13 апреля 2007 №14 (462)
     Культура

Алия Адамбаева
“Шелковый путь” - заметки на полях

Делегация из пяти регионов Центральной и Южной Азии - Казахстана, Пакистана, Узбекистана, Ирана и Бангладеша, состоящая из двенадцати человек, на днях вернулась из столицы Великобритании Лондона, где участвовала в учебном туре проекта “New Silk Route” (“Новый шелковый путь”), организованного British Council

Я оказалась единственным журналистом среди менеджеров по культурным проектам, художников, дизайнеров модной индустрии и текстиля, поэтому вполне очевидно, что очутилась в компании не просто творческих людей, а людей искусства, болеющих, в прямом смысле этого слова, за продвижение своей страны в art-плане.
Ни для кого не секрет, что Казахстан сегодня - экономически развитая и политически стабильная страна, но скудная материально-техническая база, “неподдержка” творчества, искусства и вообще таланта создает ощущение, что мы топчемся на месте. Хотя интерес к Азии, нашей культуре, искусству в Великобритании огромный, знают нас в других странах не по работам наших известных художников, дизайнеров, ремесленников и даже не по многомиллионным “Кочевникам”, а благодаря антиазиатской пропаганде Саши Барона Коэна.
Во всяком случае, британцы теперь не делают круглые глаза, когда слышат о Казахстане - огромном пятне на карте мира. Что говорить, хоть это радует. По городу развешаны рекламные щиты с изображением казахского журналиста Бората Сагдиева в подтяжках - противоречивого персонажа Саши Барона Коэна, на телевидении крутят рекламные ролики - отрывки из фильма. А когда в одном из местных магазинов я подарила продавцу пятьдесят тенге, то он был просто счастлив, что теперь имеет национальную валюту из Казахстана.

Наша делегация

Не прошло и трех минут, как ко мне подошли еще четверо продавцов, готовых купить у меня тенге. Смешно и грешно... Не думаю, что у этих же самых продавцов был бы такой же интерес, например, к турецким лирам. Такой ли нам нужен пиар? Когда в стране у нас прозябает столько талантов!
Многосторонняя кампания British Council “Новый шелковый путь” была нацелена на упорядочивание образов культурных традиций Центральной и Южной Азии, чтобы вновь познакомить британцев с нашими странами, а также разрушить отрицательные стереотипы посредством творческого потенциала, независимо от политики.
Для запуска данной кампании и для публики, заинтересованной в международном аспекте искусств, British Council провел дебаты на тему шелкового пути. Исчез ли он навсегда? И хорошо ли, плохо ли его исчезновение для современной Центральной Азии? Было затронуто множество важных вопросов для обращения внимания региона на данную тенденцию.
Приятен тот факт, что зал дебатов был забит до отказа, а билеты раскуплены в первую же неделю.

Дебаты: исчез ли шелковый путь?

Возвращаясь к теме, поясню, почему наша поездка называлась учебным туром. Это была прекрасная возможность познакомиться с культурой, искусством и достопримечательностями Великобритании. Практически каждый наш день начинался со встречи в British Council, где проводились презентации одного из координаторов семинара с британской стороны и представителя региона Южной и Центральной Азии (во всех странах, чьи представители прибыли в Лондон, проходили семинары, организованные British Council. На семинары были приглашены специалисты и признанные мастера того или иного вида искусства из Великобритании). Во время презентации участники делились своими впечатлениями от прослушанных семинаров, показывали видео и фото с них, а также подводили итоги и делали выводы.
От Казахстана презентацию проводили Айнур Аширова, менеджер по вопросам культуры и член Cоюза художников, преподаватель Академии искусств имени Т. Жургенова Раушан Базарбаева. Презентация прошла на ура. Были представлены войлочные работы, портфолио и фото с семинара. Айнур, очень четко разбирающаяся в искусстве, посвятила всех присутствующих в историю и технику работы на войлоке, а также рассказала присутствующим об исторической значимости этого материала для казахского народа.
После презентации каждый день наша делегация во главе с представителями лондонского British Council посещала места мировой значимости, такие, как Британский музей - один из самых больших и величайших музеев в истории и культуре человечества. Его коллекции, насчитывающие более 13 миллионов предметов со всех континентов, иллюстрируют и рассказывают об истории культуры человечества с момента зарождения до настоящего времени; New London Architecture (Центр архитектуры нового Лондона), постоянной выставкой которого является 1:1500-масштабный макет центрального Лондона, окруженный дисплеями с текущими строительными проектами.

Тауэрский мост

Мы попали на экспозицию выставки “Жизнеспособный Лондон”, которая представляет собой своеобразный вызов, ответ и примеры реального прогресса в достижении жизнеспособного/устойчивого города XXI века - с точки зрения того, каким образом можно сократить негативное воздействие зданий на окружающую среду и каким образом можно усовершенствовать уже существующие строения.
Особенное впечатление на нас произвел Музей дизайна, единственный в Великобритании - один из самых ведущих музеев новейшего и современного дизайна. С начала его основания в 1989 году музей получил международное признание за выставки по истории новейшего и современного дизайна, за приз лучшего дизайнера года - исключительного британского приза в области дизайна - и за новые таланты в области дизайна.
Музей дизайна прославляет насыщенность и разнообразие дизайна, а также его силу улучшения повседневной жизни посредством исследования новшеств и мастерства в каждой области дизайна, начиная от индустриального дизайна, графического дизайна и мультимедиа до моды и архитектуры. Здесь во время нашего визита проходили две выставки: “Луиджи Колани: трансформируя сущность” (Луиджи Колани - один из великих индивидуалистов дизайна XX века.

Экспонат из музея Виктории и Альберта

Родившийся в Берлине в 1928 году и получивший образование в области искусства, дополненное исследованием в области аэродинамики, Колани начал свою карьеру с работы в автомобильной индустрии. Король настройщиков, Колани разработал свою собственную причудливую идиому смелых форм, распространившуюся от машин на воздушные суда, а затем на мебель и промышленные товары. С 1982 года он начал работать в Японии, и его скульптурные формы перешли на другие товары, фотоаппараты Canon и наушники Sony. “Луиджи Колани: трансформируя сущность” - первая выставка работ Колани в Великобритании) и “Этторе Сотсасс. Жизнь в дизайне” (известный как основатель инновационной дизайн-группы 80-х Memphis, этот старейшина итальянского дизайна также занимался стекольным и керамическим дизайном для Alessi и дизайном знаковой электронной техники для Olivetti. В честь 90-летия Этторе Сотсасса в музее были выставлены его особенно знаменитые дизайнерские рисунки за шестьдесят лет его карьеры).
Затем было знакомство с некоммерческой членской организацией Hidden Art (“Скрытое искусство”), поддерживающей и продвигающей дизайнеров-производителей, что выгодно для всего дизайнерского сообщества. Организация признана важной международной сетью по поддержке, платформой и местом встреч для дизайнеров-производителей. Она продвигает и поддерживает дизайнеров-производителей, дает им возможность основать и развивать свой бизнес, а также обеспечивает прямой доступ на новые рынки.
Алматы - Лондон - Алматы

(Продолжение следует)
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск