12
января 2007 №1 (449)
Айгерим Бейсенбаева
Двадцать шесть минут о жизни композитора
Ушедший год был посвящен празднествам в честь 100-летнего
юбилея великого казахстанского композитора, основоположника музыкального
профессионального образования в Казахстане, академика НАН РК Ахмета
Жубанова. В честь этого события в Доме кино состоялась премьера
документального фильма “Ахмет Жубанов” режиссера Калилы Умарова
Кинорежиссер-документалист,
член Союза кинематографистов Казахстана Калила Умаров снял фильм
о выдающемся деятеле культуры композиторе Ахмете Жубанове. В документальной
ленте рассказывается о жизненных поворотах в нелегкой судьбе композитора,
рассматриваемой через призму исторических коллизий.
На наши вопросы о документальном фильме “Ахмет Жубанов” ответил
режиссер и автор сценария Калила Умаров.
- Расскажите о фильме: чему вы уделяли внимание в первую очередь
при съемках картины?
- Фильм получился занимательным главным образом благодаря тому,
что в съемках фильма принимала участие дочь Ахмета Ажар Жубанова.
Вместе мы написали сценарий. Несмотря на то, что Ажар по специальности
биолог, она явилась богатым источником информации не только о великом
отце, но и о состоянии культуры и искусства того времени. Ажар Жубанова
оказала неоценимую помощь в съемках фильма.
При создании картины я не ставил перед собой задачу биографически
описать жизнь Ахмета Жубанова и его творчество. Во-первых, невозможно
уложить такое огромное количество информации в один 26-минутный
фильм - жизнь великого композитора была очень насыщенной. Во-вторых,
это просто не мой стиль. В своем фильме я стремился отразить лишь
те моменты жизни Жубанова, которые повлияли на его творческую судьбу.
То есть те, что сделали его великим композитором - переломные моменты,
которые помогли его нравственному и творческому росту. Гением никто
не рождается, им становятся посредством великого труда, под воздействием
человеческих трудностей.
В своем фильме я отразил три главных, на мой взгляд, момента в судьбе
композитора. Молодой Ахмет Жубанов приехал к себе на родину из Ленинграда
для того, чтобы организовать первый в истории казахского народа
оркестр. Это было в 1934 году, во время великого голода, и тогда,
естественно, народу было не до музыки. И несмотря на тяжелые условия
и многочисленные препятствия, оркестр был создан. Успех первого
музыкального оркестра во главе с Ахметом Жубановым был ошеломляющим.
К композитору пришли слава и признание. Его влияние на сознание
народа было безграничным. И, конечно, правительство тогда старалось
использовать его в своих целях.
 |
C первым оркестром |
Второй переломный момент в жизни композитора - это годы
репрессий казахской интеллигенции. В 1937 году был осужден и расстрелян
брат Жубанова - доктор филологии Кудайберген. На плечи молодого
Ахмета Жубанова легли заботы о многочисленном семействе брата. Его
самого уволили из филармонии и сняли абсолютно со всех постов. Так,
в самый расцвет творческой деятельности, он остался не у дел. Дальше
последовали долгие годы лишений. Славу великому деятелю искусств
Жубанову вернула написанная им книга о великом Курмангазы, изучению
творчества которого он посвятил всю жизнь.
И, наконец, в 50-е годы Ахмет Жубанов навсегда покинул Казахстан
из-за гонений со стороны правительства. Фильм заканчивается выступлением
Шолпан Жубановой на сцене Парижского театра - внучка исполняет произведения
великого деда. Именно эти важные эпизоды я и показал в фильме.
Документальный фильм об Ахмете Жубанове получился очень метафоричным,
полным символов.
- По каким материалам снимался фильм?
- Документальные кадры из жизни великого композитора были предоставлены
архивом Госфильмофонда, фотографии - из домашнего архива семьи Жубановых.
Также в картину вошли интервью и выступления известных писателей
Абиша Кекильбаева и Абдижамиля Нурпеисова, деятелей культуры Ермухамета
Ертысбаева и Фуата Мансурова. И, конечно, воспоминания родственников
композитора, детей Каира и Ажар Жубановых и правнука Алана Бурибаева.
- В чем заключалась сложность создания этого фильма?
- В том, что невозможно в получасовом фильме отразить все самое
важное. Ведь самое значительное в судьбе великого композитора заключается
в том, что его музыкальный гений передался потомкам. Дочь - Газиза
Жубанова - достойная продолжательница дела отца. Потом уже появились
внучка Шолпан и правнук - талантливейший дирижер и музыкант Алан
Бурибаев, не говоря уже обо всех остальных членах великой семьи
Жубановых, которые являются или талантливыми музыкантами, или учеными.
Это настоящая династия деятелей науки и искусства, которая целиком
заслуживает великой славы и упоминания в фильме о композиторе. И
вот это было самое сложное: выбрать наиболее важную информацию.
В итоге получился настоящий айсберг, на поверхности - только яркая
фигура композитора Ахмета Жубанова.
 |
C сыновьями |
- Почему вы взялись снимать картину про Ахмета Жубанова?
- Это случилось благодаря стараниям Сергея Азимова, главы “Казахфильма”,
который пригласил меня на киностудию и предложил снять документальную
ленту о великом деятеле Жубанове в честь 100-летия композитора.
И потом я уже очень давно занимаюсь документальными фильмами: я
снял множество картин о важных казахстанских деятелях и о великих
событиях в нашей стране. Еще 25 лет назад в Ленинграде я снимал
дипломный фильм о Курмангазы, творчество которого изучал Жубанов.
В связи с этим я еще с тех времен был знаком с деятельностью Ахмета
Жубанова, в частности, с его книгой “Курмангазы”.
- Сколько времени потребовалось на создание фильма?
- Почти год. Работу над сценарием мы с Ажар Жубановой начали зимой
прошлого года, и к окончанию года 100-летнего юбилея Ахмета Жубанова
мы организовали премьеру фильма. Съемки проводились в четырех городах:
Астане, Алматы, Актобе - родном городе композитора и в Париже, где
состоялся концерт в честь юбилея Ахмета Жубанова.
 |
На открытии квартиры-музея Ахмета Жубанова |
- Как зрители восприняли картину?
- Зрители были в восторге. На премьере фильма я сидел в стороне
и наблюдал за реакцией публики. Зрители замечательно восприняли
фильм - это было видно по лицам. Они громко аплодировали - значит,
фильм заинтересовал. Отзывы были очень хорошие, и мы, создатели
фильма, в общем-то довольны получившимся результатом.
|