13 апреля 2007 №14 (462)
     Финансы

Амина Джалилова
Партия любителей шампанского

Венчурные фонды появились в Казахстане примерно три года назад. Срок небольшой, чтобы делать выводы о прибыльности этого бизнеса. Однако кое-какие наблюдения уже можно сформулировать. До сих пор венчурное финансирование в Казахстане осуществляется при государственной поддержке. Частный бизнес не очень-то рвется вкладывать деньги в инновации. Венчурные фонды, в отличие от паевых, не растут как грибы после дождя.
Однако партнерами государства в венчурных фондах являются авторитетные финансовые структуры, которые в невыгодное дело инвестировать бы не стали. Кроме того, в одном из фондов доля частного капитала недавно была увеличена

Венчурные фонды - фонды, инвестирующие в высокорисковые проекты, как правило, связанные с инновациями, изобретениями. Накануне III Инновационного конгресса, который состоится в Алматы, мы решили выяснить, каковы результаты этой, несомненно, интересной, но как обычно спущенной сверху инициативы.
Так как венчурные фонды по определению ориентированы на высокие риски (англ. venture - рискованное предприятие), информацию об их доходности нельзя публиковать в средствах массовой информации. Так что конкретных цифр нет.
Однако заместитель председателя правления Национального инновационного фонда Борисбий Жангуразов привел “НП” следующие данные. Как правило, венчурные вложения - это деньги, которые изобретатель или предприниматель не обязан отдавать, если его проект окажется неудачным. То есть риск большой. Поэтому венчурные фонды рассчитывают на прибыль примерно в 400-500 процентов с каждого проекта. При этом на данном этапе, говорит Борисбий Жангуразов, трудно сделать выводы о прибыльности вложений отечественных венчурных фондов, для этого нужен срок работы 5 лет и более.
Но есть косвенные признаки того, что венчурное направление не очень быстро, но все же развивается. В нашей стране существует 6 венчурных фондов, один из них - Национальный инновационный фонд (НИФ) собственной персоной, пять остальных - это фонды, в которые НИФ инвестировал значительную долю капитала. В большинстве случаев НИФу принадлежит 49 процентов, остальное - доля частного бизнеса. Среди компаний, основавших совместно с НИФ венчурные фонды, встречаются такие имена, как TuranAlem Securities, Centras Invest, Lancaster Group Kazakhstan, то есть известные в Казахстане финансовые структуры. Пожалуй, это говорит о выгодности инвестирования в инновации. Второе положительное свидетельство - уменьшение государственной доли в одном из фондов. В ноябре прошлого года было объявлено о том, что в венчурном фонде “Арекет” доля государства уменьшилась с 49 до 33 процентов. Это, несомненно, хороший знак.
Кроме того, есть пример, когда инновационный фонд инвестировал в проект по производству нового поколения регистраторов для нефтегазовых скважин. Проект этот осуществляла казахстанская компания ГИС. НИФ, вложив деньги, получил 25-процентный пакет акций этой компании. Но уже спустя год долю НИФ приобрела международная компания Weatherford. Вполне возможно, не последнюю роль в этой сделке сыграло инновационное оборудование, которое разработали казахстанские и российские специалисты.
Остальные пять венчурных фондов также ведут несколько инновационных проектов. Один из них - производство теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна, которые служат в несколько раз дольше, чем стекловата, применяемая сейчас в строительстве. Технология разработана казахстанскими учеными.
По словам Борисбия Жангуразова, сейчас объем инвестиций венчурного капитала можно оценить в 200 миллионов долларов. Но это только открытые данные. В стране существует энное количество компаний, которые, по сути, являются венчурными фондами, то есть дают деньги на рисковые, но очень многообещающие проекты, однако зарегистрированы они в виде ТОО и о них мало что известно. Так что на самом деле небольшая вовлеченность в рискованное инвестирование частного сектора может оказаться иллюзией.

Справка “НП”

Венчурные фонды Казахстана
1. Национальный инновационный фонд. Стопроцентно государственный фонд, входит в фонд устойчивого развития “Казына”.
2. Венчурный фонд “Сентрас”. Уставной капитал - 20 миллионов долларов США, 51 процент принадлежит АО “Centras Capital Group” (10,2 миллиона), 49 процентов (9,8 миллиона) - НИФ.
3. Венчурный фонд “Арекет”. Уставной капитал - 30 миллионов долларов США, из них 20 миллионов инвестировал АО “ТуранАлем Секьюритис”, 10 миллионов - НИФ.
4. Венчурный фонд “Адвант”. Уставной капитал - 20 миллионов долларов США, 51 процент принадлежит АО “Lancaster Group Kazakhstan” (10,2 миллиона), 49 процентов (9,8 миллиона) - НИФ.
5. Венчурный фонд Almaty venture capital. Уставной капитал - 20 миллионов долларов США, 51 процент принадлежит АО “Алматы Бизнес Групп” (10,2 миллиона), 49 процентов (9,8 миллиона) - НИФ.
6. Венчурный фонд Glotur Technology Fund. Уставной капитал - 20 миллионов долларов США, 51 процент принадлежит АО “Глотур” (10,2 миллиона), 49 процентов (9,8 миллиона) - НИФ.

В ближайшее время в Казахстане будет создана ассоциация венчурных фондов, предполагается, что в нее будут вовлечены и те компании, которые занимаются венчурным финансированием, но о которых мало что известно. Если в результате выяснится, что реально объем рынка составляет 400-500 миллионов долларов, если окажется, что венчурных фондов не 6, а 10-15, то первоначальную задачу можно будет считать выполненной. Это будет означать, что в стране появился институт венчурного финансирования, что появился спрос на науку.
Правда, инновационная активность в стране, где плотность профессоров на один квадратный километр весьма велика, оставляет желать лучшего. Лишь 20 процентов людей, обращающихся в венчурные фонды, являются учеными. Это люди, которые еще в советские времена имели какие-то разработки или участвовали в них. Нередко у них уже есть патент. Подавляющее же большинство заявителей - это те, кто имел в прошлом отношение к науке, но уже несколько лет занимается бизнесом. Также обращаются крупные холдинги, внутри которых созрели интересные разработки и которые готовы инвестировать собственные деньги, но хотят разделить с венчурным фондом риски.
Одной из серьезных проблем для казахстанской науки является патентирование и защита авторских прав. С точки зрения законодательства сложностей нет. Но не развит институт патентирования, трудно найти патентного поверенного, трудно оформить патент. Решение этой проблемы, к слову, должно стать одной из основных задач ассоциации венчурных фондов.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск