1
июня 2007 №21 (469)
Ирина Гайкалова
Право на детство
Сегодня - Международный день защиты детей
От чего мы должны сегодня защитить наших детей? Пожалуй,
каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Скажем в целом: от насилия,
несправедливости, жестокости. Как показывает жизнь, не так просто
быть настоящими защитниками детства.
Как следует из данных ЮНИСЕФ, каждый десятый ребенок в мире становится
жертвой агрессии взрослых, дети участвуют в вооруженных конфликтах,
подвергаются испытаниям голодом, заражаются ВИЧ, вовлекаются в преступные
сообщества, становятся наркоманами, жертвами трафика людей. Перечень
страшных рисков можно еще продолжать, и он не делает чести взрослому
сообществу планеты.
Как обстоят дела в нашей стране, присоединившейся к Конвенции ООН
о защите прав детей?
Государственный
интерес
В Казахстане
с 2006 года существует специальный уполномоченный орган, который
занимается вопросами детства - Комитет по охране прав детей при
Министерстве образования и науки РК. Ежегодно комитет будет представлять
главе государства аналитический отчет о положении детей в республике.
В настоящее время представители комитета, а также общественных организаций
представляют в штаб-квартире ООН в Женеве доклад по исполнению требований
Конвенции о защите прав детей. Бахыт Алибаева, начальник
экспертно-аналитического отдела Комитета по охране прав детей, считает,
что тенденции в решении проблем детства в Казахстане положительные.
- В целом, в докладе, который представлен в этом году в Женеве,
можно отметить много положительных моментов. И самый главный - увеличение
финансирования в сравнении с прошлыми годами.
В 2006 году доля расходов в общем объеме государственного бюджета
составляла 41,34 процента.
Некоторые вопросы вообще сняты с повестки дня. К примеру, в Конвенции
есть такая статья: обеспечение права на бесплатное начальное образование.
У нас же, согласно Конституции Республики Казахстан и Закону РК
“Об образовании”, все дети имеют право на бесплатное среднее общее
образование независимо от пола, расы и социального положения.
Охват детей дошкольным образованием составляет 23,2 процента детей
в возрасте от 1 года до 6 лет, предшкольной подготовкой пяти-, шестилетних
детей - 72 процента.
Учитывая опыт многих стран Европы, в Казахстане также стали развиваться
альтернативные формы семейного воспитания.
В результате под опеку и попечительство казахстанских граждан переданы
около 30 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, 2 тысячи
- в патронатные семьи.
Реализуется, на мой взгляд, и право детей на отдых и оздоровление.
Так, по данным статистики, в прошлом году летним отдыхом, оздоровлением
и занятостью было охвачено около 96 процентов детей. Приоритет дается
детям из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот. Более
того, каждый детский дом республики имеет свой загородный оздоровительный
детский лагерь. Далее: с 2002 года действует круглогодичный учебно-оздоровительный
центр “Балдаурен”, который создан по инициативе главы государства,
где ежегодно отдыхают свыше 4 тысяч детей. Этот центр сами дети
с любовью называют казахстанским Артеком. Это тоже достижение.
Что сейчас сильно волнует - предупреждение социального сиротства.
В Казахстане свыше 18 тысяч детей воспитываются в государственных
учреждениях и из них только 3 тысячи - круглые сироты, оставшиеся
без родителей, остальные 15 тысяч - социальные сироты. Это дети,
чьи родители являются алкоголиками или находятся в местах заключения
и так далее. В республике делается очень много, чтобы этих детей
обустроить.
- Имеют ли наши дети возможность обратиться по “горячим линиям”
с вопросами нарушения их прав?
- В Казахстане действует республиканская детская общественная приемная
на базе Дворца школьников города Астаны. В 2005 году аналогичные
приемные были открыты при областных департаментах образования почти
во всех регионах. На вопросы детей отвечают психологи, социологи,
педагоги, юристы.
В основном вопросы касаются школьных взаимоотношений: с учителем
(к примеру, поставлена несправедливая оценка), межличностные отношения.
- А знают ли казахстанские дети о своих правах?
- Я могу сказать, что в школах изучается Конвенция о правах ребенка,
дается разъяснение статей. Мы уже дважды проводили социологическое
исследование на тему “А знаешь ли ты свои права?”. И дети показывают
довольно хорошую осведомленность по этой теме.
Отрицательный
индикатор
Общественные организации, занимающиеся проблемами детства, настроены
не так оптимистично. Светлана Галиева, директор Молодежного
информационного форума “Кольцо Евразии”, считает, что в республике
делается достаточно много для детей, однако часто происходит это
декларативно - для “галочки”.
“В советское время, к примеру, дети были объявлены привилегированным
классом. И это действительно было так! Вспомните: был налажен детский
отдых - родители платили совсем небольшую посильную плату или за
них это делали профсоюзы, детская одежда и обувь стоили копейки.
А что сейчас мы имеем? Нашим детям нужны детские лагеря, витамины,
хорошее питание. Давайте зададимся вопросом: а все ли родители могут
позволить себе все это? Боюсь, что нет”.
Светлана Галиева полагает, что существуют своеобразные индикаторы
общественного отношения к детям. К примеру, рост числа детей, попадающих
в детские дома.
“Цифры растут и не снижаются, детские дома переполнены. Это говорит
о том, что наше общество все еще не относится к детям должным образом,
все еще не любит их так, как должно любить, не расставляет приоритеты
в своем сознании и ментальности”.
В Конвенции о правах ребенка, принятой 20.11.1989 года Генеральной
ассамблеей ООН и подписанной в Нью-Йорке президентом Казахстана
Н.А.Назарбаевым, говорится, что каждый ребенок с момента своего
рождения имеет право знать своих родителей и право на их заботу.
Однако приходится констатировать: родители не ощущают своей ответственности
за воспитание детей, за их безопасность. А ведь наше общество достаточно
криминализировано, за детьми нужно следить, бояться за них.
“Я была в 1996 году в Китае, - рассказывает С.Галиева, - и поразилась
картине, которую увидела из окна гостиницы. Китайские дети шли стройными
рядами в школу. И каждого ребенка (!) сопровождал кто-то из родителей!
Представьте себе, как высока мера ответственности, любви к детям
в этой стране. А у нас взрослые позволяют себе вытолкнуть ребенка
из автобуса, не взять его с остановки в общественный транспорт -
я сама была этому не раз свидетелем”.
Как изменить общественное отношение к детям, поднять престиж детства
на уровень государственного внимания? Один из шагов уже будет сделан
в ближайшее время. Комитет по охране прав детей, Молодежный информационный
форум “Кольцо Евразии” объявляют о создании I открытой Национальной
премии “Друг детства”. Каждый год премией будут награждаться люди,
создавшие нечто самое лучшее для детей: лучший спектакль, лучшую
песню, лучший материал в СМИ и так далее. В России подобная премия
носит название “Золотое сердце”.
Большое значение в решении вопросов детства играют средства массовой
информации.
Светлана Галиева считает, что именно СМИ надлежит активизировать
действия по созданию общественного мнения по защите прав детей.
Предвзятое
отношение
Специалисты обращают внимание и на проблемы детей с девиантным поведением.
В этой связи отмечается несовершенство нормативно-правовой базы,
защищающей интересы детей с девиантным поведением. В августе 2002
года принят Закон РК “О правах ребенка в Республике Казахстан”,
также наше государство следует Конвенции о правах ребенка. Раиса
Колокина, специалист Национального центра проблем формирования здорового
образа жизни, отмечает, что закон не ограждает детей и подростков
с девиантным поведением от предвзятости и непонимания общества.
“Не защищены их права на образование. В связи с этим необходимы
решающие безотлагательные шаги многих министерств и ведомств, позволяющие
эффективно воздействовать на сложившуюся ситуацию”.
Существуют проблемы и с правами детей-инвалидов. Как отмечают авторы
исследования “Инвалид. Общество. Право” Айбек Думбаев и Татьяна
Попова, к примеру, в связи с отсутствием интегрированных воспитательных
учреждений и учебных заведений для детей-инвалидов они вынуждены
воспитываться в специальных дошкольных учреждениях и обучаться в
школах интернатного типа.
“В Казахстане в данное время не имеется института интегрированного
обучения, поэтому те дети-инвалиды, которые по своим показаниям
могли бы обучаться в обычных условиях, не могут реализовать эту
возможность”. Называются и другие дополнительные преграды - физические,
неприспособленность инфраструктуры учреждения, отсутствие кадров
и так далее.
|