Алла Иванилова, Амина Джалилова
Исключительный случай
Казалось бы, какое событие может стать для Казахстана более
важным, чем поправки в Конституцию и громкий конфликт между представителями
элиты? Есть такое событие, и оно касается кровных интересов тысяч
казахстанцев, особенно жителей Алматы и Астаны. Речь идет о новом
заключении Конституционного Совета по поводу изъятия недвижимости
для государственных нужд
Итак, спекуляции местных властей обеих столиц по поводу государственных
нужд и надобностей, казалось бы, остались в прошлом. Изъятие
собственности граждан через суд возможно только в действительно
исключительных случаях. И только закон, а не подзаконные акты,
не постановления правительства или акиматов определяет, какими могут
быть эти самые случаи. Предполагается, что исключительные случаи
будут перечислены в рассматриваемых сейчас поправках в Земельный
кодекс. Однако коммерческие интересы застройщиков или реализация
Генерального плана города не могут быть признаны исключительными
случаями.
“Принудительное изъятие земель для государственных нужд” - тема,
наиболее обсуждаемая сегодня в обществе. Об этом говорят как старушки
на лавочках, так и депутаты с трибун. Именно последние еще в апреле
обратились в Конституционный Совет. Заставила их это сделать законодательная
нужда. Дело в том, что сейчас в стенах парламента рассматриваются
поправки в Земельный кодекс.
|
Отныне застройщики в союзе с местными властями уже
не смогут выкупить дома, землю или квартиры через суд, если
речь идет о коммерческом проекте, теперь возможны только рыночные
переговоры. Однако до окончательного решения этого спорного
вопроса не хватает пока законодательных поправок, принятых
парламентом. В них будут перечислены все случаи, достойные
называться исключительными.
Надеемся, что парламент успеет рассмотреть и принять столь
долго ожидаемые поправки в нынешнем составе.
Заключение Конституционного Совета означает не только банальное:
справедливость и здравый смысл восторжествовали. Оно также
означает, что имеет смысл бороться и доказывать свою правоту
даже в тех случаях, когда доводы противника убедительны и
за ним стоит вся государственная машина. Это означает, что
СМИ и общественность могут убедить власти принять меры, что
мощное лобби не способно долго противостоять законности и
здравому смыслу. Со всем этим мы и можем поздравить казахстанцев.
И нам приятно, что наша газета принимала активное участие
в борьбе против незаконного изъятия и призывала власти прекратить
играть в недопонимание закона.
Вот он, тот исключительный случай, когда здравый смысл и законность
в результате долгой и сложной борьбы восторжествовали.
|
В данном нормативно-правовом акте решили собрать все “исключительные”
основания для изъятия земельных участков для государственных надобностей.
Но прежде депутаты хотели заручиться поддержкой КС и узнать, какие
все же случаи, исходя из конституционных норм, следует считать исключительными.
Сами же мажилисмены к таковым относят лишь снос аварийного и ветхого
жилья, грозящего обвалом. Все остальные основания, включая нужды
обороны и обнаружение полезных ископаемых, как считают народные
избранники, следует исключить.
Рассматривая понятие “исключительный”, вице-министр юстиции Серик
Нугманов заметил, что действующее законодательство не раскрывает
его сути. А это, в свою очередь, создает определенные трудности
в правоприменительной практике. Ссылаясь на словарь Ожегова, Минюст
в своем заключении не видит никаких препятствий в том, чтобы прописать
в Земельном кодексе предлагаемый перечень исключительных случаев
принудительного отчуждения земельных участков для государственных
нужд. Согласно ведомство и с тем, что Генеральный план должен являться
основанием для изъятия.
Генпрокуратура же исходила из толкования, данного в словаре Ушакова.
И тоже пришла к выводу, что не стоит исключать из проекта предлагаемый
перечень. Однако надзорный орган считает, что правительству и парламенту
следует существенно дополнить документ, предусмотрев в нем более
широкие гарантии соблюдения конституционных прав.
Это получение равной жилой площади в новом жилом комплексе, земельного
участка на территории того же населенного пункта, возможно, даже
с увеличенной площадью, демонтаж существующего строения, перенос
и возведение его на новом месте с возмещением всех расходов на это.
Также строительство предполагаемого Генеральным планом объекта можно
доверить и самому собственнику, если тот в состоянии построить его.
Если же нет, то предусмотреть его равное долевое участие, в том
числе с участием третьих лиц.
Что же касается генеральных планов как исключительных случаев для
изъятия земельных участков то здесь, как заявил начальник департамента
по надзору за законностью деятельности государственных органов Андрей
Кравченко: “Для прокуроров было бы очень хорошо и правильно для
защиты интересов граждан, чтобы в Земельном кодексе это основание
отсутствовало. Но здесь есть одно “но” ...Это будет фактически тупик”.
Собственник превратится в “священную корову”. В таком случае, по
мнению прокуратуры, можно забыть о развитии городов и населенных
пунктов. (Хотелось бы уточнить: а кому еще, по мнению прокуратуры,
быть “священной коровой”, как не собственнику?! Уж не застройщику
ли?..)
Верховный суд придерживается иной точки зрения. “Чтобы Генплан был
основанием, я не встречал нигде. Даже в российском законодательстве
написано совсем иначе”, - заметил судья ВС Владимир Ваисов. Более
того, судьи предлагают исключить возможность изъятия земельного
участка у собственников для коммерческого строительства. Что касается
строительства важных объектов, то в таком случае служители Фемиды
настаивают на принятии отдельного закона об этом сооружении. Либо,
как это делают за рубежом, резервировать земли для изменения Генплана.
Окончательный вердикт в этом вопросе поставил Конституционный Совет,
огласивший на этой неделе постановление. Совет дал четкое разъяснение,
в каких случаях возможно изъятие для государственных нужд. Их всего
четыре. Отчуждение имущества производится по решению суда, допускается
лишь в целях использования его для государственных нужд, преследующих
общественно значимые цели и при условии его равноценного возмещения.
Перечень исключительных случаев для этого устанавливается только
законом.
“Невыполнение хотя бы одного из указанных требований означает несоответствие
принятого решения о принудительном изъятии имущества Конституции”,
- заметил председатель КС Игорь Рогов. Что касается генеральных
планов как основания для изъятия, то, как пояснили в Конституционном
Совете, они “не носят характер исключительности, согласно закону,
это повседневная деятельность соответствующих государственных структур”.
При этом глава КС заметил: “Генплан нужно выполнять, но не надо
превращать его в фетиш, нам в наследство осталось понятие о Генплане
как о наивысшем законе, хотя по своей правовой значимости он ниже,
чем закон”.
Однако принудительное отчуждение все же возможно, если предусмотренное
в Генплане строительство объектов подпадает под перечень установленных
законом исключительных случаев.
|