9 февраля 2007 №5 (453)
     Культура

Алма-Ата многоликая

Представьте себе Алматы в далекие 60-е. Каким был наш город почти полвека назад? Конечно, тогда это был совсем другой город с иным более мягким названием - Алма-Ата. Книга Арсена Баянова “Алма-Ата неформальная” как раз о том когда-то главном городе нашей страны. И даже не столько о самом городе, сколько о его жителях и о том славном времени, ставшем уже историей

Недаром говорится, как назовешь корабль - так он и поплывет. Так же получилось и с нашим городом - поменяли имя, изменились и характер, и внешний облик теперь уже южной столицы нашей родины. В необратимое прошлое ушло то время, когда тенистые улицы знаменитого города яблок наполнял громкий смех гуляющих, а не бесконечный шум тысяч автомобилей, когда звуки прекрасного вальса переливались в чистом воздухе парков и скверов, когда сами обитатели города - алмаатинцы - были иными. На смену “солнечному городу с ласковым именем” пришел суетливый прогрессивно растущий мегаполис, лишь отдаленно напоминающий город юности наших родителей.
Автор книги “Алма-Ата неформальная” Арсен Баянов - известный писатель, журналист и музыкант, игравший одно время в группе “Дос-Мукасан”. В своем произведении он воссоздал образ бывшей столицы не образцово-показательный и парадный, а другой - не всегда положительный, но предельно правдивый. Как пишет сам автор, эта книга - сугубо личное восприятие того времени и тех событий, которые в ней описаны.
Книга Баянова - ретроспективный взгляд на историю Алма-Аты периода 60-80-х годов, когда в расцвете было движение хиппи и художников-авангардистов, в СССР проникал “вирус” битломании, а торгаши-фарцовщики делали деньги на нелегальной продаже модной одежды, пластинках, фотографиях западных звезд и тому подобном. А тем временем всевидящее око коммунистической власти отчаянно пыталось уследить за всем этим, устанавливая жесткий контроль над всеми сферами жизни. Впрочем, книга Баянова примечательна не только рассказами о “борьбе с системой”. Автор затронул такие неожиданные аспекты столичной жизни тех лет, как паранормальные явления, профессиональная преступность, а также сферы ресторанного и игорного бизнеса, жизнь алма-атинской богемы.
Алма-Ата Арсена Баянова - многогранна и многолика. Она и криминальная, и богемная, и мистическая, и порочная. Всего 11 граней одного целого - по количеству глав в книге.
“Вы никогда не обращали внимания на такой странный факт: наш город вроде бы случайно, но с упорным постоянством меняет имя собственное... То это Алматы, то Алмату, а потом Верный и Алма-Ата, а теперь снова Алматы, вдобавок ко всему еще и южная столица. К тому же наш город то женского рода - Алма-Ата, то мужского - Алматы. Не правда ли, что в этой странной аберрации есть некий элемент тайны? - рассуждает автор в своей книге в главе “Алма-Ата мистическая”. - Словно бывшая столица пытается, изменив имя и даже пол, изменить свою судьбу. Впрочем, в том, что Алма-Ата всегда была мистическим городом, сомневаться не приходится”. Буквально пропитанная ностальгией по давно ушедшему книга рассказывает о важных событиях в жизни города. Таких, например, как постройка гостиницы “Казахстан” и странных, почти символических пожарах, в которых исчезли здание ТЮЗа и культовое для того поколения кафе “Акку”. Автор красочно повествует о настоящих героях своего времени, о нравах и порядках, царствовавших в разных районах Алма-Аты, о тех знаковых местах, названия которых уже ничего не говорят подрастающему поколению алматинцев.
Интересна книга также подачей материала, что называется “из первых рук” - во многих главах автор выступает не только свидетелем, но и непосредственным участником описанных событий. Нельзя пожаловаться и на отсутствие юмора в произведении: серьезные, а порой и трагичные эпизоды щедро разбавлены комическими отступлениями, что облегчает восприятие.
Также в книгу входит приложение “Алма-Ата музыкальная” - энциклопедия алма-атинской музыки, в которой описываются жизнь и творчество популярных в то время коллективов и современных групп, таких как “Жетыген”, “Гульдер”, “Мюзикола”, “A-Студио”. В первую очередь рассказывается подлинная история легендарной группы “Дос-Мукасан”, членом которой был автор книги. Приводится даже интервью с руководителем ансамбля Муратом Кусаиновым, повествующее о самом начале пути славного коллектива.
Арсен Баянов также рассказывает о новейшей истории казахстанской музыки. “Возникли, - рассказывает автор, - новые интересные проекты, например, “Девушки со скрипками”. Таким путем пошли три наши исполнительницы - Аида Аюпова, Лана и Джамиля Серкебаева. Вообще тут нужно отметить роль наших музыкальных кланов - Серкебаевых и Абдуллиных, в среде которых появился ряд классных музыкантов. Наверное, это тот самый случай, где клановость просто должна приветствоваться”.
Приложение составляет 1\6 часть всей книги, но по степени важности содержащейся в нем информации не уступает основному материалу. Особенно приложение “Алма-Ата музыкальная” понравится тем, кто интересуется историей казахстанской эстрады.
В своей книге “Алма-Ата неформальная” автору удалось отразить дух той эпохи в красках настолько ярких, что при ее прочтении перед глазами буквально оживают образы героев, события того времени.

Айгерим Бейсенбаева
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск