|
Ольга Медведева
Генерал-лейтенант Ертаев:
МО не должно быть ТОО
- Спасибо за приглашение к разговору. В последнее время многие
средства массовой информации критикуют положение дел в Вооруженных
силах Казахстана. Трудно однозначно сказать, объективно ли это.
Потому я посчитал своим долгом выразить личную позицию по некоторым
актуальным вопросам военного строительства. Упущений много. Я далек
от того, чтобы обвинять бывшего министра обороны Мухтара Алтынбаева
в неспособности руководить армией и вешать на него все ошибки. Виноваты
все мы - от бывшего министра, его заместителей до командиров войскового
звена
- Бахытжан Ертаевич, как Вы оцениваете боеспособность армии
и ее техническую оснащенность?
- Боеспособность, к сожалению, низкая. Для обоснования приведу факт:
управление по организации боевой подготовки в ВС при Комитете начальников
штабов (КНШ) до сих пор успешно функционирует... на бумаге. А качественной
и исправной боевой техники сегодня примерно 20 процентов. В 2007
году на модернизацию вооружения выделено 48 миллиардов тенге, то
есть финансирование по закупкам увеличено в два раза, а общий бюджет
Минобороны превысил 1 миллиард долларов США. Но это не значит, что
это решит все проблемы. Зачем нам приобретать новую авиационную
технику, если недавно мы продавали ее третьим странам, причем в
исправном состоянии?
Пора создать новую единую систему заказов вооружений, причем не
только для армии, но и для пограничников, внутренних войск, Республиканской
гвардии, МЧС... Например, поручить эти вопросы Комитету военного
администрирования при Министерстве индустрии и торговли или другому
госоргану, прикомандировав к нему военнослужащих от силовых структур.
Деятельность такого комитета наряду с работой Комитета по оборонной
промышленности и Госматрезервом препятствовало бы коррупции среди
людей в погонах.
Необходимо также подчинить “Казспецэкспорт” непосредственно правительству,
а принятие решений по списанию имущества и вооружений должен принимать
только Комитет по приватизации и госимуществу. Пока же необходимо
вообще остановить списание и приватизацию объектов недвижимости
и земель военного назначения.
 |
- Наша газета поднимала тему военной доктрины...
- Она до сих пор не принята. Причина одна - в Казахстане нет военной
науки! Приходится прибегать к специалистам НАТО, что ваша газета
в статье “План Маршалла” и отметила. Военное руководство в целом
понимало необходимость существования научной мысли, глубокой проработки
собственно военных, экономических, технических, кадровых и мобилизационных
вопросов. Но есть одно существенное “но”: научный подход не входил
в круг интересов МО, поскольку, видимо, проще на правах единоначалия
субъективно руководить армией, щадить свои время, здоровье, планово
получать к праздникам генеральские звания и боевые государственные
награды.
При таком подходе дальнейшая организация системы военного управления
без новых концепций и программ реформирования невозможна. Например,
мне не понятно, почему Государственная программа развития Вооруженных
сил, других войск и воинских формирований на 2006-2010 годы принимается
до утверждения новой военной доктрины?
| Справка “НП” |
|
Генерал-лейтенант ЕРТАЕВ Бахытжан Ертаевич.
Окончил Алматинское высшее общевойсковое командное училище
(1973), Военную академию имени М.В. Фрунзе (1985), обучался
в Академии Генерального штаба России (1996).
Прошел должности командира взвода, начальника штаба мотострелкового
батальона. В составе ограниченного контингента советских войск
в Афганистане являлся командиром батальона (1981-1992), затем
командиром полка в Германии. С образованием в 1992 году Вооруженных
сил Казахстана - заместитель командира, а затем командир мотострелковой
дивизии. 1996-1997 годы командир 1-го армейского корпуса;
с ноября 1997 года начальник Главного штаба, а затем начальник
Генерального штаба Вооруженных сил Казахстана - первый заместитель
министра обороны. В 2000 году назначен командующим Восточным
военным округом. В настоящее время генерал - инспектор военной
инспекции Министерства обороны. Награжден орденом Красной
Звезды, боевыми медалями.
|
- Почему многие представители “золотого фонда армии” - офицеры
- сегодня оказались не у дел. Не нашлось применения в ВС РК генералам
Д.Халикову, У.Еламанову, С.Нургажину, А.Васимову, Т.Нургалиеву.
Длительное время служат за границей бывшие начальник Главного штаба
ВС генерал-майор А.Джарбулов, командующий Силами воздушной обороны
генерал-майор авиации Ш.Ибраев. Уволены в молодом возрасте генералы
А.Касымов, Ж.Сандыбаев, М.Телегусов, сотни полковников с академическим
образованием работают на гражданке. Только из одной небольшой авиационной
части с 2000 года уволилось 70 летчиков. Что происходит?
- Увы, эта кадровая практика отбросила армию на десятилетия назад.
Наиболее ярко раскрывает эту проблему статья полковника запаса Курманбай
Айболата “Господа офицеры. Кто сегодня представляет элиту казахстанской
армии?”, где говорится, что в 2002 году было уволено 650 офицеров,
в 2004 году - уже 1134. Данные за последний год МО умышленно не
обнародует, поскольку они будут еще более шокирующими!
Самый продуктивный возраст для офицера 45-50 лет - к этому времени
накоплен профессиональный и жизненный опыт. Но в нашей армии офицеров
этого возраста всего 3,59 процента. А высшее специальное (академическое)
образование - только у 5 процентов! В первую очередь это связано
с оттоком офицеров по причине гонений на офицеров, которые пытались
противодействовать коррупции, вследствие недобросовестной конкуренции,
из личных неприязненных отношений.
Большинство руководящих должностей в центральном аппарате МО и КНШ
занимают офицеры, никогда не командовавшие воинскими подразделениями,
некоторые даже не заканчивали военных академий! Думаю, новому министру
его подчиненные должны подготовить объективную и полную аналитическую
справку о положении дел в кадровом вопросе и морально-психологическом
климате в офицерской среде. И вообще провести расширенную Военную
коллегию по данному вопросу с участием Верховного главнокомандующего.
Необходимо, чтобы статусом военнослужащего обладали лица, непосредственно
связанные с боевой готовностью войск и вопросами их обеспечения.
Это повысит престиж службы в воинских частях и внесет порядок в
прохождение офицерами должностей. Перспектива роста офицера сейчас
зависит не от деловых качеств, а от умения “стучать каблуками”.
Откуда эта зараза пошла, я не знаю.
- В чем, на Ваш взгляд, причина нынешних сложностей в армии?
- Все это - следствие отсутствия контроля над армией.
В нашем сегодняшнем парламенте нет ни одного армейского депутата.
Помним ли мы, когда за последние 10 лет министр обороны был бы заслушан
на совместном заседании палат парламента о состоянии дел в армии
по всем направлениям ее деятельности? Нет принципиального анализа
положения дел в ВС со стороны исполнительной власти. Да и откуда
ему взяться, если в отдел обороны канцелярии премьер-министра и
секретариат Совбеза прикомандированы от Минобороны лица, не прошедшие
высокие командные должности, есть среди них и подполковник, не командовавший
даже взводом! Качество такого “курирования” удовлетворяет Минобороны.
- Кто-нибудь когда-нибудь подсчитывал, сколько всего украли у
армии, а следовательно, у государства? Даже судя по публикациям
в прессе, масштабы хищений просто чудовищны.
- В сравнении с показателями 2005 года, в 2006 году на 74 процента
в войсках увеличилось количество выявленных экономических преступлений
и в 3 раза выросло количество преступлений коррупционного характера.
Только в 2005 году Комитетом финконтроля было выявлено завышение
сметных ассигнований на сумму 1,177 миллиарда тенге, нарушения законодательства
о госзакупках почти 280 миллионов тенге.
Заметьте, говорится только о выявленных фактах, а сколько их всего?
Остановить коррупцию очень трудно. Почему? Ответ прост - система
круговой поруки.
Обратите внимание на то, что никто из виновных не осужден военным
судом, хотя речь идет не просто о нанесение экономического ущерба,
а о подрыве боевой готовности. Не судят, потому что применение сурового
наказания может раскрыть коррумпированную сеть более высоких начальников.
Вот и делайте выводы сами.
- Однажды я сделала журналистский запрос на имя Мухтара Алтынбаева
о проданных военных базах, казармах, складах, словом, об объектах
недвижимости. Минобороны мне ответило, что эти данные не подлежат
разглашению. Военная тайна. А ведь некоторые сделки, как и некоторые
кадровые сокращения, тянут на преступления против государства. Кто-нибудь
когда-нибудь даст им оценку?
- В перечень сведений, относимых к госсекретам, информация о
проданных объектах не попадает. А по вопросу персональной ответственности
должностных лиц, нанесших ущерб обороноспособности страны, ответ
даст время и позиция нового министра обороны.
- В чем, на Ваш взгляд, должна заключаться реформа армии?
- На данном этапе нужны коренные преобразования в области боевой
подготовки и организации боевого дежурства войск, реформы в кадровой
сфере, направлениях материально-технического и тылового обеспечения
войск, модернизации вооружения, мобилизационной, воспитательной
и социальной защите военнослужащих и членов их семей. А начало я
вижу в реализации военных программ и... в сокращении численности
центрального аппарата МО и КНШ, причем вдвое.
Считаю, надо сократить и количество заместителей министра обороны
до 3 человек - председателя Комитета начальников штабов, заместителя
министра по воспитательной, кадровой и социально-правовой работе,
а также ввести должность главнокомандующего Сухопутными войсками
ВС - заместителя министра. Все офицеры Министерства обороны и КНШ,
не имеющие практики службы в войсках, должны послужить в гарнизонах
и последовательно пройти должности по специальности, набрать опыта,
знаний. Ротация низовых кадров с коллегами из органов военного управления
должна стать системой, а прохождение службы в войсках быть обязательным
условием служебного роста.
Во главе угла у нас сейчас стоит не человек, а документ, не практические
вопросы отработки боевой готовности, а очковтирательство. Надо прямо
отметить, что в центральном аппарате служит целое поколение офицеров,
выросших в нем от лейтенантов до полковников, не служивших в войсках,
но зато члены так называемой “команды”, которая не дает расти перспективным
войсковым офицерам. Думаю, было бы целесообразным сокращение малоэффективных
административного и юридического департамента. Сейчас военные юристы
числятся для того, чтобы судиться с бывшими военнослужащими по жилищным
и земельным вопросам и выдавать приспособленные под мнение начальников
правовые заключения.
Потому принципиально, чтобы непосредственно министру обороны подчинялись
ведомственная военная инспекция, департамент кадров, финансовые
и финансово-контрольные органы, аналитический центр.
- Как, на Ваш взгляд, отразится на армии назначение гражданского
министра обороны?
- Военнослужащие, а также члены их семей связывают с приходом
Даниала Ахметова большие надежды. Будучи премьером, он три года
так или иначе занимался оборонными вопросами. Теперь он досконально
узнает, на что расходуются деньги, выделяемые армии, и почему многие
с обидой из нее уходят.
Сейчас Вооруженным силам страны нужны деньги на оснащение современной
техникой, улучшение инфраструктуры, быта офицеров и контрактников,
а не на наглядную агитацию и содержание бюрократов в погонах. Решение
этих и других проблем невозможно без личного участия нового министра,
без прямого диалога и взаимопонимания с подчиненными... Многое будет
зависеть от того, кого министр оставит в своей “команде”.
|