1 июня 2007 №21 (469)
     Люди

Полет в будущее

65 лет назад, 15 мая 1942 года, летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи впервые поднял в небо реактивный самолет. С крутым набором высоты он устремился в небо. БИ-1, выполнив полет по кругу, закончил пробег. Все это заняло несколько минут. Так состоялся полет в будущее

А через год, 27 марта 1943 года, Григорий Бахчиванджи погиб, отрабатывая полеты на освоение машины БИ-1. В очередном полете летчик постоянно увеличивал скорость. Очевидцы свидетельствуют, что, достигнув скорости около 800 км/час, самолет Бахчиванджи перешел на снижение и, увеличивая угол глиссады, врезался в землю. Это был седьмой полет БИ-1.
Судьба отпустила ему только 34 года. Но Григорий Бахчиванджи успел сделать многое. Трудовую деятельность начал в 1925 году в литейной мастерской, затем работал слесарем на заводе в Мариуполе. Был техником по вооружению и в 1934 году (на десять лет раньше автора) он, окончив Чкаловскую Военно-авиационную школу летчиков, стал летчиком-испытателем НИИ ВВС. В коллективе испытателей в тот период работали прославленные летчики: Степан Супрун, Петр Стефановский, Анатолий Серов, Василий Степанчонок, Григорий Кравченко.
Было Григорию Яковлевичу у кого учиться. Начал он работать на “разведчиках”. Потом испытывал истребители. Проявил себя при испытаниях авиационных моторов. За два с половиной месяца испытаний моторов у него было пятнадцать вынужденных посадок!!! А испытания на полную выработку ресурса мотора? Все это на грани...
Перед началом войны Григорий Бахчиванджи с группой испытывал истребитель МИГ-3. На нем он и начал войну с фашистскими асами. Участвовал в обороне Москвы в полку, сформированном из летчиков-испытателей.
Четвертого июля 1941 года летчики полка сбили девять самолетов фашистов, из них два сбил капитан Г.Бахчиванджи. А на следующий день он сбил Ме-109.
15 июля 1941 года Г.Бахчиванджи представляется к присвоению звания Героя Советского Союза.
65 боевых вылетов за сорок дней совершил капитан Г.Бахчиванджи.
Десятого августа по приказу Верховного главнокомандующего всех испытателей отзывают из действующей армии. К возвращению капитана Г.Бахчиванджи в НИИ ВВС полным ходом шла постройка самолета с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД).
Самолет был спроектирован в конструкторском бюро В.Болховитинова и А.М.Исаева. Жидкостный реактивный двигатель сконструировал Л.С.Душкин. Председателем Государственной комиссии по испытаниям БИ-1 был назначен доктор технических наук, профессор Пышнов Владимир Сергеевич. Он был известен как ученый в области аэродинамики самолета. (Летчики 40-50-х годов познавали теорию аэродинамики по его учебнику “Аэродинамика самолета” (1938 год).
Конструкторское бюро В.Болховитинова было эвакуировано под Свердловск. Цеха оборудованы неудовлетворительно, холод, недостаточное питание инженерно-технических работников... Однако эти условия труда не стали помехой, коллектив работал с присущей рабочему классу отдачей. Были неудачи: взрыв двигателя при огненных испытаниях на стенде. Настали дни, когда были выполнены пробежки, а затем подлеты. После на БИ-1 была установлена контрольно-записывающая аппаратура. Составлен график полета...
Почти неделю шел снег с дождем. Но 15 мая 1942 года к вечеру погода прояснилась. Григорий Яковлевич доложил председателю комиссии о готовности. Прозвучало “От хвоста!” вместо привычного “От винта!”. Самолет с крутым набором высоты устремился в небо. БИ-1, выполнив полет по кругу, затем закончил пробег. Все это заняло несколько минут.
Затем отрабатывались полеты на освоение машины, вплоть до рокового вылета 27 марта 1943 года. Летчик постоянно увеличивал скорость. Достигнув скорости около 800 км/ч, самолет БИ-1 Бахчиванджи перешел на снижение и, увеличивая угол глиссады, врезался в землю.
Тогда причина гибели летчика и самолета считалась тайной. Для того, чтобы полностью разобраться в причине этой катастрофы, в то время не хватало одного - знаний. Наука еще находилась в стадии подготовки к штурму звукового барьера, и возникающие на пути к нему преграды были, проще говоря, известны не все, не говоря уже о научном обеспечении этих преград.
Теперь реактивная техника надежно работает во всем диапазоне скоростей и высот. А в 1942-м каждый полет был шагом в неизвестность.
Шла война, и все силы - от светлых умов ученых до последнего листа дюралюминия - были направлены на нужды фронта. И продолжение испытания БИ-1, предшественника последующих реактивных самолетов, пришлось на неопределенное время отложить.
Г.Бахчиванджи похоронен под Свердловском, где ему установлен памятник. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. Звание Героя Советского Союза присвоено 28 апреля 1973 года посмертно.

Байзулла Акижанов,
бывший летчик штурмовой,
военно-транспортной, дальней и военно-морской авиации, председатель Комиссии по увековечению памяти защитников Родины Алматинского городского совета ветеранов
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск