Амина Джалилова
Отжиг, выброс и распил
Неожиданное и, можно даже сказать, сенсационное заявление сделали
на этой неделе экологи и депутаты парламента. В Казахстане впервые
проведена общественная экологическая экспертиза крупного нефтегазового
проекта. Нефтяники предоставили свои документы по экологии, аналогичные
бумаги предоставили государственные контролирующие органы. В начале
недели в Алматы состоялась пресс-конференция, где были озвучены
результаты общественной проверки деятельности компании “Карачаганак
Петролиум Оперейтинг”.
В самой компании разъяснили обнародованные факты. А также ответили
на вопрос, по какой причине общественная комиссия взялась проверять
именно Карачаганак и чьи за этой инициативой стоят интересы
Событие
это является знаковым хотя бы потому, что ранее подобные проверки
не проводились ни разу. Теоретически мы знаем - безвредных месторождений
не бывает, что вызывает вполне обоснованное внимание государственных
проверяющих служб. Однако совершенно новым оказалось это явление
- проверка общественной комиссии. Вне зависимости от того, по какой
причине и зачем общественные деятели осуществили это начинание,
нельзя не признать его пользу для общества. Особенно если подобным
проверкам будут подвергнуты и другие предприятия страны.
В то же время не стоит забывать и еще об одной старой истине. Как
правило, нефтяники представляются народу (и вполне обоснованно)
этакими мешками с нефтедолларами. И на эти нефтедоллары неплохо
бы покуситься. Именно поэтому экологические нарушения того же “Тенгизшевройла”,
к примеру, вызывают гораздо больший резонанс, чем проблемы Алматы
или Шымкента. А ведь в южных городах, хоть и нет нефтяников, экологическая
ситуация гораздо более плачевная. Специалисты отрасли неоднократно
высказывали мнение, что природоохранные НПО не всегда бескорыстны
в своей борьбе за правду. Нередко они борются, скорее, за хороший
заказ от той же нефтяной компании.
Нам удалось получить развернутый комментарий на претензии экологов
и депутатов от консорциума “Карачаганак Петролиум Оперейтинг”. Стоит
отметить, что компания не отрицает обнародованные факты. Здесь государственные
службы регулярно проверяют КПО, каждое нарушение зафиксировано,
и компания понесла наказание. Мы решили представить заявления обеих
сторон в виде диалога. От имени общественности выступают депутат
сената Рашит Ахметов, депутат мажилиса Амангельды Таспихов, лидер
движения “Табигат” Мэлс Елеусизов и председатель объединения “Казахское
общество охраны природы” Амангельды Скаков.
Общественная комиссия:
“Мы отнесли их к категории злостных природоохранных нарушителей.
Больше, чем эта компания, никто штрафы не платит” (Амангельды Скаков).
“Когда я это увидел, те немногие волосы встали дыбом. Выбросы превышают
нормы в десятки, а в некоторых случаях и в сотни раз” (Амангельды
Таспихов). Фактические выбросы вредных веществ в атмосферу превысили
экологический норматив в 2004 году в 3,3 раза, а в 2005 году - в
2,8 раза. Фактические выбросы предприятия превысили установленные
Министерством охраны окружающей среды разрешенные объемы в 2004
году в 2,67 раза, в 2005 году - в 5,4 раза. Фактические объемы размещения
отходов превысили разрешенные в 2004 году в 5,8 раза, в 2005 году
- в 16 раз. Экологический норматив обращения с отходами по утвержденному
проекту превышает разрешенный объем почти в 20 раз.
КПО:
Как известно, всего несколько лет назад на Карачаганаке была завершена
фаза разработки и начата фаза эксплуатации (то есть началась добыча
нефти как таковая), первоначальный этап которой подразумевал увеличение
добывающих мощностей до проектных значений. Были введены в эксплуатацию
новые объекты, такие как КПК, УКПГ-2, экспортный трубопровод Карачаганак-Большой
Чаган-Атырау. Пусконаладочные работы и тестирование нового технологического
оборудования послужили основной причиной внеплановых выбросов в
2004-2005 годах.
Общественная комиссия:
По словам экологов, отчеты показывают: на самом Карачаганаке экологическая
обстановка более благоприятная, чем вокруг месторождения. “Получается,
что в зоне деятельности предприятия состояние окружающей среды лучше,
чем в зонах, где вообще никакого предприятия нет, - говорит Амангельды
Скаков. - Это просто оазис. То есть все их отжиги, все выбросы,
наоборот, улучшают окружающую среду. Это просто заповедник. И это,
конечно, очень возмутительно. Это значит, что они дают искаженную
информацию”.
КПО:
Снижение объема выбросов загрязняющих веществ и отсутствие превышения
концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе подтверждается
Программой мониторинга КПО, которая включает двукратный ежедневный
забор проб воздуха на границе санитарно-защитной зоны и четырехкратный
ежедневный забор проб воздуха в близлежащих поселках. Данная программа
утверждена государственными контролирующими органами и выполняется
подрядной организацией, имеющей государственную лицензию.
В дополнение к этому на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в
течение 2006 года КПО были установлены восемь станций автоматического
мониторинга атмосферного воздуха, которые работают в круглосуточном
режиме. Данные этих станций также подтверждают отсутствие превышения
концентраций загрязняющих веществ.
Наблюдаемое в настоящий момент снижение концентрации некоторых загрязняющих
веществ на границе СЗЗ и близлежащих поселков, по сравнению с фоновыми
концентрациями (то есть по сравнению с территориями вокруг месторождения),
обусловлено рядом таких факторов, как:
1. Сокращение количества буровых станков с 6 станков в 2002 году
до 3 станков в 2006 году.
2. Уменьшение количества скважин на исследовании и на ремонте. В
2002 году было проведено 89 скважинных операций с отжигом (отжиг
- это процесс сжигания газа на факелах - “НП”), в 2003-м - 47 скважинных
операций с отжигом, а в 2004-м - только 34.
3. Отказ от практики одновременного отжига при скважинных операциях.
4. Завершение работы в 2004 году многих строительных организаций,
выполнявших подрядные работы на территории месторождения, привносивших
значительный вклад в увеличение приземной концентрации загрязняющих
веществ за счет своих источников выбросов: автотранспорт, дизельные
генераторы, заводы по производству цемента, пыление щебня и т.д.
Вследствие этих факторов данные, фиксирующие снижение концентраций
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в последние годы, не
вызывают никакого сомнения.
Общественная комиссия:
“То, что они вкладывают сотни миллионов долларов в природоохранные
мероприятия - все это неправда. Фактически, по их же отчетам, у
них за три года был вклад в природоохранную деятельность от 5 до
10 миллионов долларов. То есть около 10 процентов от заявленной
суммы, которую, как они говорят, они тратят на природоохранную деятельность.
Это цифры, которые подтверждены документами, и они всегда могут
быть обнародованы” (Амангельды Скаков).
КПО:
Фактические затраты КПО на выполнение природоохранных мероприятий
в 1998-2006 годах. превышают 117 миллионов долларов США: 1998 г.
- 2,5 млн; 1999 г. - 1,68 млн; 2000 г. - 5,5 млн.; 2001 г. - 13
млн; 2002 г. - 28,7 млн; 2003 г. - 32,4 млн; 2004 г. - 5,7 млн;
2005 г. - 10 млн; 2006 г. - 17,9 млн.
Общественная комиссия:
Почему именно Карачаганак стал предметом исследования общественного
объединения? На этот вопрос члены комиссии отвечают: по закону,
экспертиза проводится по обращению одного и более граждан. Граждане
обратились, поэтому и была инициирована проверка.
КПО:
Члены общественной экологической экспертизы являются работниками
ТОО “Казэкология”, возглавляемого самим же г-ом Скаковым. Данная
фирма в 1997-2002 годах была подрядчиком КПО и выполняла ряд работ
в области экологии, в частности, разработку проекта предельно-допустимых
выбросов и оценки воздействия на окружающую среду, а также 40-летней
экологической программы. На протяжении последних лет ТОО “Казэкология”
не может выиграть тендер. К проектам, ранее выполненным ТОО “Казэкология”,
есть большие претензии, так как некачественно сделанная работа отражается
на компании и поныне.
Контракты с ТОО “Казэкология” в 1999-2002
|
Год
Контракт
1997 - Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух
1998 - Разработка проекта нормативов
предельно-допустимых выбросов
1998 - Геоэкологическое обследование КНГКМ
1998 - Оценка воздействия на окружающую среду разработки КНГКМ
1998 - ОВОС строительства и эксплуатации подъезной дороги КПК
1999 - Оценка влияния использования
суперзеленой горелки на атмосферный воздух
1999 - Разработка проекта предельно-
допустимых выбросов
1999 - Проект “Экологическая рабочая
программа КНГКМ”
2000 - Разработка программы мониторинга
для экспортного трубопровода
2001 - Разработка ежегодного
экологического отчета
2001 - Разработка отчета по экологическому воздействию
2001 - Корректировка проекта нормативов предельно допустимых
сбросов
2001 - Проект дисперсионного моделирования
2002 - Разработка проекта отжига
углеводородного сырья
при скважинных операциях
2002 - Моделирование рассеивания
загрязняющих веществ для проекта
санитарно-защитной зоны
2002 - Корректировка проекта предельно
допустимых выбросов |
|