13 апреля 2007 №14 (462)
     События

Юлиана Жихорь
Кто клетки хозяин?

Стволовые клетки вновь стали предметом спора казахстанских медиков. Точнее, фетальная хирургия. Именно она в начале этого года была запрещена приказом министра здравоохранения. Как говорилось, в целях безопасности больных. Но в кулуарах Астаны утверждают, что подоплека запрета - опять большие деньги

История спора двух крупнейших светил медицины - Мухтара Алиева и Жаксылыка Доскалиева - вокруг экспериментов со стволовыми клетками началась еще несколько лет назад, во времена, когда последний возглавлял Минздрав. Особые обороты она набрала в позапрошлом году.
В 2006 году в бытность министром здравоохранения Ерболатом Досаевым был введен временный запрет на использование стволовых клеток в лечебных целях. Опыты же пока были разрешены. До поры до времени.
Выступая на правительственном часе в мажилисе в минувший понедельник, нынешний глава Минздрава Анатолий Дерновой заявил, что сейчас никаких запретов по ограничению научных исследований и по проведению доклинических испытаний стволовых клеток не принималось. “Другое дело - фетальные клетки, которые производятся из абортивного материала и являются весьма опасными для человеческого организма”, - заявил он. По словам министра, приостановлены “необоснованные и незаконные, по предписанию Генпрокуратуры, эксперименты на больных”. По словам Дернового, “сегодня нет никаких подтверждающих аргументов положительного воздействия этой технологии на больных пациентов. И необследованный материал, в том числе и на инфекционные заболевания, принесет больше вреда, чем пользы”.

В Минздраве полагают, что перед реализацией “клеточного” метода на практике необходимо создать соответствующую нормативную базу и провести доклинические испытания научной разработки. Не исключено, что после всех необходимых процедур это направление и получит государственную поддержку.
Стволовые клетки - одна из самых модных сегодня медицинских тем. Чуть ли не ежемесячно появляются сообщения, что в той или иной стране мира ученые смогли вырастить из клетки часть или целый орган. Причем нередко эти опытные клетки являются как раз фетальными.
В Казахстане разработкой и апробацией новых методов лечения на основе фетальных клеток занимались в трех крупных центрах - в Алматы, Актобе и Астане. В Астане ушли дальше всех. Здесь изучали шесть видов фетальных клеток и работали над фетальными клетками, способными положительно влиять на печень, почки, нервную систему, хрящевые ткани и так далее. Жаксылык Доскалиев, ректор Казахской медицинской академии, говорил, что положительные результаты связаны с использованием фетальных клеток различных органов и тканей плода человека.

Стволовые клетки - популяция незрелых (недифференцированных) клеток, способных дифференцироваться в различные типы клеток, тем самым обновляя и замещая клетки, утраченные в результате каких-либо повреждений во всех органах и тканях. Также стволовые клетки способны достаточно продолжительное время воспроизводить себе подобных, на что больше не способен ни один другой тип клеток. Стволовые клетки разделяют по видам: эмбриональные, фетальные, стволовые клетки пуповинной крови и стволовые клетки взрослого человека. Источником фетальных клеток является абортивный материал на 9-12-й неделе беременности. Лечение фетальными стволовыми клетками имеет свои “за” и “против”. Использование непроверенного абортивного материала чревато осложнениями, такими как заражение пациента вирусом герпеса, вирусными гепатитами, СПИДом, цитомегаловирусом, микоплазмой. Не говоря уже о моральной стороне вопроса.

Однако, по мнению его оппонента, академика НАН РК, главы НИИ хирургии имени Сызганова профессора Мухтара Алиева, “фетальными клетками занимались в течение трех лет. Впоследствии изучили отдаленные результаты и получили отрицательный эффект, эффекта в лечении не было”. (К слову, Мухтар Алиев первым в Казахстане проводил эксперименты с фетальными клетками, которые впоследствии продолжил Доскалиев).
“В настоящее время нигде в мире не применяются фетальные клетки, поэтому я высказываю свое мнение о необходимости запретить применение фетальных клеток при лечении, а заниматься выращиванием стволовых клеток в эксперименте”, - заявил Алиев.
Странный диалог двух медицинских светил то затухает, то вспыхивает вновь. В него на стороне то одного, то другого оппонента вступают не только врачи, но и парламентарии. Ведь, как говорят сами врачи, по большому счету, мы можем интегрироваться в мировую медицину только с одним достижением - проектом клеточной терапии...
Однако в Астане упорно ходят слухи, что весь сыр-бор не столько из-за успешных опытов одного и неудач другого, сколько из-за финансирования этих экспериментов.
P.S. В мире тратятся огромные средства на исследования в области стволовых клеток. Так, старейший университет США Гарвард получит дополнительно 100 гектаров земли для превращения учебного заведения в мировой центр изучения стволовых клеток. Реализация проекта потребует 30 миллиардов долларов.

Астана
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск