Галина Галкина
Изучаю науку неба
Болот Толенович Шамшиев - режиссер-корифей советского кино,
автор культовых фильмов “Белый пароход”, “Ранние журавли”. Сегодня
он - советник президента Кыргызстана. На IХ Евразийский телефорум
в Москву мэтра кинематографа пригласили для работы в жюри
В
Москве работал IХ Евразийский телефорум, многонациональный по своему
составу. В это же время отмечали здесь официальный праздник - День
единства народов Российской Федерации. И одновременно черносотенцы
выступили со своим Маршем русских, правда, этот марш подавляющего
меньшинства почти никем не был замечен, но организаторы телефорума
приняли меры предосторожности, предупредив участников азиатских
национальностей не покидать отель “Украина” хотя бы до обеда. В
нашей короткой беседе в фойе гостиницы мы обсуждали не только проблемы
телефорума.
- Болот Толенович, какие новые открытия, на ваш взгляд, принес
IХ Евразийский телефорум в этом году?
- Нынешний форум показал, что авторы фильмов и программ нащупывают
новые темы. Мне понравилось, что в российских регионах появился
вкус к семейным темам, проблемам нравственности, земли, чистоты,
природы. Я по своей натуре человек, борющийся за экологию. Если
вы помните, мой фильм “Белый пароход” про мальчика на кордоне, то
эта тема для меня всегда особенно интересна.
Посмотрел на форуме работу российских авторов, которая мне чрезвычайно
понравилась: в какой-то деревеньке в Тверской области есть своя
студия, где горстка энтузиастов делает кино. Их фильм наполнен желанием
очистить землю от грязи, человека - от душевного загрязнения.
Досье “НП” |
Болот Шамшиев - народный артист Кыргызской Республики,
народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР,
советник президента КР.
Широкая известность пришла к Болоту Шамшиеву после выхода
на экраны художественного фильма по повести Мухтара Ауэзова
“Выстрел на перевале Караш” и приключенческой ленты “Алые
маки Иссык-Куля”. Самые знаменитые работы Б.Шамшиева: “Белый
пароход”, “Ранние журавли”. Фильм Б.Шамшиева “Манасчи” получил
большой приз международного кинофестиваля короткометражных
фильмов в Оберхаузене (Германия).
|
- Сегодня, в День единства народов России, некие группировки
объединились в черносотенском Марше русских, демонстрируя свое негативное
отношение к иным народам. И ведь в подобных маршах участвует в основном
молодежь. Как вы думаете, почему это происходит в многонациональной
стране?
- На протяжении своих сорокалетних исследований я пришел к мысли,
что народности РФ, как и бывшего Советского Союза, - это единый
народ, имеющий общие генетические корни, единую культуру, представления:
что такое “хорошо”, что такое “плохо”... К сожалению, многие столетия
развели людей по различным оврагам, буеракам, ущельям, низинам,
и произошло разобщение. Что касается нынешних молодых, они не получили
должного воспитания: их родители направили все усилия на выживание
на рубеже смены формаций, экономического и политического кризиса.
Я считаю, что двадцать первый век - эпоха консолидации, объединения
людей, возвращения к древнейшим истокам. IХ Евразийский телефорум
демонстрирует стремление народов к такому единению.
- Какова ситуация с кинематографом в Кыргызстане?
- У нас не такое положение в кинематографе, как в Казахстане, где
существует государственная поддержка кино. Мы смотрим на это с положительным
чувством, по-хорошему завидуем коллегам-казахстанцам. Евразийский
телефорум, который набирает силу и обороты, имеет особое значение
для Центральной Азии. Это приносит свои плоды, потому что появляются
новые кинематографисты. К сожалению, в Кыргызстане мы ограничены
в средствах и возможностях.
- Болот Толенович, вы в свое время тоже были в рядах киргизской
оппозиции, принимали участие в митингах, разоблачали режим Акаева.
В Кыргызстане недавно происходили волнения: в стране в очередной
раз наступил кризис власти. Что вы думаете по этому поводу?
- Нам не повезло с первым правительством, оно оказалось коррумпированным,
сейчас происходят очень важные общественные изменения в политике,
экономике, культуре, производстве. Эти процессы болезненные, тяжелые.
Но на происходящее нужно смотреть спокойно. Сегодня я выполняю обязанности
советника президента по культуре и стараюсь внести какую-то свою
лепту в создание нового киргизского государства, которое всегда
было обращено к нашему союзу народов, населяющих Евразию. Для нас
это реальность. Мы никогда не подвергали сомнению идею евразийства.
У нас нет ксенофобских настроений, существует большая терпимость
к людям других национальностей и вероисповеданий.
- Известно, что вы отошли от режиссерской работы. Чем же сегодня
заняты ваши мысли?
- Я сорок лет занимаюсь исследовательской работой в области ностратического
языка. Ностра-язык - это общий язык. В Библии сказано, что существовал
единый народ, говорящий на общем языке. В откровениях Иоанна написано:
“В начале было Слово, и было это слово “Бог”. Мне в моих изысканиях
удалось нащупать древние, самые первые слова. Слово “Бог” и есть
“Аз”. “Аз” несет в себе значение креста, неба, космоса, вселенной,
означает имя творца. Донские казаки, кубанские, яицкие, казахстанские
- они все происходят от древнего этимологического названия “аз ак”,
что значит “рожденные белым небом”. Белая раса была создана на территории
современного Тянь-Шаня, Алатау, Гималаев, Алтая. Весь этот громадный
регион дал жизнь первым людям на Земле. В Библии говорится о Якове,
у которого было 12 детей, в киргизском эпосе “Манас” упоминается
о шести детях, и, по моему мнению, это более точно.
Имя “Манас” расшифровывается как “Разум неба”. До первого человека
на Земле были животные. В результате эволюционного развития возникли
двуногие звери. И до сих пор существует множество предположений,
как возник человек разумный. По моему предположению, моей версии,
первый разумный человек был произведен в результате генетического
опыта. Я называю “homo sapiens” “генетически модифицированным неандертальцем”.
И этот опыт провели “ананаки”, так написано в шумерских табличках.
На древнем ностратическом языке это читается “анык ак” - “сверхбелый”.
Сверхбелые существа взяли ДНК прямоходящего дикого зверя “homo erectus”,
соединили его с геном разума неба, вложили в суррогатную космическую
белую мать. В результате этого “непорочного зачатия” космическая
мать родила первого белого человека.
- Ваша теория перекликается с библейской историей происхождения
человека...
- Что такое наука? Это знания, основанные на фактах. Что такое религия?
Знания, основанные на вере, неподкрепленные фактами. И я убежден,
что в ХХI веке религия помимо веры обретет еще и научно обоснованные
факты. Слово “ислам” переводят сегодня как “чистая вера”, “покорность”.
Но в этом слове заложены древние ностратические слова “аз” и “лим”,
“аз” и “лам”, что означает “наука неба”. Пророк Мухаммед запомнил
“науку неба” и рассказал о ней. Это священная книга о науке неба,
знаниях космоса. Сравните: “Алла, кудай, бак берген ай ата, аз еси”
и православное - “Отче наш, иже еси на небесех” - это ведь одно
и то же, только сказанное на разных наречиях. Корневая суть человека
одна, но в результате того, что все разбрелись - кто в овраг, кто
в лес, кто на море - у них менялись и языки. Язык не стоит на месте,
он развивается, перетекает из одной формы в другую. Вся наша история
как бы закодирована в языках, различных символах. Я считаю, что
на территории бывшего Советского Союза до Дуная простирается Азия
- “Аз иик яр”. Что это значит? “Яр” - “земля”, “иик” - “священная”,
“аз” - “небо”. Таким образом, Азия - Земля священного неба. А что
такое “алаш”? Казахский “алаш” - это “закон”. Шанырак в юрте - это
крест в круге. Вертикальная линия означает космическую силу “асман”,
горизонтальная - дух космоса “манас”. “Асман” - “манас” - “алаш”
- триединство мира, космоса, вселенной. Без этого триединства ничего
не существует. Потому что без духа и закона - все дикость. Только
закон и дух одухотворяют все, что есть на свете. Я закончил большую
работу, которую писал ночами - “Иисус - сын Манаса”. Эта публикация
вызвала большой резонанс, споры в научном мире. Но так и должно
быть, в спорах есть движение, поиск истины.
Москва
|