1 июня 2007 №21 (469)
     Диаграмма сердца

Ирина Гайкалова
Мы - не рабы

12 июня - Международный день борьбы против эксплуатации детского труда. Он отмечается всего шестой год во всем мире и второй год отмечается в Казахстане.
12 дней - с 1 июня (Международный день защиты детей) по 12 июня - Казахстан будет рассматривать все аспекты противодействия рабскому труду, проводить круглые столы, писать сочинения, освещать в средствах массовой информации проблемы детского труда в рамках Национальной информационной кампании против детского труда.
О целях и задачах кампании рассказывает Лайла Ахметова - лидер Союза женщин интеллектуального труда, один из главных идейных вдохновителей Национальной информационной кампании

- Лайла Сейсембековна, как родилась идея провести в Казахстане 12 дней борьбы?
- В 2006 году общественное объединение “Союз женщин интеллектуального труда”, впервые, как и все, узнав, что существует такой день, подумали о проведении Национальной информационной кампании “12 дней против эксплуатации детского труда” с 1 по 12-е июня. Это логично: 1 июня - Всемирный день защиты детей, а 12-е - против эксплуатации детского труда - одного из аспектов защиты прав детей. Мы решили попробовать, хотя и были сомнения: а получится ли у нас организовать мероприятия на целых 12 дней, сумеем ли мы собрать людей, вдохновить их на эту работу? Но, как видите, у нас все получилось.
В течение 12 дней прошлого года мы проводили мероприятия по всей стране. Надо сказать, у Союза женщин интеллектуального труда партнеры есть во всех регионах страны. Это в основном женские организации, а также общественные организации, занимающиеся проблемами журналистов, и детские организации. В те 12 дней мы в основном проводили круглые столы по республике, вели просветительскую и информационную работу. Мы хотели донести до общественности, что такое детский труд, что такое наихудшие его формы и как защитить детей от него. Потому что часто мы путаем понятия: просто труд и рабский труд. Согласитесь, помощь по дому - это не работа на хлопковых полях от зари и до вечера. Разница существенная.
Также в прошлом году был проведен конкурс детского рисунка и конкурс среди журналистов на лучший материал по детскому труду.
- Значит, первый год был посвящен просветительству. Что ожидать в этом?
- В этом году мы с самого начала приняли решение провести кампанию более широко и интересно. Новшества этого года, на мой взгляд, значительны, хотя даются они с большим трудом. Во-первых, раз Казахстан подписал Конвенцию о борьбе с рабскими формами детского труда, значит, был принят план мероприятий и было назначено министерство, курирующее этот вопрос. Этим занимается Министерство труда и социальной защиты населения. И все остальные министерства в декабре 2005 года тоже подписали план мероприятий против наихудших форм детского труда.
А потому мы обратились в министерства с просьбой о поддержке Национальной информационной кампании. Раз план есть - значит, его нужно придерживаться, не так ли? В результате мы получили поддержку от всех министерств. Самые активные министерства - это Министерство образования и науки в “лице” Комитета по защите прав детей, а также Министерство культуры. Министерство культуры, кстати, написало просьбу всем республиканским СМИ поддержать нашу кампанию.
- НПО и государство сделали совместный проект?
- Получается так. В первый раз НПО вместе с министерствами сделали огромную работу по организации 12 дней борьбы. Это, я считаю, большой прорыв и прогресс в отношения НПО и государства. Мы начали взаимодействовать. Причем на уровне шести министерств. Я считаю, это настоящий прорыв!
Три месяца шла переписка, подготовка, общение, и вот сейчас нам уже есть, что предъявить общественности - готов план и уже даже проходят некоторые мероприятия: например, были написаны школьные сочинения к конкурсу. Сначала был готов проект плана Национальной кампании, а потом проект по городу Алматы. И это все мы послали в регионы и попросили точно так же обратиться в свои департаменты, найти своих партнеров и составить собственные планы. Второй этап, особенно региональный, еще длится: мы ждем некоторые регионы. Но, тем не менее, кампания началась.
Далее. В этот раз мы решили обратиться за помощью и партнерством к работодателям. Скажу честно, очень трудно налаживались эти отношения. Хотя логично предположить, что работодатели тоже должны быть заинтересованы в искоренении наихудших форм детского труда.
Но, я думаю, все эти трудности - это трудности начального периода. Мы работаем всего лишь второй год над 12 днями борьбы. Хочется надеяться, что в последующие годы организовать 12 дней, найти партнеров будет гораздо легче. Остро стоит вопрос с финансированием проекта. Но, я думаю, к следующему году он тоже будет решаться легче. Хочется мне выразить большую благодарность нашим партнерам.
- Может быть, все это объясняется еще и тем, что мы никак не можем осознать, что у нас есть такая проблема: детский труд и его нужно искоренять?
- Конечно, лучше всего сказать, что у нас все хорошо, не выносить сор из избы, “замолчать” проблему, прикрыть ее: да, есть труд, но это отдельные факты, это не тенденция. Но, я думаю, даже если один ребенок в Казахстане подвергается рабскому труду - это уже проблема! Конечно, это скрытая, латентная проблема, точно так же, как детская проституция или трафик детей. Поэтому мы с удовольствием можем сказать: у нас все хорошо, все дети ходят в школу, нет детей работающих и так далее. Но тогда мы будем выглядеть страусами, спрятавшими голову в песок. Я не хочу утрировать и говорить: ой, как все плохо! По сравнению с другими странами СНГ у нас, конечно, хорошо. В сравнении со странами Африки у нас тоже все прекрасно. Но это не значит, что мы можем игнорировать имеющиеся факты. Проблемный в этом отношении у нас юг Казахстана - работа детей на хлопковых, табачных полях. В городах - попрошайничество.
Когда мать сидит с грудным ребенком на улице - это не рабский труд ребенка, но это стыд и позор стране. Даже если большая часть из этих матерей - мигранты, мы же не можем закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит. Во-первых, есть соглашения, во-вторых, это происходит на территории Казахстана, и, в-третьих, все дети требуют защиты независимо от их статуса и положения.
Далее. В рамках Национальной информационной кампания можно выделить основные компоненты. Первое - конкурс на лучшее школьное сочинение. Надо сказать, что Международная организация труда в этом году в мире сделала акцент на детей села, поэтому наш конкурс проводится среди сельских детей. Второе - конкурс журналистов. Новшество конкурса журналистов: в материалах необходимо отразить реальные истории по детскому труду. В прошлом году журналисты жаловались, что трудно найти таких детей. Я скажу на это: детей можно найти в ЦВИАРН, в вечерних школах. Почему ребенок учится вечером? Значит, он днем работает. А где он работает, кем, как, сколько времени длится его рабочий день и как он оплачивается? Вот вам реальная история.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск