Алма-Ата многоликая
Представьте себе Алматы в далекие 60-е. Каким был
наш город почти полвека назад? Конечно, тогда это был совсем другой
город с иным более мягким названием - Алма-Ата. Книга Арсена Баянова
“Алма-Ата неформальная” как раз о том когда-то главном городе
нашей страны. И даже не столько о самом городе, сколько о его
жителях и о том славном времени, ставшем уже историей
Недаром
говорится, как назовешь корабль - так он и поплывет. Так же получилось
и с нашим городом - поменяли имя, изменились и характер, и внешний
облик теперь уже южной столицы нашей родины. В необратимое прошлое
ушло то время, когда тенистые улицы знаменитого города яблок наполнял
громкий смех гуляющих, а не бесконечный шум тысяч автомобилей,
когда звуки прекрасного вальса переливались в чистом воздухе парков
и скверов, когда сами обитатели города - алмаатинцы - были иными.
На смену “солнечному городу с ласковым именем” пришел суетливый
прогрессивно растущий мегаполис, лишь отдаленно напоминающий город
юности наших родителей.
Автор книги “Алма-Ата неформальная” Арсен Баянов - известный писатель,
журналист и музыкант, игравший одно время в группе “Дос-Мукасан”.
В своем произведении он воссоздал образ бывшей столицы не образцово-показательный
и парадный, а другой - не всегда положительный, но предельно правдивый.
Как пишет сам автор, эта книга - сугубо личное восприятие того
времени и тех событий, которые в ней описаны.
Книга Баянова - ретроспективный взгляд на историю Алма-Аты периода
60-80-х годов, когда в расцвете было движение хиппи и художников-авангардистов,
в СССР проникал “вирус” битломании, а торгаши-фарцовщики делали
деньги на нелегальной продаже модной одежды, пластинках, фотографиях
западных звезд и тому подобном. А тем временем всевидящее око
коммунистической власти отчаянно пыталось уследить за всем этим,
устанавливая жесткий контроль над всеми сферами жизни. Впрочем,
книга Баянова примечательна не только рассказами о “борьбе с системой”.
Автор затронул такие неожиданные аспекты столичной жизни тех лет,
как паранормальные явления, профессиональная преступность, а также
сферы ресторанного и игорного бизнеса, жизнь алма-атинской богемы.
Алма-Ата Арсена Баянова - многогранна и многолика. Она и криминальная,
и богемная, и мистическая, и порочная. Всего 11 граней одного
целого - по количеству глав в книге.
“Вы никогда не обращали внимания на такой странный факт: наш город
вроде бы случайно, но с упорным постоянством меняет имя собственное...
То это Алматы, то Алмату, а потом Верный и Алма-Ата, а теперь
снова Алматы, вдобавок ко всему еще и южная столица. К тому же
наш город то женского рода - Алма-Ата, то мужского - Алматы. Не
правда ли, что в этой странной аберрации есть некий элемент тайны?
- рассуждает автор в своей книге в главе “Алма-Ата мистическая”.
- Словно бывшая столица пытается, изменив имя и даже пол, изменить
свою судьбу. Впрочем, в том, что Алма-Ата всегда была мистическим
городом, сомневаться не приходится”. Буквально пропитанная ностальгией
по давно ушедшему книга рассказывает о важных событиях в жизни
города. Таких, например, как постройка гостиницы “Казахстан” и
странных, почти символических пожарах, в которых исчезли здание
ТЮЗа и культовое для того поколения кафе “Акку”. Автор красочно
повествует о настоящих героях своего времени, о нравах и порядках,
царствовавших в разных районах Алма-Аты, о тех знаковых местах,
названия которых уже ничего не говорят подрастающему поколению
алматинцев.
Интересна книга также подачей материала, что называется “из первых
рук” - во многих главах автор выступает не только свидетелем,
но и непосредственным участником описанных событий. Нельзя пожаловаться
и на отсутствие юмора в произведении: серьезные, а порой и трагичные
эпизоды щедро разбавлены комическими отступлениями, что облегчает
восприятие.
Также в книгу входит приложение “Алма-Ата музыкальная” - энциклопедия
алма-атинской музыки, в которой описываются жизнь и творчество
популярных в то время коллективов и современных групп, таких как
“Жетыген”, “Гульдер”, “Мюзикола”, “A-Студио”. В первую очередь
рассказывается подлинная история легендарной группы “Дос-Мукасан”,
членом которой был автор книги. Приводится даже интервью с руководителем
ансамбля Муратом Кусаиновым, повествующее о самом начале пути
славного коллектива.
Арсен Баянов также рассказывает о новейшей истории казахстанской
музыки. “Возникли, - рассказывает автор, - новые интересные проекты,
например, “Девушки со скрипками”. Таким путем пошли три наши исполнительницы
- Аида Аюпова, Лана и Джамиля Серкебаева. Вообще тут нужно отметить
роль наших музыкальных кланов - Серкебаевых и Абдуллиных, в среде
которых появился ряд классных музыкантов. Наверное, это тот самый
случай, где клановость просто должна приветствоваться”.
Приложение составляет 1\6 часть всей книги, но по степени важности
содержащейся в нем информации не уступает основному материалу.
Особенно приложение “Алма-Ата музыкальная” понравится тем, кто
интересуется историей казахстанской эстрады.
В своей книге “Алма-Ата неформальная” автору удалось отразить
дух той эпохи в красках настолько ярких, что при ее прочтении
перед глазами буквально оживают образы героев, события того времени.
Айгерим Бейсенбаева