26 января 2007 №3 (451)
     События

Юлиана Жихорь
Китайские галеоны, груженные золотом

Получивший недавно “Золотой глобус” за нашумевший фильм о “казахстанском журналисте” в Америке Саша Коэн, он же Борат Сагдиев, превзошел все чаяния отечественных госменеджеров от туризима. Им остается лишь направить возросший интерес иностранцев в нужное русло. “НП” стало известно, каким именно образом Капшагай будет превращаться в Каз-Вегас, а если быть точным - в Жана Иле. Кроме того, в грандиозных планах Министерства туризма и спорта переманить гостей Турции на Каспийский берег

“Новый город на Или”, или Жана Иле, расположится на территории в 3,5 тысячи гектаров в шести километрах от города Капшагая по талдыкорганской трассе (в пяти километрах от поста ГАИ). На сегодня группой компаний “Пан-Чайна Интернейшенел групп Гонконг” (глава - фактический хозяин Макао Стенли Хо), включающей в себя “Пан-Чайна контакшн групп”, “Талентед Драган инвестмент ЛТД”, “Велден - Симпсон-архитект ИНК”, создан проект будущего города.
Кроме планировки территории, авторы проекта представили несколько грандиозных проектов зданий: Дворец ветров, Дворец моря (Колесо обозрения с кабинками-ресторанчиками), башня “Морской дракон”, “Миракл тауэр” - чудо-башня высотой в 1991 фут (год обретения независимости РК), или 607 метров, Гиперпарк (юрского периода), Казахский культурный центр. Ну и, конечно, магазины розничной торговли - так называемые магазины Дворца Цезаря на улице Мечты.
Все творения, разумеется, в китайском стиле.

Кроме того, вдоль набережной расположится “маленькая Италия” (как выяснилось, рельеф капшагайс;кого побережья полностью совпадает с рельефом итальянского городка Портофино). На озере будут курсировать яхты. По задумке авторов проекта, одна из них - суперяхта. Очень дорогое судно, куда раз в год смогут собираться поиграть азиатские миллионеры (есть такая группа игроков, которые раз в год собираются за столом с зеленым сукном. Причем каждый раз в новом месте, где им никто не мешает). А на побережье будет выстроена трасса для... “Формулы-1”.
Пока пустые места на карте будут заполняться отечественными архитекторами. Разумеется, лишь в том случае, если у местных воротил игорного бизнеса хватит средств для возведения зданий, аналогичных китайским, - архитектурный образ Каз-Вегаса будет одобряться специальной комиссией и должен быть выдержан в супермодерновом стиле. Но как уже сейчас предсказывают представители министерства, в Казахстане фактически нет бизнесменов такого масштаба. Ибо те, кто считаются у нас казиношными олигархами, вряд ли смогут “потянуть” здания такого уровня. (К слову, акимат Алматинской области уже заказал собственный проект пары зданий.)
На территории также расположатся и небольшие виллы - для сдачи в наем на длительный срок.

Разработанный бизнесменами из Макао проект уже, в принципе, одобрен. Осталось согласовать нюансы, после которых начнется строительство. Например, налоговые послабления. Как сообщил председатель Комитета индустрии туризма Каирбек Ускенбаев, речь может идти о создании на данной территории специальной экономической зоны на время строительства, что значительно удешевит себестоимость зданий.
Кроме того, не исключено, что обсуждаются также вопросы возможности увеличения квоты на ввоз иностранной (читай - китайской) рабочей силы, которая будет трудиться на возведении архитектурных объектов. А также привлечения самих работников казино из-за рубежа.
Что касается собственности на землю, то, согласно Земельному кодексу РК, земля под объекты может сдаваться иностранным гражданам в аренду сроком на 49 лет.
В планах министерства сделать территорию Города развлечений действительно локальной - огородить забором. Вблизи расположится аэропорт с взлетно-посадочной полосой для малой авиации - благо она существует еще со времен афганской кампании СССР. А покрыть “внутренности” новым асфальтом не составит труда.
Кроме того, до ворот города будет проложена скоростная автомагистраль (улучшено покрытие трассы Алматы - Талдыкорган). В проекте также строительство скоростной железнодорожной магистрали от поста Хоргос. При этом предполагается облегченный визовый режим - визы будут выдаваться приезжающим прямо на вокзале Каз-Вегаса. Надо отметить, что Минтуризма вообще намеревается совместно с МИДом, Минфином, МВД, КНБ принять меры по упрощению визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля “для граждан из политически стабильных государств”. Пока в планах министерства увеличить число стран, для которых имеется упрощенный режим получения виз, с 28 до 42.

Что касается стоимости проекта, то для корпорации Стенли Хо он может обойтись в 10-13 миллиардов долларов, для казахстанской стороны - в два миллиарда тенге. Именно столько потребуется от нашего государства на подведение к месту будущего строительства всех коммуникаций.
В случае положительного завершения переговоров (что, как ожидают, произойдет в течение этого года), китайская сторона обещает реализовать свою часть проекта в течение четырех лет.
Что касается проекта в Щучинско-Боровской зоне, то пока о нем не известно ничего, кроме того, что территория этого проекта займет 500 тысяч гектаров на пустынном берегу озера Чебачье. Такая неизвестность вызвана тем, что, в отличие от аналогичного Капшагайского проекта, здесь все еще на стадии разговоров. Однако уже сейчас решено, что объектов игорного бизнеса там будет минимум. Основной же идеей проекта станет казахский Диснейленд.
Зато в самое ближайшее время возможны подвижки по другому направлению - на берегу Каспийского моря (ориентировочно - в Актау). В течение ближайших двух месяцев в Бостоне планируется презентация проекта развития на казахстанском берегу Каспия огромной зоны отдыха: отели, пляжный туризм, круизный туризм.
Ориентировочная стоимость этого проекта - порядка 15 миллиардов долларов.
Эскизный проект разработан в США. После его презентации станет ясно, согласятся ли американские инвесторы вкладывать такие средства в развитие казахстанского туристского кластера или Астане придется искать других партнеров. Но уже сейчас свою заинтересованность высказали представители бизнес-кругов Великобритании.
А главным козырем Казахстана в этом вопросе является “прорывной” проект - международный круиз на Каспийском море.

Астана
На снимках: так будет выглядеть Капшагай через пятилетку
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск



HotLog

CountZero