Амина Джалилова
В обход проливов и противоречий
Казахстан намеревается присоединиться к проекту строительства
Трансбалканского нефтепровода. Для нашей страны это не только альтернативный
и относительно дешевый маршрут, но и возможность повлиять на Москву
в решении вопроса о расширении нефтепровода КТК. Противоречия, связанные
с КТК, всерьез отражаются на казахстанских производителях нефти,
заставляют их искать новые, менее удобные и более дорогие маршруты,
что влияет на развитие нефтегазового сектора страны в целом
Проблема Каспийского трубопроводного консорциума (нефтепровод Тенгиз
- Новороссийск) - одна из наиболее острых для казахстанской “нефтянки”.
Крупнейший производитель нефти “Тенгизшевройл” уже разработал альтернативный
маршрут транспортировки по железной дороге. Да и все остальные нефтедобытчики
чувствуют себя неуверенно из-за того, что не знают, когда будет
расширение системы и будет ли оно вообще. Нынешней мощности уже
не хватает.
Как сообщил “НП” вице-министр энергетики Ляззат Киинов, основная
проблема на данном этапе - вопрос управления КТК. Россия стремится
усилить свое положение в консорциуме, в том числе для того, чтобы
предотвратить финансовые потери в будущем (на данный момент Россия
терпит убытки от деятельности консорциума). По поводу остальных
вопросов, в том числе финансовых, стороны уже вроде бы достигли
понимания. Намерениям Кремля усилить контроль над КТК противится
один из крупных акционеров, по всей видимости, американская Chevron.
Однако в прошлом году были серьезные дискуссии и по другому спорному
вопросу. Российская национальная компания “Транснефть” предложила
КТК участвовать в финансировании проекта Бургас - Александруполис,
также известного как Трансбалканский нефтепровод. Причем прозвучало
это почти ультиматумом: инвестируйте в балканский проект, а мы обеспечим
вам расширение КТК. На что тогдашний руководитель КТК Йен Макдональд
ответил возмущенным несогласием. Мол, проект, конечно, интересный.
И даже связь между этими двумя трубами существует. Но ставить участие
акционеров КТК в балканском проекте условием расширения - это неправильно.
Ведь строительство нового трубопровода может занять несколько лет,
а увеличения мощности КТК нефтекомпании ждали еще вчера.
Но время идет, дела КТК все так же плохи. А по Трансбалканскому
нефтепроводу наметился прогресс. Переговоры, которые длились 14
лет, вот-вот приведут к подписанию соглашения между Болгарией, Грецией
и Россией. Достигнута договоренность о распределении долей, что
было одним из ключевых вопросов. Москва получила 51 процент в проекте
и уже распределила эту долю между тремя крупными российскими компаниями.
Греции и Болгарии досталось по 24,5 процента, и они готовы уступить
часть своих долей сторонним инвесторам, особенно из числа поставщиков
нефти.
На днях министр энергетики Бактыкожа Измухамбетов заявил, что Казахстан
не прочь приобрести долю в трансбалканском проекте. Ранее о своей
заинтересованности говорили представители “КазМунайГаза” и компании
Chevron. Но казахстанский министр не преминул добавить, что в связи
с началом работ по Бургас - Александруполис необходимо ускорить
решения вопроса о КТК.
По словам Бактыкожи Измухамбетова, расширение мощности КТК не должно
опередить завершение строительства Бургас - Александруполис, чтобы
новые объемы нефти из Казахстана и России, которые будут поступать
по этой трубе, не перегружали черноморские проливы. Нефтепроводы
должны развиваться параллельно, потому что именно нефтью, поступающей
по КТК, и будет наполняться будущий балканский нефтепровод.
|