1 декабря 2006 №48 (444)
    Исследования

Амина Джалилова
Сокровища нации

За год Национальный фонд Казахстана заметно вырос. В конце 2005 года в фонде было аккумулировано 8 миллиардов долларов, сегодня уже 12. Это примерно 75 процентов от доходной части государственного бюджета-2007. И в случае падения цены на нефть, можно надеяться, эти запасы позволят Казахстану продержаться на плаву три года. То есть Нацфонд - это стратегический резерв страны, один из аспектов государственной безопасности.
Между тем казахстанцы не знают и не имеют возможности узнать, кто и как управляет средствами фонда, во что инвестируются эти деньги. Это секретная информация. Более того, в любой момент фонд может быть закрыт. Для этого не понадобится даже решение парламента. Итак, мы имеем 12 миллиардов народных денег в свободном плавании

Не первый год звучат обвинения в непрозрачности Национального фонда. Представитель фонда “Сорос - Казахстан” Антон Артемьев указывает на следующие проблемы, связанные с фондом.
Во-первых, народ не знает, как формируется фонд. Нам говорят, что такие-то налоги от нефтяных компаний перечисляются в фонд, столько-то денег на конец текущего месяца скопилось. Но какая компания какую сумму внесла, мы не знаем.
Во-вторых, очень мало информации об использовании средств фонда. Чтобы не перегревать экономику, власти, как и принято при управлении подобными фондами, инвестируют средства за рубежом. Управляют нефтедолларами наш Нацбанк и ряд зарубежных управляющих компаний. Но что это за компании, в какие ценные бумаги они наши деньги вкладывают, на экономику каких государств работает Нацфонд, насколько эффективно работает та или иная управляющая компания - мы не знаем.

Деньги Нацфонда в надежном месте...

Но зачем нам это знать? - спросит читатель. Правительство распоряжается и ладно. Однако дело в том, что фонд, как и бюджет, формируется за счет налогов. Не просто налогов, а налогов от добычи нефти. А недра, согласно Конституции, являются собственностью народа. И страна откладывает в копилку миллиарды, полученные от использования этой собственности. От этих денег зависит выживание Казахстана в случае крушения цен на нефть.
Представьте, что вы откладывали половину своей зарплаты на черный день. И деньги эти поручили на хранение другу. А друг не только не рассказывает, как он распоряжается этими деньгами, но и имеет право отдать их вам тогда и так, как ему захочется, потому что никаких договоренностей о ликвидации этого фонда вы с другом не установили. Вот такая дружба у нас установилась между властью и народом.
Впрочем, быть может, такова мировая практика - не будоражить умы сообщениями о миллиардах в нефтяных фондах, чтобы лишний раз не рассчитывали, чтобы это был по-настоящему стратегический запас? Дабы ответить на этот вопрос, мы проанализировали находящуюся в свободном доступе информацию по подобным фондам в следующих, богатых нефтью, государствах: Норвегия (ее всегда приводят в пример как эталон прозрачности), Россия, Азербайджан и Казахстан. Полученные выводы позволили нам составить рейтинг прозрачности этих четырех фондов. Для простоты мы именуем их нефтяными фондами, однако в каждой стране они имеют собственное название.
Мы использовали несколько критериев. Первое - кем управляется фонд, имеет ли законодательный орган доступ к принятию решений по фонду. Второе - есть ли информация о том, кто отчисляет деньги в фонд. Третье - есть ли информация о странах, в бумаги которых можно вкладывать, о самих инструментах, о рейтингах компаний, которым доверяют деньги фонда. Четвертое - как часто публикуются отчеты и насколько они подробны. Пятое - известы ли названия компаний, которые управляют средствами фонда. Шестое - кто и как проверяет деятельность фонда, публикуется ли аудированная отчетность.
На четвертом месте, к сожалению, мы вынуждены разместить Национальный фонд Казахстана. Правда, на сайте Министерства финансов РК можно найти больше информации, чем на аналогичном российском сайте. Однако российские власти ежеквартально передают отчет в Госдуму, у нас же парламент отстранен от контроля за Нацфондом. Есть, правда, Наблюдательный совет, функции которого не ясны, в него должны входить спикер сената и спикер мажилиса.
Средства в фонд с середины этого года отчисляют все нефтекомпании, однако кто сколько дает - неизвестно.
Казахстанцы не могут узнать из открытых источников, какие именно управляющие компании распоряжаются деньгами, в какие инструменты они инвестируют, нет даже требования о том, какой должен быть рейтинг у компаний, которым мы доверяем деньги. То есть неизвестно практически ничего об управлении финансами.
Впрочем, если сильно постараться, можно найти документы, где дается разбивка по странам и валютам, в которые вложены деньги. Но про сами ценные бумаги и компании - ни слова, равно как и про управляющие компании. И отчеты есть только за 2002-2004 годы.
На сайте ежемесячно появляется информация о том, сколько денег на счету осталось. Однако это даже не отчеты, а “информация из отчетов”. Годовые отчеты немногим лучше: ни анализа, ни движения средств, да почти ничего - две страницы общей информации.
На сайте Минфина есть одна строка, касающаяся проверки отчетов Нацфонда. Цитируем: “Также была проведена аудиторская проверка за год, в соответствии с международными стандартами аудита”. Не удалось обнаружить не только самого отчета аудиторов, но и названия организации-аудитора. Так что даже на авторитет проверяющих структур мы не можем положиться.
Российский Стабилизационный фонд на третьем месте. Информации о нем на сайте Минфина РФ можно найти даже меньше, чем о казахстанском. Но фонд является частью федерального бюджета и он проходит обсуждение и согласование в Госдуме. Кроме того, ежеквартально правительство предоставляет высшему законодательному органу отчет о поступлениях, размещении и использовании средств.
Правительство РФ определило перечень стран, в инструменты которых можно инвестировать, и они перечислены. Для сохранности средств установлено, что можно вкладывать деньги фонда лишь в те компании, у которых рейтинг ААА. Правда, ни компаний, ни стран читатель в справке по Стабфонду не найдет, но они хотя бы определены.
Ни о какой аудированной отчетности, ни о каких проверках нет ни слова.
Нефтяной фонд Азербайджана - очень прозрачный. Он по праву заслужил второе место. На сайте oilfund.az каждый любопытствующий может посмотреть, как власти распоряжаются народным богатством. Правда, информация только на азербайджанском и английском. Но у наших каспийских соседей с применением государственного языка гораздо меньше проблем.
В отчетах рассказывается о текущей ситуации на рынке, которая повлияла на формирование фонда, перечислены управляющие компании, сказано, в банках каких стран средства фонда лежат на депозитах, сколько потрачено на инфраструктуру страны. Даже указаны компании, которые перечислили деньги в фонд, чего мы не нашли ни у одного из анализируемых фондов.
Расходы фонда утверждаются парламентом. При желании Счетная палата Мелли меджлиса может проверить отчетность фонда. Более того, аудированные отчеты Ernst and Young, одной из авторитетнейших в мире компаний, можно найти здесь же.
Можно отметить лишь несколько не очень позитивных моментов. Фонд создан и может быть ликвидирован указом президента. То есть только президент может решить, стоит ли дальше предохраняться от перегрева экономики или уже можно транжирить накопленное. И, как и у предыдущих конкурсантов, у азербайджанского фонда нет полной распечатки инструментов, в которые инвестируются сокровища нации.
Государственный пенсионный фонд Норвегии считается почти эталоном. Раньше фонд назывался нефтяным, но в связи с тем, что в благополучном социальном государстве возникла проблема старения нации, нужно было позаботиться о достойной пенсии для каждого гражданина. Поэтому государство несколько перепрофилировало фонд, в который поступают деньги от нефти.
Фонд создан законом, который был принят высшим законодательным собранием - Стортингом. Деньги поступают в фонд в виде трансфертов от Минфина, так что перечисления компаний-плательщиков нет. Зато отчеты очень подробные (как у Азербайджана, только еще с многостраничным перечнем компаний, в которые инвестируются деньги, и процентов в каждой компании; в отчете за 1998 год этот список занимает 48 страниц).
Есть и большой лист управляющих компаний. Так что люди знают, кто понесет ответственность, если фонд окажется убыточным. И управленцев можно сменить. Ежегодно фонд проходит аудит Центрального банка Норвегии, и аудированный отчет можно посмотреть тут же, на сайте.
Как отмечают эксперты по прозрачности, главное, что в Норвегии люди доверяют властям, которые ответственно управляют народными деньгами.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск