1 июня 2007 №21 (469)
     Тема

Ирина Гайкалова
Право на детство
Сегодня - Международный день защиты детей

От чего мы должны сегодня защитить наших детей? Пожалуй, каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Скажем в целом: от насилия, несправедливости, жестокости. Как показывает жизнь, не так просто быть настоящими защитниками детства.
Как следует из данных ЮНИСЕФ, каждый десятый ребенок в мире становится жертвой агрессии взрослых, дети участвуют в вооруженных конфликтах, подвергаются испытаниям голодом, заражаются ВИЧ, вовлекаются в преступные сообщества, становятся наркоманами, жертвами трафика людей. Перечень страшных рисков можно еще продолжать, и он не делает чести взрослому сообществу планеты.
Как обстоят дела в нашей стране, присоединившейся к Конвенции ООН о защите прав детей?

Государственный
интерес

В Казахстане с 2006 года существует специальный уполномоченный орган, который занимается вопросами детства - Комитет по охране прав детей при Министерстве образования и науки РК. Ежегодно комитет будет представлять главе государства аналитический отчет о положении детей в республике. В настоящее время представители комитета, а также общественных организаций представляют в штаб-квартире ООН в Женеве доклад по исполнению требований Конвенции о защите прав детей. Бахыт Алибаева, начальник экспертно-аналитического отдела Комитета по охране прав детей, считает, что тенденции в решении проблем детства в Казахстане положительные.
- В целом, в докладе, который представлен в этом году в Женеве, можно отметить много положительных моментов. И самый главный - увеличение финансирования в сравнении с прошлыми годами.
В 2006 году доля расходов в общем объеме государственного бюджета составляла 41,34 процента.
Некоторые вопросы вообще сняты с повестки дня. К примеру, в Конвенции есть такая статья: обеспечение права на бесплатное начальное образование. У нас же, согласно Конституции Республики Казахстан и Закону РК “Об образовании”, все дети имеют право на бесплатное среднее общее образование независимо от пола, расы и социального положения.
Охват детей дошкольным образованием составляет 23,2 процента детей в возрасте от 1 года до 6 лет, предшкольной подготовкой пяти-, шестилетних детей - 72 процента.
Учитывая опыт многих стран Европы, в Казахстане также стали развиваться альтернативные формы семейного воспитания.
В результате под опеку и попечительство казахстанских граждан переданы около 30 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, 2 тысячи - в патронатные семьи.
Реализуется, на мой взгляд, и право детей на отдых и оздоровление. Так, по данным статистики, в прошлом году летним отдыхом, оздоровлением и занятостью было охвачено около 96 процентов детей. Приоритет дается детям из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот. Более того, каждый детский дом республики имеет свой загородный оздоровительный детский лагерь. Далее: с 2002 года действует круглогодичный учебно-оздоровительный центр “Балдаурен”, который создан по инициативе главы государства, где ежегодно отдыхают свыше 4 тысяч детей. Этот центр сами дети с любовью называют казахстанским Артеком. Это тоже достижение.
Что сейчас сильно волнует - предупреждение социального сиротства.
В Казахстане свыше 18 тысяч детей воспитываются в государственных учреждениях и из них только 3 тысячи - круглые сироты, оставшиеся без родителей, остальные 15 тысяч - социальные сироты. Это дети, чьи родители являются алкоголиками или находятся в местах заключения и так далее. В республике делается очень много, чтобы этих детей обустроить.
- Имеют ли наши дети возможность обратиться по “горячим линиям” с вопросами нарушения их прав?
- В Казахстане действует республиканская детская общественная приемная на базе Дворца школьников города Астаны. В 2005 году аналогичные приемные были открыты при областных департаментах образования почти во всех регионах. На вопросы детей отвечают психологи, социологи, педагоги, юристы.
В основном вопросы касаются школьных взаимоотношений: с учителем (к примеру, поставлена несправедливая оценка), межличностные отношения.
- А знают ли казахстанские дети о своих правах?
- Я могу сказать, что в школах изучается Конвенция о правах ребенка, дается разъяснение статей. Мы уже дважды проводили социологическое исследование на тему “А знаешь ли ты свои права?”. И дети показывают довольно хорошую осведомленность по этой теме.

Отрицательный
индикатор
Общественные организации, занимающиеся проблемами детства, настроены не так оптимистично. Светлана Галиева, директор Молодежного информационного форума “Кольцо Евразии”, считает, что в республике делается достаточно много для детей, однако часто происходит это декларативно - для “галочки”.
“В советское время, к примеру, дети были объявлены привилегированным классом. И это действительно было так! Вспомните: был налажен детский отдых - родители платили совсем небольшую посильную плату или за них это делали профсоюзы, детская одежда и обувь стоили копейки. А что сейчас мы имеем? Нашим детям нужны детские лагеря, витамины, хорошее питание. Давайте зададимся вопросом: а все ли родители могут позволить себе все это? Боюсь, что нет”.
Светлана Галиева полагает, что существуют своеобразные индикаторы общественного отношения к детям. К примеру, рост числа детей, попадающих в детские дома.
“Цифры растут и не снижаются, детские дома переполнены. Это говорит о том, что наше общество все еще не относится к детям должным образом, все еще не любит их так, как должно любить, не расставляет приоритеты в своем сознании и ментальности”.
В Конвенции о правах ребенка, принятой 20.11.1989 года Генеральной ассамблеей ООН и подписанной в Нью-Йорке президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым, говорится, что каждый ребенок с момента своего рождения имеет право знать своих родителей и право на их заботу.
Однако приходится констатировать: родители не ощущают своей ответственности за воспитание детей, за их безопасность. А ведь наше общество достаточно криминализировано, за детьми нужно следить, бояться за них.
“Я была в 1996 году в Китае, - рассказывает С.Галиева, - и поразилась картине, которую увидела из окна гостиницы. Китайские дети шли стройными рядами в школу. И каждого ребенка (!) сопровождал кто-то из родителей! Представьте себе, как высока мера ответственности, любви к детям в этой стране. А у нас взрослые позволяют себе вытолкнуть ребенка из автобуса, не взять его с остановки в общественный транспорт - я сама была этому не раз свидетелем”.
Как изменить общественное отношение к детям, поднять престиж детства на уровень государственного внимания? Один из шагов уже будет сделан в ближайшее время. Комитет по охране прав детей, Молодежный информационный форум “Кольцо Евразии” объявляют о создании I открытой Национальной премии “Друг детства”. Каждый год премией будут награждаться люди, создавшие нечто самое лучшее для детей: лучший спектакль, лучшую песню, лучший материал в СМИ и так далее. В России подобная премия носит название “Золотое сердце”.
Большое значение в решении вопросов детства играют средства массовой информации.
Светлана Галиева считает, что именно СМИ надлежит активизировать действия по созданию общественного мнения по защите прав детей.

Предвзятое
отношение

Специалисты обращают внимание и на проблемы детей с девиантным поведением. В этой связи отмечается несовершенство нормативно-правовой базы, защищающей интересы детей с девиантным поведением. В августе 2002 года принят Закон РК “О правах ребенка в Республике Казахстан”, также наше государство следует Конвенции о правах ребенка. Раиса Колокина, специалист Национального центра проблем формирования здорового образа жизни, отмечает, что закон не ограждает детей и подростков с девиантным поведением от предвзятости и непонимания общества. “Не защищены их права на образование. В связи с этим необходимы решающие безотлагательные шаги многих министерств и ведомств, позволяющие эффективно воздействовать на сложившуюся ситуацию”.
Существуют проблемы и с правами детей-инвалидов. Как отмечают авторы исследования “Инвалид. Общество. Право” Айбек Думбаев и Татьяна Попова, к примеру, в связи с отсутствием интегрированных воспитательных учреждений и учебных заведений для детей-инвалидов они вынуждены воспитываться в специальных дошкольных учреждениях и обучаться в школах интернатного типа.
“В Казахстане в данное время не имеется института интегрированного обучения, поэтому те дети-инвалиды, которые по своим показаниям могли бы обучаться в обычных условиях, не могут реализовать эту возможность”. Называются и другие дополнительные преграды - физические, неприспособленность инфраструктуры учреждения, отсутствие кадров и так далее.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск