|
Амина Джалилова
Сокровища нации
За год Национальный фонд Казахстана заметно вырос.
В конце 2005 года в фонде было аккумулировано 8 миллиардов долларов,
сегодня уже 12. Это примерно 75 процентов от доходной части государственного
бюджета-2007. И в случае падения цены на нефть, можно надеяться,
эти запасы позволят Казахстану продержаться на плаву три года. То
есть Нацфонд - это стратегический резерв страны, один из аспектов
государственной безопасности.
Между тем казахстанцы не знают и не имеют возможности узнать, кто
и как управляет средствами фонда, во что инвестируются эти деньги.
Это секретная информация. Более того, в любой момент фонд может
быть закрыт. Для этого не понадобится даже решение парламента. Итак,
мы имеем 12 миллиардов народных денег в свободном плавании
Не первый год звучат обвинения в непрозрачности Национального
фонда. Представитель фонда “Сорос - Казахстан” Антон Артемьев указывает
на следующие проблемы, связанные с фондом.
Во-первых, народ не знает, как формируется фонд. Нам говорят, что
такие-то налоги от нефтяных компаний перечисляются в фонд, столько-то
денег на конец текущего месяца скопилось. Но какая компания какую
сумму внесла, мы не знаем.
Во-вторых, очень мало информации об использовании средств фонда.
Чтобы не перегревать экономику, власти, как и принято при управлении
подобными фондами, инвестируют средства за рубежом. Управляют нефтедолларами
наш Нацбанк и ряд зарубежных управляющих компаний. Но что это за
компании, в какие ценные бумаги они наши деньги вкладывают, на экономику
каких государств работает Нацфонд, насколько эффективно работает
та или иная управляющая компания - мы не знаем.
 |
| Деньги Нацфонда в надежном месте... |
Но зачем нам это знать? - спросит читатель. Правительство
распоряжается и ладно. Однако дело в том, что фонд, как и бюджет,
формируется за счет налогов. Не просто налогов, а налогов от добычи
нефти. А недра, согласно Конституции, являются собственностью народа.
И страна откладывает в копилку миллиарды, полученные от использования
этой собственности. От этих денег зависит выживание Казахстана в
случае крушения цен на нефть.
Представьте, что вы откладывали половину своей зарплаты на черный
день. И деньги эти поручили на хранение другу. А друг не только
не рассказывает, как он распоряжается этими деньгами, но и имеет
право отдать их вам тогда и так, как ему захочется, потому что никаких
договоренностей о ликвидации этого фонда вы с другом не установили.
Вот такая дружба у нас установилась между властью и народом.
Впрочем, быть может, такова мировая практика - не будоражить умы
сообщениями о миллиардах в нефтяных фондах, чтобы лишний раз не
рассчитывали, чтобы это был по-настоящему стратегический запас?
Дабы ответить на этот вопрос, мы проанализировали находящуюся в
свободном доступе информацию по подобным фондам в следующих, богатых
нефтью, государствах: Норвегия (ее всегда приводят в пример как
эталон прозрачности), Россия, Азербайджан и Казахстан. Полученные
выводы позволили нам составить рейтинг прозрачности этих четырех
фондов. Для простоты мы именуем их нефтяными фондами, однако в каждой
стране они имеют собственное название.
Мы использовали несколько критериев. Первое - кем управляется фонд,
имеет ли законодательный орган доступ к принятию решений по фонду.
Второе - есть ли информация о том, кто отчисляет деньги в фонд.
Третье - есть ли информация о странах, в бумаги которых можно вкладывать,
о самих инструментах, о рейтингах компаний, которым доверяют деньги
фонда. Четвертое - как часто публикуются отчеты и насколько они
подробны. Пятое - известы ли названия компаний, которые управляют
средствами фонда. Шестое - кто и как проверяет деятельность фонда,
публикуется ли аудированная отчетность.
На четвертом месте, к сожалению, мы вынуждены разместить
Национальный фонд Казахстана. Правда, на сайте Министерства
финансов РК можно найти больше информации, чем на аналогичном российском
сайте. Однако российские власти ежеквартально передают отчет в Госдуму,
у нас же парламент отстранен от контроля за Нацфондом. Есть, правда,
Наблюдательный совет, функции которого не ясны, в него должны входить
спикер сената и спикер мажилиса.
Средства в фонд с середины этого года отчисляют все нефтекомпании,
однако кто сколько дает - неизвестно.
Казахстанцы не могут узнать из открытых источников, какие именно
управляющие компании распоряжаются деньгами, в какие инструменты
они инвестируют, нет даже требования о том, какой должен быть рейтинг
у компаний, которым мы доверяем деньги. То есть неизвестно практически
ничего об управлении финансами.
Впрочем, если сильно постараться, можно найти документы, где дается
разбивка по странам и валютам, в которые вложены деньги. Но про
сами ценные бумаги и компании - ни слова, равно как и про управляющие
компании. И отчеты есть только за 2002-2004 годы.
На сайте ежемесячно появляется информация о том, сколько денег на
счету осталось. Однако это даже не отчеты, а “информация из отчетов”.
Годовые отчеты немногим лучше: ни анализа, ни движения средств,
да почти ничего - две страницы общей информации.
На сайте Минфина есть одна строка, касающаяся проверки отчетов Нацфонда.
Цитируем: “Также была проведена аудиторская проверка за год, в соответствии
с международными стандартами аудита”. Не удалось обнаружить не только
самого отчета аудиторов, но и названия организации-аудитора. Так
что даже на авторитет проверяющих структур мы не можем положиться.
Российский Стабилизационный фонд на третьем месте. Информации
о нем на сайте Минфина РФ можно найти даже меньше, чем о казахстанском.
Но фонд является частью федерального бюджета и он проходит обсуждение
и согласование в Госдуме. Кроме того, ежеквартально правительство
предоставляет высшему законодательному органу отчет о поступлениях,
размещении и использовании средств.
Правительство РФ определило перечень стран, в инструменты которых
можно инвестировать, и они перечислены. Для сохранности средств
установлено, что можно вкладывать деньги фонда лишь в те компании,
у которых рейтинг ААА. Правда, ни компаний, ни стран читатель в
справке по Стабфонду не найдет, но они хотя бы определены.
Ни о какой аудированной отчетности, ни о каких проверках нет ни
слова.
Нефтяной фонд Азербайджана - очень прозрачный. Он по праву
заслужил второе место. На сайте oilfund.az каждый любопытствующий
может посмотреть, как власти распоряжаются народным богатством.
Правда, информация только на азербайджанском и английском. Но у
наших каспийских соседей с применением государственного языка гораздо
меньше проблем.
В отчетах рассказывается о текущей ситуации на рынке, которая повлияла
на формирование фонда, перечислены управляющие компании, сказано,
в банках каких стран средства фонда лежат на депозитах, сколько
потрачено на инфраструктуру страны. Даже указаны компании, которые
перечислили деньги в фонд, чего мы не нашли ни у одного из анализируемых
фондов.
Расходы фонда утверждаются парламентом. При желании Счетная палата
Мелли меджлиса может проверить отчетность фонда. Более того, аудированные
отчеты Ernst and Young, одной из авторитетнейших в мире компаний,
можно найти здесь же.
Можно отметить лишь несколько не очень позитивных моментов. Фонд
создан и может быть ликвидирован указом президента. То есть только
президент может решить, стоит ли дальше предохраняться от перегрева
экономики или уже можно транжирить накопленное. И, как и у предыдущих
конкурсантов, у азербайджанского фонда нет полной распечатки инструментов,
в которые инвестируются сокровища нации.
Государственный пенсионный фонд Норвегии считается почти
эталоном. Раньше фонд назывался нефтяным, но в связи с тем,
что в благополучном социальном государстве возникла проблема старения
нации, нужно было позаботиться о достойной пенсии для каждого гражданина.
Поэтому государство несколько перепрофилировало фонд, в который
поступают деньги от нефти.
Фонд создан законом, который был принят высшим законодательным собранием
- Стортингом. Деньги поступают в фонд в виде трансфертов от Минфина,
так что перечисления компаний-плательщиков нет. Зато отчеты очень
подробные (как у Азербайджана, только еще с многостраничным перечнем
компаний, в которые инвестируются деньги, и процентов в каждой компании;
в отчете за 1998 год этот список занимает 48 страниц).
Есть и большой лист управляющих компаний. Так что люди знают, кто
понесет ответственность, если фонд окажется убыточным. И управленцев
можно сменить. Ежегодно фонд проходит аудит Центрального банка Норвегии,
и аудированный отчет можно посмотреть тут же, на сайте.
Как отмечают эксперты по прозрачности, главное, что в Норвегии люди
доверяют властям, которые ответственно управляют народными деньгами.
|