13 апреля 2007 №14 (462)
     Недвижимость

Амина Джалилова
Квартира за пять тысяч

В Алматы с его перегретым рынком недвижимости действует - и весьма успешно - немалое количество мошенников. В большинстве случаев преступники остаются безнаказанными. Так случилось в той истории, что мы хотим вам сегодня поведать. Вина мошенниц пока не доказана, поэтому мы воздержимся от упоминания настоящих имен как преступников, так и жертвы. Просто опишем схему обмана, чтобы другие собственники недвижимости были настороже, когда им предложат на первый взгляд выгодную сделку

Джамиля Усманова и ее взрослый сын проживали в небольшой квартире на окраине Алматы. Джамиля - женщина она простая, доверчивая. С Раисой Шамшерденовой познакомилась у общих знакомых, та представилась предпринимательницей из Костаная. По словам Раисы, у нее есть бизнес-объект в родном городе, в Алматы она приехала получить кредит на развитие своего дела. Но то ли документы были в чем-то не в порядке, то ли залог оказался не внушительным, но бизнес-вумен получила сумму меньше, чем она рассчитывала. И ей в данный момент очень нужна финансовая поддержка отзывчивого человека, за помощь она готова заплатить пять тысяч долларов. Джамиля, которая в тот момент по состоянию здоровья временно не работала, не устояла перед таким соблазном. Тем более что Раиса - женщина, по всему видно, порядочная, опять же бизнес у нее серьезный.
Раиса предложила Джамиле взять в банке кредит под залог квартиры. Обещала, что сама будет вносить все платежи, отдаст оговоренный гонорар и в течение двух-трех месяцев погасит займ полностью. Пока шла процедура получения кредита, Раиса жила в квартире у Джамили, таким образом она демонстрировала свою открытость и налаживала дружеские отношения с будущей жертвой.
В тот момент в дело вошла вторая мошенница. Ее привела сама Раиса, однако преступники обставили все так, будто новый персонаж (назовем ее Эльмирой Степашиной) - сторонний эксперт, третья сторона. Предполагалось, что Эльмира - посредник нескольких крупных банков (таких посредников сейчас в Алматы появилось много, зачастую кредит можно получить только через них), она приводит в эти банки клиентов, ручается за них, помогает в оформлении кредитов. Чтобы подтвердить свой статус, она даже показала сертификат от одного из банков первой десятки, что, конечно, произвело впечатление на хозяйку квартиры.
Итак, предварительный этап завершен, клиент, как говорится, готов. Джамиля с помощью Эльмиры получила кредит, взяла причитающиеся ей пять тысяч долларов, остальные деньги передала Раисе. Вскоре после этого, как и следовало ожидать, Раиса исчезла.
Однако суть плана была вовсе не в том, чтобы банально “пропасть” с деньгами. Целью оставалось получение квартиры. А исчезновение костанайской бизнес-вумен было началом следующего этапа, цель которого - заставить Джамилю поверить, что у нее проблемы, что она беспомощна и нуждается в содействии грамотного товарища. Приближался конец месяца, а Джамиля не могла добиться от своей приятельницы из Костаная перечисления в банк первого транша. Женщину ежедневно “кормили завтраками”, немалую сумму она истратила на междугородние переговоры. В конце концов, Раиса сообщила, что долг за нее погашать будет Эльмира, которая неожиданно из “третьей стороны” превратилась в партнера Раисы. Эльмира, надо отметить, деньги действительно вносила, аж пять месяцев. Но каждый раз это сопровождалось всевозможными трудностями, которые очень пугали хозяйку заложенной квартиры. Ежемесячно она вела длительные переговоры с Эльмирой на предмет внесения денег.
В конце концов, банковская посредница предложила сделать рефинансирование кредита, оформив отношения в другом банке, нужно отметить, очень престижном, одном из лучших. Мотивировала она это тем, что оформит кредит на себя, погашать его будет самостоятельно и у хозяйки не будет каждый месяц болеть голова. И уже через два месяца Эльмира обещала вернуть банку всю сумму, а собственнице - документы на ее квартиру. В процессе подготовки к переходу в другой банк нужно было оформить немалое количество бумаг, все их Джамиля подписывала. Среди них был и договор купли-продажи. Эльмира, которая в тот момент уже приобрела ореол спасительницы и последней надежды, и уверила, что договор это фиктивный, нужен исключительно для решения проблемы с кредитом.
Вскоре, однако, она сказала, что требуется согласие сына Джамили на продажу. Молодой человек оказался гораздо менее доверчивым, чем его мама, и подписывать какие-либо документы отказался. Тогда и прозвучала угроза отнять квартиру. Джамиля испугалась и обратилась в суд.
Районный, а затем и городской суд признали правоту Эльмиры Степашиной. Еще бы, ведь у нее на руках договор купли-продажи.
Однако в ходе судебного разбирательства были выявлены несколько сомнительных фактов, которые позволяют Джамиле Усмановой надеяться на то, что поданная ею апелляционная жалоба будет не напрасной. Во-первых, финансовая полиция выяснила, что к Раисе Шамшерденовой имеют претензии и другие обманутые ею граждане.
Второй факт, за который можно зацепиться, - поддельная расписка в получении денег. Эльмира Степашина утверждает, что купила квартиру обычным путем и даже получила от продавца расписку, в которой указывается, что за квартиру выплачена энная сумма. Однако почерковедческая экспертиза установила, что расписка написана не Джамилей Усмановой.
Кроме того, заем во втором банке оформлен с грубым нарушением. Он выдан шестого числа, а в залог принята квартира, договор на которую оформлен только седьмого. Как же, спрашивается, Эльмира Степашина могла заложить не принадлежащую ей квартиру шестого числа и получить кредит?
Когда материал готовился к публикации, в редакцию позвонила Джамиля Усманова. Со слезами сообщила, что ее выселили, что несколько адвокатов отказались вести ее дело. И это немудрено, ведь договор купли-продажи - это документ, который не так-то просто оспорить. Но теоретически, думается, есть возможность перевести это дело из разряда гражданских в разряд уголовных. Если к тому же финансовая полиция все же возобновит расследование (пока она отказала в возбуждении дела).
Обманутая женщина обратилась в Генеральную прокуратуру и надзорную коллегию Верховного суда. Но судебного исполнителя бумаги о том, что эти дела рассматриваются в упомянутых инстанциях, не убедили. Он взломал замок. Сейчас женщина и ее сын фактически остались на улице.
P.S. Если среди читателей “НП” найдется адвокат, который готов представлять интересы пострадавшей, ее телефон можно получить в редакции.
PP.S. Стало известно, что в Караганде задержана преступная группа, использовавшая аналогичную схему мошенничества. Пострадало более 30 человек.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск