известно, познается в сравнении. Тем более там было не два
и не три члена жюри, а порядка пятнадцати.
Гульжан Туткибаева - настоящий профессионал своего дела, я не
думаю, что она хорошо оценила бы плохое.
- Это слухи или Вы и вправду едете на мастер-класс в Большой
театр?
- Это не слухи. Я буду заниматься с солистами Большого театра,
это очень хорошо для меня и моего будущего, потому что я могу
поднять свой уровень артиста балета, работая с профессионалами
мировой сцены. Это звездный состав. Я думаю, что воспользуюсь
этим шансом.
- Тогда, значит, правда и то, что за четыре дня до Корейского
конкурса Вы вернулись из турне по Европе?
- В марте меня пригласили ведущим солистом во французскую компанию
“Данс компани”. База у них - в Париже. В состав делегации входили
солисты из Гран-опера, из аргентинского балета, лучшие танцоры
из Италии, модерновые танцовщики из Испании, артисты с мировыми
именами из Украины. Работать с профессионалами было очень приятно.
Невольно набираешься мастерства, когда видишь, как они готовятся
к спектаклю, как танцуют, как меняются в танце, ведут себя в жизни,
как подбирают костюмы, разговаривают. Для меня эта поездка - кладезь
опыта. Поездка длилась два месяца (апрель - май). В общей сложности
мы дали концерты в 20 городах Германии, Австрии и Голландии.
- Кто спонсировал Вашу поездку? Государство поддержало?
- У меня есть очень много известных и влиятельных друзей и партнеров
на родине и за ее пределами, которые так же преданы балетному
искусству, как и я. И поэтому, когда речь идет о международном
конкурсе или вообще о чести казахстанского балета на международном
уровне, я всегда нахожу у них большое понимание и поддержку. За
что я им премного благодарен.
Мой случай: хочешь жить - умей вертеться.
|
| |