Галина Галкина
В поисках смысла
- Мержан Мансурович, Вы очень много учились, ездили по миру
в поисках нужных знаний и навыков, чтобы быть полезным своим пациентам.
Работаете с большим количеством людей, которые обращаются к Вам,
психоналатику, потому что уже не могут сами помочь себе. Какая,
на Ваш взгляд, наиболее распространенная проблема у наших современников?
- Современный человек, как и человек прошедших времен, всегда нуждается
в первую очередь в больших чувствах близкого человека. И современный
человек, и представитель прошлых эпох всегда жаждет любви. В этом
большом чувстве нуждается и великий человек, и гений зла. Из-за
нехватки любви как раз и рождаются гении зла.
Не могу поверить, что где-то, на каких-то уровнях существует объективный
и независимый сатана или же есть на свете абсолютно добрый и стопроцентный
альтруист. На самом деле мир представлен в оттенках - человеческих
внутренних, душевных движениях, которые стоят на фундаменте мотивов,
и самый главный мотив - желание быть любимым и проявить самому чувство
любви.
Человек ждет, ищет другого человека, на которого можно направить
свои чувства. Можно расточать свою любовь во вне, на всех окружающих,
но это немного иное. Ведь каждый из нас в поисках счастья подразумевает
высокие, глубокие чувства, направленные на единственного человека...
|
- Но ведь мы, взрослые люди, отлично понимаем, что любовь подобна
сумасшествию...
- Любящий человек действительно перестает воспринимать окружающее
объективно. Влюбленному объект любви представляется существом без
изъяна, воплощением совершенства. И он прав, потому что видит любимого
в лучах собственной любви. Двое любящих абсолютно уверены, что знают
саму истину, потому что любовь - это суть существования всего мира.
Любовь сравнивают с факелом, брошенным в пропасть. Так как любовь
- это горение, без страховки, без надежды вернуться назад, горение,
которое ничего взамен не требует и освещает своим светом всю глубину
этой пропасти. Любовь - это ось нашего мира.
Поэтому основной движущий мотив современников - любить и быть любимыми.
- Значит, все комплексы, проблемы, “диагнозы” происходят от отсутствия,
недостатка любви... Начинается все с закомплексованной юности, потом
мы справляемся с трудностями взросления, но вскоре нас подстерегает
кризис среднего возраста...
- Сегодня мы сталкиваемся с массовыми неврозами. Человек наших дней
оказывается не столько фрустрированным в сексуальном смысле и в
стремлении к власти, сколько - в экзистенциальном смысле! Он меньше
страдает от чувства неполноценности, чем от ощущения бессмысленности.
Это ощущение идет рука об руку с чувством пустоты - “экзистенциального
вакуума”.
Человеку, в отличие от животного, инстинкты и побуждения не диктуют,
что ему нужно делать. Утрачены традиции древних времен, которые
предписывали, что человек делать обязан. Не зная, что ему нужно,
не ведая, что должен (за исключением необходимости выживания), он
не понимает, чего же, собственно, хочет... И тогда он хочет то,
что делают другие - и это конформизм, или, наоборот, - делает то,
чего хотят именно от него другие - тогда мы имеем тоталитаризм.
В наше время на первый план выходят следующие следствия “ноогенного”
невроза, а именно, триада - депрессия, агрессия, наркомания.
Нынешний массовый “ноогенный невроз” этимологически (причинно-следственно)
восходит к ощущению бессмысленности жизни или к неверию в то, что
этот смысл вообще существует.
Человек до самого своего основания пронизан “волей к смыслу”. “Волей
к смыслу” мы называем то, что подвергается в человеке фрустрации,
когда он испытывает ощущение бессмысленности и пустоты.
- Что же может предпринять человек, мучительно задающийся вопросами
о смысле жизни и не находящий ответов?
- Речь пойдет о придании жизни смысла. Однако смысл нельзя передать
или сообщить, меньше всего это может сделать терапевт. Но смысл
можно найти. Осуществить это удастся только при помощи собственной
совести. В этом ракурсе мы называем совесть “органом смысла”. Смысл
нельзя “прописать”, как лекарство, и нельзя передать во владение,
как наследство. Прежде всего найти смысл возможно, если заняться
каким-то делом или создать произведение, вложив в него свой творческий
жар.
Жизнь оказывается безусловно наполненной смыслом и остается полной
смысла при любых условиях и обстоятельствах. Каждая отдельная ситуация
представляет собой вопрос, на который человек должен ответить. Сама
жизнь и ставит перед человеком вопросы: он не должен спрашивать,
он, скорее, является спрашиваемым, он сам должен отвечать жизни
и отвечать за жизнь.
Человек знает также и о том, что только там, где он сталкивается
с неподдающимся изменению фактом, через преодоление подобной ситуации
доказывает он свою человеческую суть, наглядно демонстрируя, на
что человек способен. Значение имеют позиция и установка, с которой
человек встречает удары судьбы. Человеку позволено и суждено до
самого последнего вздоха выигрывать и отвоевывать смысл у этой жизни!
Только та психотерапия, которая отваживается выйти за пределы психодинамики
и исследований поведения и войти в измерение специфически человеческих
феноменов, то есть только регуманизированная психотерапия, будет
в состоянии понять приметы времени и откликнуться на его потребности.
Досье“НП” |
Мержан Мансурович Тулендинов - доктор Тау - психоаналитик,
психотерапевт. Имеет диплом Европейской школы психотерапевтов
(город Амстердам).
Закончил Семипалатинский медицинский институт в 1978 году.
Прошел интернатуру в Павлодарском областном психоневрологическом
диспансере в 1979 году. В 1980 году возглавил психосоматическое
отделение Павлодарского областного психоневрологического диспансера.
Два года провел на кафедре психотерапии Украинского института
усовершенствования врачей, занимаясь научной работой. Был
назначен главным психотерапевтом Павлодара. Организовал городской
областной центр психотерапии, а также “Гипнотарий” - по образцу
Харькова, Москвы, Ленинграда и других городов мира. “Работал
с упоением, желанием. Именно в это время я обратил внимание
на восточную медицину и всерьез ею занялся”. Прошел специализацию
по иглорефлексотерапии у заведующей кафедрой психотерапии
Эммы Павловны Яроцкой. С тех пор сочетал восточные методы
лечения с психотерапией: “Получился синтез Запада и Востока”.
Обучался в Академии наук СССР в “Отделе медицинских проблем
Элби”, где изучал пульсодиагностику, биоритмодиагностику,
косморитмодиагностику, биолокацию, гомеопатию, психосоматическую
самозащиту от энергетики больного пациента и так далее. Учился
и работал в Китае.
|
Учителя
“Конечно, многое я получил от советских ученых - Аркадия Тимофеевича
Филатова, Эммы Павловны Яроцкой, Виктора Гольдрина и других видных
психотерапевтов. Восхищался ими, следовал за ними. Например, харьковчанин
Виктор Гольдрин знал в совершенстве китайский, корейский, японский,
английский и французский языки. Его личными переводами восточной
эзотерики, медицины была заполнена целая комната. Человек-уникум.
Когда я уезжал из Харькова, Виктор Гольдрин подарил мне древнейший
источник “Нейцзин”, с этого и началось мое увлечение восточной медициной.
В соответствии с канонами китайской медицины, изложенными в книге
“Нейцзин”, необходимо согласовывать лечение пациента с периодами
Луны и Солнца, строить взаимоотношения с больными, пациентами, лечить
заболевание, учитывая сезон года... Это та восточная медицина, которая,
увы, не преподается на кафедрах.
После учебы и работы в Китае я занялся изучением метода “Емчи лама”
- тибетский вариант восточной медицины. “Емчи лама” - это лама,
занимающийся лечением. Ламаизм есть духовный, есть лечебный и другие.
Я учился у ламы Сугар Цы Ден Хуу в Тибете, работал с ним. Он - патриарх
современного ламаизма.
|