|
Ирина Гайкалова
Столпы смога
Исследование “НП” проблемы смога Алматы продолжается.
Кроме автомобилей атмосферный воздух нашего города активно загрязняют
предприятия. Как показывают результаты проверок природоохранной
прокуратуры, несмотря на штрафы и взыскания, предприятия долгие
годы продолжают вносить свою лепту в “копилку” смога
В предыдущем номере “НП” мы рассказали о состоянии дел
с качеством бензина автомобилей, которые дают 80 процентов выбросов
вредных веществ, сегодня попытаемся понять, откуда и почему мы получаем
оставшиеся двадцать процентов смога. По данным Алматинского городского
территориального управления охраны окружающей среды, в воздушный
бассейн города поступает от стационарных источников порядка 20 тысяч
тонн вредных веществ, из которых эмиссия загрязнения в атмосферу
от объектов АО “АПК”, АО “Алматытеплокоммунэнерго”, КГП “СВЭК” составляет
10,6 тысячи тонн. Наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна
города вносят выбросы от АТЭЦ-1 (9,8 тысячи тонн), “Алматытеплокоммунэнерго”
(433 тонны), КГП “СВЭК” (364,6 тонны). Остальные выбросы поступают
в атмосферу от объектов среднего и малого предпринимательства.
Мы обратились в природоохранную прокуратуру города, чтобы узнать,
принимаются ли меры к предприятиям-нарушителям и что дают проводимые
проверки.
Как нам рассказала Умутжан Ибрагимова, помощник специализированного
природоохранного прокурора г. Алматы, к примеру, АО “АПК ТЭЦ-1”
имеет 25 стационарных источников, загрязняющих атмосферу вредными
веществами. Предприятие по виду и качественному составу выбрасываемых
веществ относится к первой категории опасности.
 |
Еще в январе 2002 года предприятию было выдано заключение
государственной экологической экспертизы, по которому оно должно
было до 2005 года установить “батарейные эмульгаторы второго поколения
взамен эмульгатора первого поколения на котле и скрубберов с трубами
Вентури на котле №12”, а также довести эффективность очистки по
золе до 97,5-99,2 процента. Более того, за счет совершенствования
режимов горения на котлах добиться снижения концентрации оксида
углерода. Однако ни первое, ни второе указания не были выполнены.
Комплексная проверка в 2005 году дает основание возбудить административное
дело (за невыполнение требований заключения государственных экспертов)
с наложением взыскания штрафа в размере 150 МРП. Выдается новое
предписание с установленными сроками до первого полугодия, которое
тоже так и не выполнено.
Предприятие объясняет свое бездействие отсутствием финансирования.
Однако в этом году уже есть позитивные сдвиги: на котле №12 установлен
эмульгатор второго поколения, который должен улавливать около 98
процентов выбросов золы. Почти через пять лет после получения первых
рекомендаций государственных экологов АТЭЦ-1 предпринимает первые
шаги к исправлению ситуации.
Другое активно загрязняющее наш воздух предприятие - “Алматытеплокоммунэнерго”
(АТКЭ) за загрязнение окружающей среды в первом квартале прошлого
года сверхустановленных лимитов получило штраф в размере почти 18
миллионов тенге.
Проблема смога непосредственно связана с проблемой разгрузки транспортных
магистралей города. Аким И.Тасмагамбетов на прошедшей недавно встрече
с населением озвучил такой факт: в городе насчитывается 350 тысяч
автомобилей. Но это только городских - ежедневно по улицам колесят
и областные машины, так что это число при ближайшем рассмотрении
может оказаться выше.
Разгрузить наши улицы смогли бы не только предполагаемые транспортные
развязки, но и метро, а также ряд других мер. Аким города уверенно
сказал, что строительство метрополитена не стоит на месте. Первая
очередь метро, по его словам, будет сдана в первом полугодии 2009
года.
В настоящее время штрафные санкции к нарушителям природоохранного
законодательства ужесточены: увеличены размеры штрафа до 500 МРП,
вплоть до приостановления и запрета видов деятельности. Хочется
думать, что этот шаг станет достаточно эффективным механизмом для
решения проблемы.
|